Facebook теряет пользователей. Meta терпит фиаско? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Facebook теряет пользователей. Meta терпит фиаско?

4 февраля 2022 ИХ "Финам" | Facebook Аседова Наталия
Meta Platforms, являющаяся материнской компанией Facebook, представила финансовые результаты за четвертый квартал и весь минувший год. Отчетность и прогнозы разочаровали инвесторов, и, как следствие, ее бумаги растеряли почти 23% стоимости сразу после публикации результатов, а вслед за ними ушли в минус и акции других представителей высокотехнологичного сектора.

Это был первый отчет Meta после ребрендинга и переориентации на виртуальное пространство. Впервые компания отдельно раскрыла финансовые результаты подразделения Reality Labs, инвестирующего в виртуальную реальность и метавселенную, сообщив о его операционных убытках в размере $3,3 млрд.

Помимо этого, в четвертом квартале 2021 года аудитория Facebook, Instagram и WhatsApp осталась почти неизменной - рост 4% г/г, а неожиданностью стало внезапное падение числа активных пользователей Facebook, с которым соцсеть столкнулась впервые в своей истории. Так, среднее количество ежедневных активных пользователей Facebook в последнем квартале 2021 года сократилось до 1,929 млрд человек, а глава компании Марк Цукерберг предупредил о замедлении роста доходов ввиду возросшей конкуренции со стороны TikTok и YouTube.

Finam.ru вместе с экспертами решил разобраться, с какими еще трудностями в ближайшее время может столкнуться Meta и что ждет акции компании.

Неоднозначные прогнозы и отчетность

Чистая прибыль Meta в 4 квартале 2021 года сократилась на 8% г/г и составила $10,3 млрд, а разводненная прибыль на акцию оказалась на уровне $3,67 против $3,88 годом ранее, заметно не дотянув до консенсус-прогноза в $3,83. Совокупная квартальная выручка, тем временем, возросла на 20% г/г и достигла $33,7 млрд, в то время как аналитики в среднем прогнозировали $33,4 млрд.

Неплохо выглядели при этом годовые финрезультаты. Выручка за 2021 год составила $117,9 млрд, увеличившись на 37% г/г, а чистая прибыль поднялась на 35% г/г, достигнув $39,4 млрд, при этом разводненная прибыль на акцию выросла с $10,09 в 2020 году до $13,77.

По заявлениям компании, ухудшение результатов в минувшем квартале было связано с новой политикой конфиденциальности Apple, сбоем в цепочках поставок, инфляцией, а также притоком пользователей в видеоприложение Reels, от которого Meta получает меньший доход, чем от основных продуктов, таких как новостная лента и "сториз". В корпорации отмечают, что макроэкономические проблемы, такие как инфляция и сбои в цепочках поставок, могут негативно повлиять на рекламные бюджеты и в будущем.

Более того, как отмечалось выше, Facebook столкнулась с потерей количества ежедневных активных пользователей. Значительную часть аудитории компания потеряла в Северной Америке, где Meta больше всего зарабатывает на рекламе. Марк Цукерберг в интервью изданию Washington Post заявил, что "у людей есть большой выбор касательно того, как они хотят проводить свое время, и такие приложения, как TikTok, растут сейчас очень быстро". Цукерберг подчеркнул, что часть аудитории, в особенности молодежь, ушла к конкурентам, в связи с этим он считает важным развивать в долгосрочной перспективе приложение Reels.

Пока же прогнозы компании выглядят неутешительными. По оценкам Meta, выручка в первом квартале 2022 года составит $27–29 млрд, в то время как аналитики в среднем прогнозируют $30,15 млрд. Финансовый директор Дейв Венер признал, что ввиду изменения политики конфиденциальности Apple на iOS корпорация может недосчитаться $10 млрд выручки в этом году, что довольно чувствительно для бизнеса компании.

Как отмечает Ксения Лапшина, аналитик ФГ "ФИНАМ", прогноз Meta по выручке на первый квартал 2022 года предполагает темпы роста показателя на 3-11% г/г, что заведомо ниже тех, которые наблюдались в 2020-2021 годах. "Meta комментирует, что негативное влияние на рекламные доходы окажут изменение предпочтений пользователей и их вовлеченности, растущая конкуренция между социальными сетями, возможное снижение спроса на глобальном рынке рекламы, изменение политики конфиденциальности Apple и новое регулирование в Европе. Meta отмечает рост популярности коротких видео в формате Reels, который пока находится на стадии развития, но уже понятно, что такой формат генерирует меньше доходов по сравнению с форматами Feed и Stories.

В 2022 году также прогнозируется существенный рост операционных затрат до $90-95 млрд с $71,2 млрд в 2021 году и увеличение капитальных затрат до $29-34 млрд с $19,2 млрд в 2021 году. Основными направлениями инвестиций станут: дата-центры, серверы, сетевая инфраструктура, а также технологии искусственного интеллекта и машинного обучения, которые будут внедряться в семейство приложений. Такой рост затрат негативно отразится на темпах роста прибыли, маржинальности и показателе свободного денежного потока", - заявляет Лапшина.

Что-то пошло не так. Какие перспективы у Meta?

Издание Bloomberg отмечает, что впервые компания Meta сталкивается одновременно с таким количеством угроз – это и замедление темпов роста числа новых пользователей, и конкуренция, и сокращение доходов от рекламы. Отмечается, что состояние Марка Цукерберга после падения котировок Meta уменьшилось сразу на $24 млрд, что стало одним из крупнейших обвалов за всю историю.

По словам Павла Пахомова, руководителя аналитического центра СПБ Биржи, никто не ожидал от компании такого фиаско. "Компания Цукерберга, недавно переименованная в Meta Platforms, впервые сообщила о финансовых результатах с тех пор, как ее генеральный директор заявил о своей вновь обретенной решимости построить метавселенную, в которой люди проживают все большую и большую часть своей жизни в форме цифрового аватара. Красиво, конечно, но что-то пошло не так", - отметил он.

Эксперт подчеркивает, что практически по всем ключевым показателям компания не оправдала ожиданий аналитиков. По его оценкам, картина с акциями компании видится совсем печальной. "Вывод пока можно сделать только один – народ не хочет уходить в метавселенную навсегда и с головой. Реальная жизнь все же лучше!", - отмечает Павел Пахомов.

Наиболее неожиданным стало то, что менеджмент акцентировал внимание на макроэкономических вызовах - инфляции и перебоях в цепочках поставок, заявляет Михаил Денисламов, аналитик "Фридом Финанс". Он подчеркивает, что эти факторы, по заявлениям самой компании, повлияют на бюджеты рекламодателей. "Мы считаем, что вероятность этого, безусловно, присутствует, однако представители Alphabet и Microsoft в своих отчетах накануне подчеркнули, что рынок цифровой рекламы остается сильным, а спрос на нее по-прежнему высок, поэтому макроэкономический фактор, на наш взгляд, не будет играть слишком значимую роль.

Компания сталкивается с многочисленными трудностями, часть из которых могут оказаться краткосрочными, но некоторые будут более структурными и долговременными. Инвесторам и аналитикам потребуется несколько месяцев, чтобы провести значительную переоценку долгосрочных темпов роста бизнеса. Менеджмент, в свою очередь, приложил значительные усилия на конференц-звонке, чтобы убедить инвесторов в том, что компания четко понимает тенденции в конкурентной среде и будет целенаправленно инвестировать в усовершенствование рекламных алгоритмов, создание новых функций для повышения вовлеченности аудитории и т.д. Если вынести за скобки общий для всей индустрии негативный фактор измененной политики конфиденциальности в iOS, то получается, что большинство вызовов, с которыми столкнулась компания Марка Цукерберга, относятся только к Facebook", - заметил эксперт.

Кроме того, гендиректор Meta Platforms прямо указывает на конкуренцию со стороны TikTok, а также других средств развлечений и коммуникации, упоминая Telegram, Discord и другие, сообщает Михаил Денисламов. "Именно из-за действия этого фактора рост аудитории и ее вовлеченность пока не оправдывают ожидания. Та аудитория, которая остается вовлеченной, меняет свои привычки и проводит больше времени в Instagram Reels за просмотром коротких видеороликов, поэтому просмотры рекламы в ленте и в Stories падают. В настоящее время монетизация Reels сильно отстает от других разделов Instagram, поэтому этот фактор негативно влияет на показатель выручки, приходящейся на одного пользователя.

Стоимость рекламы находится под влиянием изменения политики конфиденциальности Apple в последней версии iOS, так как теперь возможности таргетирования сильно ограничиваются. Комментарии менеджмента Meta указывают на то, что этот фактор будет играть еще более негативную роль в следующем квартале. Меняющееся европейское законодательство имеет аналогичное влияние", - добавляет эксперт.

По мнению аналитика компании Insider Intelligence Дебры Ахо Уильямсон, которое приводится в издании Euronews, у компании впереди много больших трудностей, поскольку Meta сталкивается с жесткой конкуренцией за рекламные доходы, а также вынуждена бороться с возникшими трудностями после введенных Apple в iOS изменений. Эксперт полагает, что, несмотря на то, что Meta нарастит тестирование рекламы и коммерции в рамках метавселенной в текущем году, эти усилия будут в значительной степени экспериментальными и вряд ли принесут большой доход в ближайшем будущем.

Генеральный директор рекламного агентства Online Optimism Флинн Цайгер, в свою очередь, отмечает, что инвесторы, которые присматриваются к Meta, начинают осознавать, что покупка акций компании - это больше не инвестиция в ее рекламную платформу. По его словам, которые приводит Reuters, инвестиции в Meta теперь больше похожи на подтверждение веры в то, что метавселенная заменит собой большую часть нынешнего опыта потребителей в Интернете.

Стоит ли сейчас покупать просевшие акции Facebook?

По мнению Михаила Денисламова, аналитика "Фридом Финанс", большинство инвесторов займут сейчас выжидательную позицию и будут игнорировать привлекательные оценки стоимости в связи с неблагоприятным балансом рисков в среднесрочной перспективе. В то же время долгосрочные инвесторы (с инвестиционным горизонтом более 2 лет), по словам эксперта, могут рассмотреть возможность формирования позиции по акциям Meta Platforms, так как компания, вероятнее всего, сможет ответить на ряд вызовов, стоящих перед ней. "Рекомендуем наращивать позицию постепенно, так как ценные бумаги Meta могут продемонстрировать дальнейшее снижение в перспективе одного-двух кварталов", - заявляет эксперт.

Никита Покровский, эксперт по фондовому рынку "БКС Мир инвестиций", в свою очередь, не советует делать поспешных выводов о том, что будет происходить с корпорацией далее и уж тем более не рекомендует совершать поспешных покупок. "Текущий кейс по бумагам Meta Platforms, на мой взгляд, является одним из наиболее интересных и сложных среди компаний крупной капитализации на данный момент, а значит нуждается в более глубоком анализе", - подчеркивает он.

Какая картина наблюдается у других соцсетей США?

Акции Snap, Twitter и Pinterest скорректировались от своих максимумов 2021 года гораздо сильнее, чем акции Meta, заявляет Михаил Денисламов. "В частности, акции Snap подешевели более чем на 60%. Частично это связано с ожидаемым повышением ставки ФРС, но в значительной степени – с переоценкой ожиданий, связанных с бизнесом. Во многом эти акции уже учли в котировках негативные ожидания от изменения политики конфиденциальности в iOS. Реакция рынка будет зависеть в первую очередь от данных по аудитории. Если ее динамика удовлетворит инвесторов (чего не было в случае с Facebook), то инвесторы могут проигнорировать другие негативные факторы, которые в основном являются краткосрочными, так как долгосрочные ожидания по выручке не претерпят существенных изменений", - считает эксперт.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter