Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Теоретическая дискуссия Минфина и Центробанка » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Теоретическая дискуссия Минфина и Центробанка

30 июня 2022
Сегодня Министр финансов Антон Силуанов принял участие в съезде РСПП, где обсуждались направления экономического и технологического развития России.

❗️Главное:

🔹для влияния на курс рубля бюджет готов "пожертвовать" частью сырьевых сверхдоходов;

🔹на подкомиссии правительственной комиссии принято решение о дальнейшей валютной либерализации;

🔹Минфин выступает за отмену обязательной репатриации валютной выручки;

🔹Минфин планирует провести точечные настройки налогов, особенно в ключевых на сегодняшний день отраслях.

Главные заявления главы Банка России Эльвиры Набиуллиной:

▪️ЦБ РФ будет снижать ключевую ставку по мере снижения инфляции;

▪️Банк России видит возможности для дальнейшего снижения ключевой ставки;

▪️ЦБ РФ не видит наличие дефляционной спирали;

▪️Банки РФ устойчивы, необходимости в системной докапитализации пока нет;

▪️Управляемый валютный курс снижает самостоятельность денежно-кредитной политики;

▪️ЦБ выступает за то, чтобы компании России могли досрочно погашать валютные долги;

▪️ЦБ РФ может временно участвовать в торгах новыми валютными парами на бирже для поддержки ликвидности.

В то время как «дорогой рубль» толкает экономику к дефляции, экспортеры продают валютную выручку по невыгодному курсу, бюджет недополучает доходы, «отечественные производители» начинают проигрывать «китайским партнерам», а люди «дешевым долларом» воспользоваться не могут - глава Минфина и председатель Центрального Банка, выступая на съезде РСПП, обсуждают т.н. «трилемму Манделла».

Что это такое?

Нобелевский лауреат по экономике Роберт Манделл объяснял, что у финансовых властей страны есть всего три варианта действий
А. вы можете двигать процентные ставки как хотите (это называется суверенная денежно-кредитная политика, ДКП). В экономике спад – снижаем ставку, расширяем кредит. Соответственно, в экономике подъем, инфляция растет – повышаем ставку, ограничиваем кредит, цены тормозят
Б. вы можете держать стабильный курс своей валюты по отношению, к доллару – это снижает риски для бизнеса, т.к можно спокойно считать издержки, а если надо – то и кредитоваться в долларах
В. вы можете разрешить свободное движение капитала через границы – это тоже хорошо для бизнеса – легко вкладывать деньги там, где можно больше заработать, и так же легко деньги привлекать.

Но. Вы не можете задействовать все три инструмента одновременно
Например, Китай держит стабильный курс своей валюты к доллару (Б), двигает ставку (А), но – не допускает свободного движения капитала через границу (В)
Если вы входите в «еврозону», то получаете стабильный курс своей валюты к доллару (Б), свободное движение капитала (В), но ключевую ставку (А) за вас установит Европейский центральный банк - и никакого «суверенитета в денежно-кредитной политике» (но зато минимум рисков колебаний курса)
Третий вариант – это США. ФРС двигает ставку так, как считает нужным (А), с капиталом делай, что хочешь (В), но на курс доллара (Б) к другим валютам ФРС не влияет – тут уж биржа решает, сколько будет стоить американская валюта.

Что означают слова Эльвиры Набиуллиной «управляемый валютный курс снижает самостоятельность денежно-кредитной политики» в переводе с банкирского на русский?
Глава ЦБ имеет в виду, что если начать двигать курс, то в условиях ограничений на движение капитала, рынок перестанет обращать внимание на ключевую ставку.

Ну, так и не надо ограничивать движение капитала возражает министр финансов, когда «выступает за отмену обязательной репатриации валютной выручки».
Бог с ней, со ставкой, сейчас важнее дать рынку хоть какой-то импульс, пусть люди продадут доллар не по 50, а по 70 и начнут что-то покупать, бизнес будет что-то инвестировать, а Минфин запланирует новые налоги. Пусть экспортеры оставляют деньги за границей, пусть правительство начнет скупать валюту.

Ну допустим, мог бы сказать ЦБ, покупки валюты по «бюджетном правилу» могли бы «снять с рынка около $200 млрд в год и закрыли бы весь профицит текущего счета платежного баланса (по итогам пяти месяцев 2022 года он уже составил $110 млрд.) И экспортеры тоже оставят выручку за рубежом. Но ослабить российскую валюту сможет только рост импорта и рост спроса на валюту внутри страны.
А рост импорта зависит уже от а) санкционных ограничений и б) внутреннего спроса.
Но внутренний спрос - это производная от уровня доходов людей - не будет этих доходов, не будет и спроса.
Но снижение доходов людей и ограничение их потребления - это краеугольный камень затеянной властями «структурной трансформации» - люди должны «получать» меньше, чтобы хозяева экономики могли сохранить прежний уровень доходов
Вот это называется - разбалансировка экономики.