3 августа 2021 Bloomberg
Рынок казначейских облигаций все чаще охватывают приступы волнения, что периодически приводит к масштабным интервенциям со стороны Федеральной резервной системы США. Волатильность в марте 2020 года, вызванная пандемией, привела к снижению ликвидности на крупнейшем в мире рынке облигаций, после чего ФРС стала вливать на рынок более $100 млрд в день за счет покупки долговых обязательств. Спустя больше года ФРС объявила о создании так называемой операции РЕПО постоянного действия, что должно помочь предотвратить волнения в будущем. Несколькими часами ранее бывшие ведущие мировые политики призвали создать такой механизм наряду с другими мерами по укреплению рынка казначейских облигаций.
1. Почему рынок казначейских облигаций так важен
Для этого есть много причин. Во-первых, потому что стоимость активов на сумму более $50 трлн по всему миру оценивается в казначейских облигациях. Поэтому потрясения на рынках государственного долга могут оказывать опосредованное воздействие на другие классы активов, вызывая волатильность, которая может подтолкнуть инвесторов перевести деньги в более безопасное место. Кроме того, правительству США пришлось нарастить объем продаж долга, который увеличился примерно на 50% с конца 2017 года, чтобы финансировать растущий дефицит бюджета, который впоследствии сильно разросся из-за финансирования расходов на борьбу с коронавирусом.
2. Что спровоцировало откат рынка
Сложно сказать. В 2020 году катализатором, безусловно, стало исключительное событие, поскольку вспышка Covid-19 обвалила акции и сырьевые товары и вызвала сильные колебания на рынке казначейских облигаций. Управляющие активами заявили, что дилеры отказались от поддержания котировок ценных по мере ухудшения ситуации, а активная торговля хедж-фондов казначейскими бумагами с привлечением заемных средств усилила резкие колебания доходности. Тем не менее, бывает сложно выявить причины резких движений рынка, как в случае с кризисом в сентябре 2019 года на рынке «РЕПО» (соглашение о выкупе), который обеспечивает финансирование для многих сделок с казначейскими облигациями.
3. Существуют ли характерные особенности
Большинство согласно, что эти проблемы возникли из-за нормативов, принятых после финансового кризиса 2008 года. Хотя их целью было обеспечить финансовую стабильность, некоторые утверждают, что правила ограничили способность банков влиять на рынки, что спровоцировало более частые проблемы с ликвидностью. При этом вице-председатель Совета управляющих Федеральной резервной системы по надзору Рэндал Куорлз предупредил в 2020 году, что сам размер казначейского рынка ограничивал возможности дилеров в плане определения цен на рынке.
4. Что сделала ФРС
На заседании Федерального комитета по открытым рынкам в июле 2021 года ФРС заявила, что создаст постоянный механизм РЕПО (SRF), по факту даже два механизма — внутренний и внешний. Говоря о высокой ликвидности казначейских облигаций, в качестве доказательства можно привести рынок РЕПО, где банки и другие крупные инвесторы обменивают казначейские облигации на наличные деньги в рамках краткосрочных сделок, которые представляют собой обеспеченные кредиты. РЕПО несколько упрощает процесс финансирования. В сентябре 2019 года ФРС пришлось наводнить рынок РЕПО сотнями миллиардов долларов после того, как процентные ставки подскочили на фоне критического положения. После этого чиновники ФРС предложили создать SRF, что позволило бы ФРС постоянно присутствовать на рынке, позволяя уполномоченным контрагентам ежедневно конвертировать определенные долговые бумаги в наличные деньги в качестве меры постоянной поддержки. Из-за обвала в марте 2020 года эта идея снова вышла на передний план.
5. Связано ли это с текущими проблемами на рынке
Нет. Создание SRF является превентивной мерой на случай кризиса, но сейчас кризиса нет. В действительности, в данный момент фонды денежного рынка и другие инвесторы, у которых много денег, просят ФРС разгрузить их с помощью рекордных сумм так называемого обратного РЕПО, в рамках которого ФРС выдает займы принадлежащими ей ценным бумагами. Эта ситуация противоположна тому, что происходило во время обвала рынка, например, в марте 2020 года, когда ФРС предоставляла деньги в обмен на ценные бумаги.
6. Как будет работать SRF
В рамках внутреннего механизма ФРС будет проводить ежедневные операции РЕПО овернайт, обменивая деньги на казначейские облигации, долговые ценные бумаги федеральных агентств и ценные бумаги государственных организаций, обеспеченные закладными, с максимальным объемом операций $500 млрд. В рамках внешнего механизма РЕПО ФРС будет по мере необходимости заключать сделки РЕПО овернайт с иностранными официальными учреждениями с учетом их резервов казначейских ценных бумаг, находящихся на хранении в Федеральном резервном банке Нью-Йорка. Первоначально минимальная ставка для РЕПО в рамках этих механизмов будет установлена на уровне 25 базисных пунктов. Контрагенты по внутренним операциям будут включать первичных дилеров, а также, со временем, депозитные учреждения. Начальный лимит внешнего механизма на одного контрагента составит $60 млрд.
7. Что говорится в отчете G30
Группа G30, независимый международный совет экономических и финансовых лидеров, опубликовала 28 июля рекомендации по обеспечению устойчивости казначейского рынка. Бывший министр финансов США Тим Гайтнер, возглавляющий Рабочую группу G30 по ликвидности казначейского рынка, включил SRF в качестве основной рекомендации. В докладе G30 «главной причиной» недавних сбоев в работе рынка казначейских облигаций называется резкий рост федерального долга США, сопровождавшийся ужесточением регулирования банковского капитала после финансового кризиса 2007-09 годов.
8. Какие еще предлагались меры для регулирования рынка казначейских облигаций
Разработкой мер занимается не только G30 — бывший президент ФРС Нью-Йорка Билл Дадли написал в колонке Bloomberg 29 июля, что, хотя SRF является большим шагом вперед, многое еще предстоит сделать, чтобы гарантировать бесперебойную работу. Вот некоторые ключевые аспекты, озвученные экспертами.
Централизованный клиринг
Чтобы избежать очередного кризиса, чиновники ФРС, включая председателя Джерома Пауэлла, заговорили о возможности укрепления основ рынка с помощью универсального клиринга с участием центрального контрагента (CCP) для финансирования сделок и управления всплесками активности во время волнений на рынке. Центральный контрагент, который обрабатывает многие, если не все, сделки с казначейскими облигациями с капиталом, предоставляемым его членами, может ограничить необходимость интервенций ФРС. В настоящее время только около пятой части рынка проходит через подразделение Depository Trust & Clearing Corp. — Fixed Income Clearing Corp. (FICC), единственную центральную клиринговую палату, занимающуюся казначейскими облигациями. Подобное перераспределение сделок копировало бы действия регулирующих органов после того, как убытки от производных инструментов едва не обрушили мировую экономику в 2008 году, когда они перевели большую часть операций по процентным свопам в CCP. Однако некоторые считают, что такие действия сопряжены с ростом расходов. Другие же утверждают, что клиринговая палата может усугубить ситуацию из-за концентрации рисков. Чтобы обеспечить надежность самой клиринговой палаты G30 рекомендовала Министерству финансов пересмотреть схему функционирования FICC.
Торговля без посредников
Как и в случае с постоянным механизмом РЕПО, идея в том, чтобы трейдеры смогли получить альтернативные способы для поиска контрагентов, учитывая, что дилеры с Уолл-стрит, которые обычно обрабатывают большие объемы, заняли выжидательную позицию. Некоторые рассматривают расширение возможностей для инвесторов торговать напрямую друг с другом как способ уменьшить зависимость от первичных дилеров ФРС, группы из 24 организаций, в которой доминируют такие крупные банки, как JPMorgan Chase & Co. и Bank of America Corp. В частности, предлагается включить инвестиционных менеджеров в число первичных дилеров. Гигант рынка облигаций Pacific Investment Management Co. утверждает, что управляющие активами должны войти в эту группу. В отчете G30 отмечается, что «универсальный централизованный клиринг может побудить операторов торговых платформ открыть площадки для более широкого круга субъектов рынка или даже для торговли между всеми участниками рынка».
Прозрачность
Многие считают, что казначейский рынок слишком непрозрачен, и эта ситуация может способствовать нервозности рынка. После жарких обсуждений возможности публичного выпуска данных о торговле команда бывшего министра финансов Стивена Мнучина решила в сентябре 2019 года разрешить сбор еженедельной сводной статистики через свою систему отчетности о стоимости облигаций TRACE. Это не отвечало желаниям многих, учитывая, что о стоимости акций и корпоративных облигаций сообщается мгновенно или с небольшим опозданием в течение дня.
«Необходимо расширить систему отслеживания отчетов, чтобы охватывать все операции с казначейскими ценными бумагами, а также сделки РЕПО с казначейскими облигациями», — посоветовали в G30.
Снижение требований регулирующих органов
Бывший экономист Федеральной резервной системы Нелли Лян, которая в настоящее время является заместителем министра финансов по внутренним финансам, в декабре прошлого года предложила внести изменения в банковские правила «для улучшения условий предоставления ликвидности дилерами, аффилированными с банками, без снижения общей безопасности и надежности». Она предложила исключить резервы центрального банка из расчета коэффициента дополнительного кредитного плеча банков (SLR), при условии, что они не несут риска (Казначейские облигации не должны исключаться из расчета, потому что они подвержены риску процентных ставок). Для борьбы с последствиями пандемии ФРС в 2020 году позволила кредиторам исключить казначейские облигации и депозиты из расчетов SLR, по сути разрешив им выдавать больше кредитов. Но это разрешение истекло в марте, хотя многие участники рынка призывали его сохранить. ФРС заявила, что рассматривает возможность постоянной корректировки SLR в будущем. G30 призвала изменить требования к капиталу, чтобы снизить уровень посредничества на рынке.
1. Почему рынок казначейских облигаций так важен
Для этого есть много причин. Во-первых, потому что стоимость активов на сумму более $50 трлн по всему миру оценивается в казначейских облигациях. Поэтому потрясения на рынках государственного долга могут оказывать опосредованное воздействие на другие классы активов, вызывая волатильность, которая может подтолкнуть инвесторов перевести деньги в более безопасное место. Кроме того, правительству США пришлось нарастить объем продаж долга, который увеличился примерно на 50% с конца 2017 года, чтобы финансировать растущий дефицит бюджета, который впоследствии сильно разросся из-за финансирования расходов на борьбу с коронавирусом.
2. Что спровоцировало откат рынка
Сложно сказать. В 2020 году катализатором, безусловно, стало исключительное событие, поскольку вспышка Covid-19 обвалила акции и сырьевые товары и вызвала сильные колебания на рынке казначейских облигаций. Управляющие активами заявили, что дилеры отказались от поддержания котировок ценных по мере ухудшения ситуации, а активная торговля хедж-фондов казначейскими бумагами с привлечением заемных средств усилила резкие колебания доходности. Тем не менее, бывает сложно выявить причины резких движений рынка, как в случае с кризисом в сентябре 2019 года на рынке «РЕПО» (соглашение о выкупе), который обеспечивает финансирование для многих сделок с казначейскими облигациями.
3. Существуют ли характерные особенности
Большинство согласно, что эти проблемы возникли из-за нормативов, принятых после финансового кризиса 2008 года. Хотя их целью было обеспечить финансовую стабильность, некоторые утверждают, что правила ограничили способность банков влиять на рынки, что спровоцировало более частые проблемы с ликвидностью. При этом вице-председатель Совета управляющих Федеральной резервной системы по надзору Рэндал Куорлз предупредил в 2020 году, что сам размер казначейского рынка ограничивал возможности дилеров в плане определения цен на рынке.
4. Что сделала ФРС
На заседании Федерального комитета по открытым рынкам в июле 2021 года ФРС заявила, что создаст постоянный механизм РЕПО (SRF), по факту даже два механизма — внутренний и внешний. Говоря о высокой ликвидности казначейских облигаций, в качестве доказательства можно привести рынок РЕПО, где банки и другие крупные инвесторы обменивают казначейские облигации на наличные деньги в рамках краткосрочных сделок, которые представляют собой обеспеченные кредиты. РЕПО несколько упрощает процесс финансирования. В сентябре 2019 года ФРС пришлось наводнить рынок РЕПО сотнями миллиардов долларов после того, как процентные ставки подскочили на фоне критического положения. После этого чиновники ФРС предложили создать SRF, что позволило бы ФРС постоянно присутствовать на рынке, позволяя уполномоченным контрагентам ежедневно конвертировать определенные долговые бумаги в наличные деньги в качестве меры постоянной поддержки. Из-за обвала в марте 2020 года эта идея снова вышла на передний план.
5. Связано ли это с текущими проблемами на рынке
Нет. Создание SRF является превентивной мерой на случай кризиса, но сейчас кризиса нет. В действительности, в данный момент фонды денежного рынка и другие инвесторы, у которых много денег, просят ФРС разгрузить их с помощью рекордных сумм так называемого обратного РЕПО, в рамках которого ФРС выдает займы принадлежащими ей ценным бумагами. Эта ситуация противоположна тому, что происходило во время обвала рынка, например, в марте 2020 года, когда ФРС предоставляла деньги в обмен на ценные бумаги.
6. Как будет работать SRF
В рамках внутреннего механизма ФРС будет проводить ежедневные операции РЕПО овернайт, обменивая деньги на казначейские облигации, долговые ценные бумаги федеральных агентств и ценные бумаги государственных организаций, обеспеченные закладными, с максимальным объемом операций $500 млрд. В рамках внешнего механизма РЕПО ФРС будет по мере необходимости заключать сделки РЕПО овернайт с иностранными официальными учреждениями с учетом их резервов казначейских ценных бумаг, находящихся на хранении в Федеральном резервном банке Нью-Йорка. Первоначально минимальная ставка для РЕПО в рамках этих механизмов будет установлена на уровне 25 базисных пунктов. Контрагенты по внутренним операциям будут включать первичных дилеров, а также, со временем, депозитные учреждения. Начальный лимит внешнего механизма на одного контрагента составит $60 млрд.
7. Что говорится в отчете G30
Группа G30, независимый международный совет экономических и финансовых лидеров, опубликовала 28 июля рекомендации по обеспечению устойчивости казначейского рынка. Бывший министр финансов США Тим Гайтнер, возглавляющий Рабочую группу G30 по ликвидности казначейского рынка, включил SRF в качестве основной рекомендации. В докладе G30 «главной причиной» недавних сбоев в работе рынка казначейских облигаций называется резкий рост федерального долга США, сопровождавшийся ужесточением регулирования банковского капитала после финансового кризиса 2007-09 годов.
8. Какие еще предлагались меры для регулирования рынка казначейских облигаций
Разработкой мер занимается не только G30 — бывший президент ФРС Нью-Йорка Билл Дадли написал в колонке Bloomberg 29 июля, что, хотя SRF является большим шагом вперед, многое еще предстоит сделать, чтобы гарантировать бесперебойную работу. Вот некоторые ключевые аспекты, озвученные экспертами.
Централизованный клиринг
Чтобы избежать очередного кризиса, чиновники ФРС, включая председателя Джерома Пауэлла, заговорили о возможности укрепления основ рынка с помощью универсального клиринга с участием центрального контрагента (CCP) для финансирования сделок и управления всплесками активности во время волнений на рынке. Центральный контрагент, который обрабатывает многие, если не все, сделки с казначейскими облигациями с капиталом, предоставляемым его членами, может ограничить необходимость интервенций ФРС. В настоящее время только около пятой части рынка проходит через подразделение Depository Trust & Clearing Corp. — Fixed Income Clearing Corp. (FICC), единственную центральную клиринговую палату, занимающуюся казначейскими облигациями. Подобное перераспределение сделок копировало бы действия регулирующих органов после того, как убытки от производных инструментов едва не обрушили мировую экономику в 2008 году, когда они перевели большую часть операций по процентным свопам в CCP. Однако некоторые считают, что такие действия сопряжены с ростом расходов. Другие же утверждают, что клиринговая палата может усугубить ситуацию из-за концентрации рисков. Чтобы обеспечить надежность самой клиринговой палаты G30 рекомендовала Министерству финансов пересмотреть схему функционирования FICC.
Торговля без посредников
Как и в случае с постоянным механизмом РЕПО, идея в том, чтобы трейдеры смогли получить альтернативные способы для поиска контрагентов, учитывая, что дилеры с Уолл-стрит, которые обычно обрабатывают большие объемы, заняли выжидательную позицию. Некоторые рассматривают расширение возможностей для инвесторов торговать напрямую друг с другом как способ уменьшить зависимость от первичных дилеров ФРС, группы из 24 организаций, в которой доминируют такие крупные банки, как JPMorgan Chase & Co. и Bank of America Corp. В частности, предлагается включить инвестиционных менеджеров в число первичных дилеров. Гигант рынка облигаций Pacific Investment Management Co. утверждает, что управляющие активами должны войти в эту группу. В отчете G30 отмечается, что «универсальный централизованный клиринг может побудить операторов торговых платформ открыть площадки для более широкого круга субъектов рынка или даже для торговли между всеми участниками рынка».
Прозрачность
Многие считают, что казначейский рынок слишком непрозрачен, и эта ситуация может способствовать нервозности рынка. После жарких обсуждений возможности публичного выпуска данных о торговле команда бывшего министра финансов Стивена Мнучина решила в сентябре 2019 года разрешить сбор еженедельной сводной статистики через свою систему отчетности о стоимости облигаций TRACE. Это не отвечало желаниям многих, учитывая, что о стоимости акций и корпоративных облигаций сообщается мгновенно или с небольшим опозданием в течение дня.
«Необходимо расширить систему отслеживания отчетов, чтобы охватывать все операции с казначейскими ценными бумагами, а также сделки РЕПО с казначейскими облигациями», — посоветовали в G30.
Снижение требований регулирующих органов
Бывший экономист Федеральной резервной системы Нелли Лян, которая в настоящее время является заместителем министра финансов по внутренним финансам, в декабре прошлого года предложила внести изменения в банковские правила «для улучшения условий предоставления ликвидности дилерами, аффилированными с банками, без снижения общей безопасности и надежности». Она предложила исключить резервы центрального банка из расчета коэффициента дополнительного кредитного плеча банков (SLR), при условии, что они не несут риска (Казначейские облигации не должны исключаться из расчета, потому что они подвержены риску процентных ставок). Для борьбы с последствиями пандемии ФРС в 2020 году позволила кредиторам исключить казначейские облигации и депозиты из расчетов SLR, по сути разрешив им выдавать больше кредитов. Но это разрешение истекло в марте, хотя многие участники рынка призывали его сохранить. ФРС заявила, что рассматривает возможность постоянной корректировки SLR в будущем. G30 призвала изменить требования к капиталу, чтобы снизить уровень посредничества на рынке.
http://www.bloomberg.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба