14 сентября 2009 Архив
Великобритания уже почти полностью израсходовала запас традиционных политических боеприпасов. Склад пуст.
Испарина, должно быть, покрыла лоб Гордона Брауна на прошлой неделе. Что если лидеры других стран решили бы резко поднять налоги, сократить государственные расходы или повысить процентные ставки, заканчивая, таким образом, программу стимулирования, внедренную в прошлом году? Что ели они вдруг все решили, что для развитого мира все самое худшее уже позади, поэтому больше неразумно поддерживать экономики при помощи столь экстраординарно легкой фискальной политики, и ненормально щедрой монетарной политики? Тогда Великобритания осталась бы в гордом одиночестве. И в большой беде. Однако, к счастью, лидеры стран Большой Двадцатки завершили свое заседание обещанием сохранить стимулирующие меры, пока процесс восстановления не закрепится окончательно. Конечно, в этом есть определенный подвох. Экономики не могут восстановиться все одновременно, а политики, рано или подзно, разойдутся во мнениях относительно природы истинно прочного восстановления.
Для Великобритании эта ситуация перерастает в крайне неприятную проблему. Другие экономики, такие как Франция и Германия, уже перестали сокращаться. О Великобритании пока такого не скажешь. Она отчаянно нуждается в помощи со стороны других держав, чтобы выбраться из рецессионной трясины.Чтобы ответить на вопрос "почему?" достаточно взглянуть на меры, принятые Министерством финансов и Банком Англии с начала кризиса. Великобритания пошла на значительную фискальную экспансию. Конечно, в других странах тоже предпринимались аналогичные шаги (за исключением Исландии, которой пришлось пережить полный фискальный коллапс), однако, мало кто был вынужден начинать в таких же неблагоприятных условиях. В 2009 году в Великобритании, скорее всего, будет зафиксирован самый значительный дефицит бюджета среди всех стран ОЭСР, возникший не только в результате последних экспансионистских мер правительства, но и из-за его бездумного транжирства в предшествующие годы. Сейчас в Великобритании самая низкая ставка (0.5%) за всю историю существования Банка Англии (с 1694 года). Кроме того, это единственная страна, где центральный банк согласился скупать государственные облигации в огромных количествах: ни ФРС, и ЕЦБ не прибегли к столь отчаянным мерам. Председатель Европейского центрального банка Жан-Клод Трише заявил, что "...наши возможности в принятии решений ничем не ограничены благодаря мощной институциональной независимости ЕЦБ. Это отражает четкую грань в Еврозоне между ответственностью центрального банка и органов фискальной сферы. Тот фак, что ЕЦБ отказался покупать государственные облигации соответствует его концепции". Ой ли.
Моя позиция в этом отношении проста. Великобритания уже использовала все возможности своей традиционной политики. Не осталось ничего. Кладовка пуста. Банк пошел на покупку гос. облигаций с намерением закачать деньги в систему, потому что другие более привлекательные альтернативы уже были использованы. Несмотря на появление некоторых признаков, свидетельствующих о том, что низкие процентные ставки приносят свои плоды - цены на жилье начали расти, фондовые рынки стабилизировались, а деловое доверие восстанавливается - наши проблемы еще не решены. На внутреннем уровне существует два ключевых ограничения. Во-первых, банки начинаю охотнее выдавать кредиты, но к прежним низким стандартам кредитования, предшествовавшим кредитному кризису, они уже не вернутся (например, очень высокие коэффициенты дохода для тех, кто покупает жилье впервые). Во-вторых, британские домохозяйства, также как и американские, и испанские за последние годы набрали много займов, поэтому даже на фоне роста цен на недвижимость они предпочитают расплачиваться со старыми кредитами. На частом уровне это, конечно, имеет смысл, но в масштабах страны это означает, что низкие процентные ставки не действуют на старые долги.
Таким образом, устойчивое восстановление в Великобритании в значительной мере зависит от развития событий в остальных странах. Если другие действительно решат, что уже пора отказываться от стимулирующих политик, спрос на британские товары резко упадет, а британские экспортеры окажутся под давлением. Темпы роста, соответственно, замедлятся. Председатель Банка Англии и другие его коллеги уже неоднократно заявляли о необходимости перебалансировки британской экономики в пользу экспортного сектора и инвестиций за счет сокращения внутреннего потребления. Это сделать проще, если в остальных странах спрос падает. Если иностранные политики решат ограничить спрос путем реализации так называемых "стратегий выхода", Великобритания сможет перебалансироваться относительно безболезненно. На самом деле, в этих обстоятельствах единственным выходом будет девальвация фунта: тогда Великобритания сможет увеличить свою долю на мировых рынках путем повышения конкурентоспособности своего экспорта. Но с политической точки зрения - это игры с огнем.
Если говорить о заседании министров финансов Большой Двадцатки, то здесь несложно заметить линии раскола. В сопроводительном заявлении министры в классической манере обещали "развивать сотрудничество и разрабатывать координированные стратегии выхода, учитывая разные масштабы, время и последовательность действий в разных странах с разными политическими мерами". В переводе на общедоступный язык это может означать примерно следующее: "Каждая страна может делать то, что ей заблагорассудится". В то же время, министры Большой Двадцатки пообещали "работать над достижением стабильного и устойчивого роста, требующего последовательной перебалансировки мирового спроса, снятие внутренних барьеров и продвижение идеи эффективного функционирования мировых рынков". В преддверии кризиса многие политики ошибочно полагали, что все это уже есть. Рост, в конце концов, был вполне адекватным, если удавалось сдерживать инфляцию. И все же, такие страны как Великобритания и США, поддерживавшие государственный и частный долг на высоких уровнях, не смогут прийти к устойчивому росту еще в течение долгих лет: вместо этого они будут платить по счетам, связанным с излишествами прошлого. Заявление Большой Двадцатки создает впечатление, что можно взмахнуть волшебной палочкой, и все экономические проблемы исчезнут. Хорошо бы кабы так.
И все же официальное заявление Большой Двадцатки дает некоторую надежду. В частности, следует отметить цель увеличения представленности крупных развивающихся держав в МВФ и прочих международных экономических институтах. Это очень важно по ряду причин. Развивающиеся страны, такие как Китай, Индия и Бразилия, сегодня намного больше, чем прежде. Они вошли в число крупнейших игроков на мировых рынках сырья. Кроме того, они являются главными кредиторами Америки. Если наступит еще один кризис, подобный тому, что нам довелось пережить за последние пару лет, заметное присутствие Китая, Индии, Бразилии, России и других развивающихся стран за большим столом просто жизненно необходимо. Возможно, с ними не всегда просто иметь дело, но, нравится нам это или нет, как показывает практика, наш экономический прогресс неразрывно связан с их прогрессом. На самом деле, когда США и Великобритания будут зализывать раны, развивающиеся страны уже будут процветать. Низкая процентная ставка в Америке окажет лишь незначительный стимулирующий эффект на внутреннем рынке, но многие развивающиеся экономики привязывают свою монетарную политику к политике ФРС, поэтому для них эффект стимула будет куда выше - ведь у них нет таких проблем в банковском секторе. В течение следующих нескольких лет, по мере восстановления экономического роста, лидерами окажутся Китай и Индия, а также другие динамичные экономики развивающегося блока. А США и Великобритании придется лишь наблюдать за их успехами с обочины.
Стивен Кинг, управляющий директор по экономике HSBC
По материалам The Independent
Испарина, должно быть, покрыла лоб Гордона Брауна на прошлой неделе. Что если лидеры других стран решили бы резко поднять налоги, сократить государственные расходы или повысить процентные ставки, заканчивая, таким образом, программу стимулирования, внедренную в прошлом году? Что ели они вдруг все решили, что для развитого мира все самое худшее уже позади, поэтому больше неразумно поддерживать экономики при помощи столь экстраординарно легкой фискальной политики, и ненормально щедрой монетарной политики? Тогда Великобритания осталась бы в гордом одиночестве. И в большой беде. Однако, к счастью, лидеры стран Большой Двадцатки завершили свое заседание обещанием сохранить стимулирующие меры, пока процесс восстановления не закрепится окончательно. Конечно, в этом есть определенный подвох. Экономики не могут восстановиться все одновременно, а политики, рано или подзно, разойдутся во мнениях относительно природы истинно прочного восстановления.
Для Великобритании эта ситуация перерастает в крайне неприятную проблему. Другие экономики, такие как Франция и Германия, уже перестали сокращаться. О Великобритании пока такого не скажешь. Она отчаянно нуждается в помощи со стороны других держав, чтобы выбраться из рецессионной трясины.Чтобы ответить на вопрос "почему?" достаточно взглянуть на меры, принятые Министерством финансов и Банком Англии с начала кризиса. Великобритания пошла на значительную фискальную экспансию. Конечно, в других странах тоже предпринимались аналогичные шаги (за исключением Исландии, которой пришлось пережить полный фискальный коллапс), однако, мало кто был вынужден начинать в таких же неблагоприятных условиях. В 2009 году в Великобритании, скорее всего, будет зафиксирован самый значительный дефицит бюджета среди всех стран ОЭСР, возникший не только в результате последних экспансионистских мер правительства, но и из-за его бездумного транжирства в предшествующие годы. Сейчас в Великобритании самая низкая ставка (0.5%) за всю историю существования Банка Англии (с 1694 года). Кроме того, это единственная страна, где центральный банк согласился скупать государственные облигации в огромных количествах: ни ФРС, и ЕЦБ не прибегли к столь отчаянным мерам. Председатель Европейского центрального банка Жан-Клод Трише заявил, что "...наши возможности в принятии решений ничем не ограничены благодаря мощной институциональной независимости ЕЦБ. Это отражает четкую грань в Еврозоне между ответственностью центрального банка и органов фискальной сферы. Тот фак, что ЕЦБ отказался покупать государственные облигации соответствует его концепции". Ой ли.
Моя позиция в этом отношении проста. Великобритания уже использовала все возможности своей традиционной политики. Не осталось ничего. Кладовка пуста. Банк пошел на покупку гос. облигаций с намерением закачать деньги в систему, потому что другие более привлекательные альтернативы уже были использованы. Несмотря на появление некоторых признаков, свидетельствующих о том, что низкие процентные ставки приносят свои плоды - цены на жилье начали расти, фондовые рынки стабилизировались, а деловое доверие восстанавливается - наши проблемы еще не решены. На внутреннем уровне существует два ключевых ограничения. Во-первых, банки начинаю охотнее выдавать кредиты, но к прежним низким стандартам кредитования, предшествовавшим кредитному кризису, они уже не вернутся (например, очень высокие коэффициенты дохода для тех, кто покупает жилье впервые). Во-вторых, британские домохозяйства, также как и американские, и испанские за последние годы набрали много займов, поэтому даже на фоне роста цен на недвижимость они предпочитают расплачиваться со старыми кредитами. На частом уровне это, конечно, имеет смысл, но в масштабах страны это означает, что низкие процентные ставки не действуют на старые долги.
Таким образом, устойчивое восстановление в Великобритании в значительной мере зависит от развития событий в остальных странах. Если другие действительно решат, что уже пора отказываться от стимулирующих политик, спрос на британские товары резко упадет, а британские экспортеры окажутся под давлением. Темпы роста, соответственно, замедлятся. Председатель Банка Англии и другие его коллеги уже неоднократно заявляли о необходимости перебалансировки британской экономики в пользу экспортного сектора и инвестиций за счет сокращения внутреннего потребления. Это сделать проще, если в остальных странах спрос падает. Если иностранные политики решат ограничить спрос путем реализации так называемых "стратегий выхода", Великобритания сможет перебалансироваться относительно безболезненно. На самом деле, в этих обстоятельствах единственным выходом будет девальвация фунта: тогда Великобритания сможет увеличить свою долю на мировых рынках путем повышения конкурентоспособности своего экспорта. Но с политической точки зрения - это игры с огнем.
Если говорить о заседании министров финансов Большой Двадцатки, то здесь несложно заметить линии раскола. В сопроводительном заявлении министры в классической манере обещали "развивать сотрудничество и разрабатывать координированные стратегии выхода, учитывая разные масштабы, время и последовательность действий в разных странах с разными политическими мерами". В переводе на общедоступный язык это может означать примерно следующее: "Каждая страна может делать то, что ей заблагорассудится". В то же время, министры Большой Двадцатки пообещали "работать над достижением стабильного и устойчивого роста, требующего последовательной перебалансировки мирового спроса, снятие внутренних барьеров и продвижение идеи эффективного функционирования мировых рынков". В преддверии кризиса многие политики ошибочно полагали, что все это уже есть. Рост, в конце концов, был вполне адекватным, если удавалось сдерживать инфляцию. И все же, такие страны как Великобритания и США, поддерживавшие государственный и частный долг на высоких уровнях, не смогут прийти к устойчивому росту еще в течение долгих лет: вместо этого они будут платить по счетам, связанным с излишествами прошлого. Заявление Большой Двадцатки создает впечатление, что можно взмахнуть волшебной палочкой, и все экономические проблемы исчезнут. Хорошо бы кабы так.
И все же официальное заявление Большой Двадцатки дает некоторую надежду. В частности, следует отметить цель увеличения представленности крупных развивающихся держав в МВФ и прочих международных экономических институтах. Это очень важно по ряду причин. Развивающиеся страны, такие как Китай, Индия и Бразилия, сегодня намного больше, чем прежде. Они вошли в число крупнейших игроков на мировых рынках сырья. Кроме того, они являются главными кредиторами Америки. Если наступит еще один кризис, подобный тому, что нам довелось пережить за последние пару лет, заметное присутствие Китая, Индии, Бразилии, России и других развивающихся стран за большим столом просто жизненно необходимо. Возможно, с ними не всегда просто иметь дело, но, нравится нам это или нет, как показывает практика, наш экономический прогресс неразрывно связан с их прогрессом. На самом деле, когда США и Великобритания будут зализывать раны, развивающиеся страны уже будут процветать. Низкая процентная ставка в Америке окажет лишь незначительный стимулирующий эффект на внутреннем рынке, но многие развивающиеся экономики привязывают свою монетарную политику к политике ФРС, поэтому для них эффект стимула будет куда выше - ведь у них нет таких проблем в банковском секторе. В течение следующих нескольких лет, по мере восстановления экономического роста, лидерами окажутся Китай и Индия, а также другие динамичные экономики развивающегося блока. А США и Великобритании придется лишь наблюдать за их успехами с обочины.
Стивен Кинг, управляющий директор по экономике HSBC
По материалам The Independent
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба