14 июля 2022 БКС Экспресс Холоденко Оксана
Крупнейшие финансовые кризисы спровоцировали так называемые «черные лебеди».
Так называется событие —
1) неожиданное (для инвестора/ аналитика);
2) имеет значительные последствия;
3) после наступления имеет рациональное объяснение, как если бы было ожидаемым.
На это раз речь пойдет о 6 «серых лебедях» — ожидаемых более чем на 50% событиях, с возможным негативным исходом для американского рынка акций.
Коронавирус
В КНР наблюдается новая вспышка коронавируса. Среднее число заболевших на прошлой неделе составляло более 300 в день — максимум с мая. Были введены новые меры самоизоляции. В Макао с понедельника закрыли все казино на неделю. Около 19 тыс. человек находятся на обязательном карантине. Всем жителям района предписано остаться дома до пятницы. Меры самоизоляции могут ударить по доверию потребителей, негативные для экономики Китая моменты наблюдались весной при предыдущей волне коронавируса. В США может возникнуть осенняя волна COVID-19. Moderna сообщила об адаптации вакцины к омикрон-варианту, однако, возможно появление новых штаммов коронавируса из-за сезонного похолодание.
ФРС
После выхода данных по инфляции потребителей в США за июнь сервис CMEFedWatch (сегмент фьючерсов на fed funds rate) указывает на 64% вероятность увеличения ключевой ставки сразу на 1 п.п. — до 2,5-2,75%. Это нестандартный шаг — обычно речь идет о 0,25 п.п. В июне было увеличение на 0,75 п.п. Ранее представители Федрезерва заявили, что аналогичные повышения (на 0,5-0,75 п.п.), вероятно, потребуются на следующем заседании. Исходя из этого, ожидания рынка по динамике ставки до конца года выглядят достаточно агрессивными. С середины июня доходность 10-летних гособлигаций США сократилась с 3,48% до 2,9%. В начале года она находилась на уровне 1,5%. Локально доходность может опуститься до 2,6%. В случае реализации негативного сценария от ФРС есть риски тестирования 4%.
Стагфляция
Стагфляция — резкое замедление динамики экономики до околонулевого значения или уход в рецессию при повышенной инфляции. В I квартале просадка ВВП США составила 1,6% (кв/кв). Сервис GDPNow ФРБ Атланты указывает на высокую вероятность снижения американской экономики во II квартале на 1,2% (кв/кв). Cпред доходности 10-2-летних Treasuries в очередной раз ушел в отрицательную зону (-0,2%). Индекс потребительских цен в США (CPI) в июне ускорил темпы роста до 9,1% с майских 8,6%. Рост базового индекса, не включающего продукты питания и энергоносители, зафиксирован на уровне 5,9%. В целом, пока признаков стагфляции в мировой экономике не наблюдается. Целью ФРС по инфляции все еще остаются 2% годовых, согласно ценовым индексам потребительских расходов. По мнению Джерома Пауэлла, ФРС нужны веские признаки ослабления инфляции для прекращения цикла подъема ставок.
Европейский долговой кризис
Речь идет об аналогиях с волнами, прокатившимися по еврозоне в 2010-2014 гг. Доходность итальянских 10-леток в июне превысила 4% — уровней, последний раз наблюдавшихся в 2013 г. Сейчас она откатилась до 3,4%. В целом рост доходностей суверенных облигаций еврозоны, как правило, синхронных. По состоянию на конец 2021 г. пропорция госдолга Италии к ВВП составляет 151%. В 2010–2011 гг. показатель был на уровне 120%, а затем на долгие годы стабилизировался в районе 135%. Наступление европейского долгового кризиса, аналогичного периоду 2010-2014 гг., сейчас маловероятно. С точки зрения временной логики такой кризис может произойти с временным лагом после наступления рецессии в США и ЕС. Турбулентная долговая ситуация может наступить, скорее всего, не ранее чем, через 2-3 года. Реакция может оказаться в формате «кризис после кризиса», то есть новая волна снижения после стандартных триггеров первой волны.
Потолок долга США
Согласно оценке Конгресса, наступление реального дедлайна по потоку долга США придется на III квартал. Предыдущая модель указывала на январь 2023 г. Предыдущее соглашение по потолку долга было зафиксировано в октябре 2021 г. — он был увеличен на $480 млрд, до $31,4 трлн. С начала пандемии валовый государственный долг США вырос на рекордные $7 триллионов: с $23,5 до текущих $30,5 трлн или на 30%. Текущее значение долга к ВВП сейчас составляет 143,5%. В результате стимулирования высокой экономической активности поступления в бюджет увеличивались быстрее стоимости обслуживания долга. Сейчас уровень обслуживания долга находится на максимуме за 60 лет — в районе 2,35%. Если экономика США не опустится в стагфляцию, то негативные долговые триггеры пока отсутствуют.
Копроративные риски
Из-за ситуации в экономике растут риски корпоративных дефолтов. С начала года iShares Broad USD High Yield Corp Bd ETF сократился на 14%. Это указывает на увеличение доходности корпоративных облигаций с повышенными рисками. Согласно оценке S&P Global Ratings, уровень корпоративных дефолтов к марту 2023 г. может вырасти до 3% (с марта 2022 г., от уровня 1,4%). Чтобы прогноз сбылся, 57 компаний должны пройти через дефолт — отказ от платежей по процентам или основному телу долга.
Еще одна проблема — циклы на рынке полупроводников. Для цикличного поведения на рынке полупроводников есть три причины: изменение планов по капзатратам, изменение процессов по миграции, снижение спроса. Дефицит чипов продолжается с 2021 г., он стал последствием увеличения спроса на электронику, включая смартфоны. Ситуация давит на доходы производителей полупроводников и может продлиться в этом году. Это потенциальный фактор риска из-за возможного увеличения капитальных затрат и соответствующего снижения FCF.
В 2021 г. на Китай пришлось $193 млрд продаж полупроводников. Индустрия полупроводников генерирует около 50% выручки на китайском рынке. В сочетании с обеспокоенностью регуляторов безопасностью персональных данных пользователей, фейковыми данными в соцсетях и переносом листинга части бумаг в Гонконг это создает риски для акций компаний, бизнес которых связан с китайским рынком.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
