4 ноября 2021 | Zillow giovanni1313
Технологический сектор США в очередной раз доказывает, что он впереди планеты всей, когда дело касается прожигания денег. Свою минуту славы на днях получила компания “Zillow”, крупнейшая риэлторская онлайн-платформа, умудрившаяся на ровном месте получить убыток 550 млн. долларов.
“Zillow” развивала свои онлайн-сервисы с 2006 года. Она вышла на биржу в 2011 и, как и полагается каждой приличной технологической компании, каждый год радовала инвесторов убытками в сотню-другую миллионов долларов (за исключением первых 2 лет публичной работы). Но, как и полагается приличной технологической компании, у “Zillow” были грандиозные планы. Амбиции! Рост! Инновации!
Сооснователь “Zillow” Рич Бартон в 2019 занял должность генерального директора компании и начал развивать свою давнюю амбициозную идею. Идея была проста: сделать онлайн-сервис, который позволит человеку, продающему свой дом, буквально за пару кликов совершить сделку и получить деньги. Всю сопутствующую работу берет на себя “Zillow”, которая выступит в роли покупателя. Затем компания подремонтирует объект и перепродаст его подороже другому клиенту.
Индустрия, демонстрируя свою стойкую приверженность карго-культу Стива Джобса, назвала эту бизнес-модель ”iBuying”. До того, как Бартон вновь оказался у руля “Zillow”, несколько стартапов-конкурентов уже взяли на вооружение такую модель. Так что “Zillow” оказалась в положение догоняющей.
Но зато онлайн-площадка компании была неоспоримым лидером в риэлторской сфере. Так что Бартон был настроен на агрессивный рост. Вот сейчас мы отдизраптим отрасль по полной! Работа закипела: пошли совещания с презентациями, усыпанные жаргоном вроде «бесшовный опыт», «клиентское путешествие», «сопутствующие услуги», «биг дата» и, конечно, святая троица «AI», «ML» и «DL».
Совместными усилиями разработчиков и менеджеров продукт был создан, под названием ”Zillow Offers”. Пошли первые покупки. Начало было слабеньким: объёмы покупок и продаж были небольшими, перепродажа домов приносила компании убытки. Но Рич Бартон источал энтузиазм, который редко встретишь за пределами технологического сектора: «Мы только что зажгли рынок. Люди были во тьме. Мы показали им то, что доступно, и мы снесли им крышу, заставив фантазировать о том, что бы купить».
"Технологический Титан, Зажигающий Рынок". Ян Коссирс, 1630-ые
После коронавирусной паузы программа ”Zillow Offers” возобновилась. Попёр вверх и американский рынок недвижимости: за 2020 рост цен составил 8,4%. Проект даже вышел в плюс! И тут крышу снесло у самого руководства. Бартон, неоднократно грозившийся нарастить темп покупок в рамках ”Zillow Offers” до 5 тыс. объектов в месяц, решил, что время для этого пришло. Менеджмент получил команду «полный вперед!».
Тут стоит отметить, что при разработке продукта ”Zillow” допустила маленькую оплошность. Совсем незначительный пустячок. Дело в том, что используемая бизнес-модель имеет экономический смысл, если цена покупки дома будет ощутимо меньше, чем цена продажи. Но за разговорами о «бесшовном опыте» и «биг дате» эта деталь, видимо, потерялась. А может, в этом и заключалась обещанная подрывная инновация? Революционный слом парадигмы, так сказать?..
Как бы там ни было, ”Zillow” стала выкупать дома по каким-то совершенно диким, нереальным, завышенным ценам. В этом треде на «Реддите» немало информации «с мест». Один дом был выставлен на продажу за $350k, выкуплен ”Zillow” за $380k. Дом по соседству выставлен за $345k, выкуплен ”Zillow” за $430k. Еще примеры: 30% премия к цене листинга, 23% премия к рынку, $56k премия к рынку…
Реддиторы бросились вычислять «хитрый план Бартона». Но всплывшая к концу квартала информацию поставила крест на всех конспирологических версиях. Как говорится, миром правит не тайная ложа, а явная лажа. И в случае с ”Zillow” лажа быстро стала очевидной: аналитики подсчитали, что 2/3 домов, купленных компанией, сейчас выставлены на продажу по цене, которая ниже цены приобретения. И это без учёта издержек на осуществление сделки и реновацию. Добавим, что далеко не факт, что на текущую цену листинга найдутся покупатели — и компании придётся снижать цены дальше.
Подтверждение этому последовало вчера, в официальной отчетности компании. В 3 квартале ”Zillow” купила 9680 объектов, а продать смогла только 3 тысячи. Заморозив гигантские кредитные средства, за которые надо платить. Но это еще не самое вкусное: на каждом объекте, который ”Zillow” всё-таки удалось сплавить, она проиграла в среднем 80 тыс. долларов (!). И это притом, что средняя цена продаваемого дома в США составила 453 тыс. долларов, т. е. отрицательная маржинальность операций по меркам рынка недвижимости получилась зашкаливающей.
Соответственно, 550 миллионов долларов убытка, о которых объявлено официально — это скорее оптимистичная оценка, которая может еще и ухудшиться. К счастью, Рич Бартон осознал, что «зажигание рынка» пошло куда-то не туда, и в середине октября закрыл программу ”Zillow Offers”. Под сокращение попадёт 25% сотрудников компании.
Зато гендиректор останется сидеть в своём роскошном кресле. Потуги Бартона объяснить феерический провал программы смехотворны. «На самом деле это был плохой алгоритм для оценки». Ой, какой сюрприз. Никогда бы не подумал, что алгоритм, ставящий цену на 25%-30% выше рынка является плохим. «Прогнозировать цену домов на 6 месяцев вперед реально сложно во времена COVID». Ага, если не вспоминать, что за крайние 6 месяцев цена выперла вверх почти на 11%. Как на таком рынке вообще можно уйти в минус? COVID? Может, еще глобальное потепление виновато?
«Мы просто решили, что быть ”iBuyer” было слишком рискованно, слишком волатильно и, в конечном итоге, направлено на слишком малое число клиентов». Ага — мы всё сделали правильно, это сама идея плохая. Да и вообще, клиентам это не нужно, так что не очень-то и хотелось.
И вот с последним точно можно поспорить. По сути, эти 550 млн. долларов были розданы щедрой компанией простым домовладельцам, которые были очень рады получить «халявные» деньги. Такой себе трансфер богатства от инвесторов, пресловутого 0,1%, к среднему классу. Что ж, это хорошо соотносится с характерной бизнес-моделью многих компаний технологического сектора: жечь деньги, субсидируя сервисы для пользователей. Одним из позитивных итогов амбиций, пустословия и управленческой немощи становится хоть и кривенькое, но все же подобие социальной ответственности.
Бонусный график:
Лучший управляющий фонда всех времен и народов по версии WallStreetBets, Кэти Вуд, очень любит ”Zillow”. Бумага занимает 11 место по весу в ее фонде ARKK; Кэти покупала акции (зеленые кружки на графике) весь второй и третий квартал.
(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу