15 декабря 2022 The New York Times
В 1970-х годах Маргарет Тэтчер обвинила лейбористское правительство в потере контроля. Теперь то же самое обвинение лейбористы выдвигают в отношении консерваторов.
Британия находится под тройным ударом: холодная погода, ранний снегопад и забастовки в различных отраслях говорят о том, что страна, по всей видимости, движется к очередной непростой зиме, которую таблоиды окрестили «зимой недовольства».
Почтовые и железнодорожные служащие бастуют на улицах. Это означает, что многие люди не успеют отправить рождественские посылки в срок и не доберутся до места назначения вовремя. В четверг к протестующим присоединятся до 100 тысяч медсестер, которые прекратят работать как минимум на день, что может привести к перебоям в оказании помощи пациентам в больницах и клиниках по всей Англии.
Бастуют экзаменаторы по вождению в автотранспортных отделах, а также грузчики, водители автобусов, дорожные бригады и работники энергетических компаний. Газеты стали публиковать цветные календари, чтобы помочь читателям отследить, какие сервисы будут недоступны в тот или иной день.
Из-за растущих волнений среди трудящихся в памяти всплывают «зимы недовольства» 1978 и 1979 годов, когда забастовки в государственном и частном секторах парализовали страну. Премьер-министр-лейборист Джеймс Каллагэн потерял контроль над ситуацией, а в конечном итоге и власть.
С тех пор, конечно, многое изменилось. Не в последнюю очередь речь идет о власти профсоюзов в Великобритании, которая значительно поубавилась с 1970-х годов. Но политическая опасность для консервативного правительства премьер-министра Риши Сунака по-прежнему остра. Критики ухватились за возможность обвинить его в том, что страна движется к разрухе.
«Сунаку следует обратить внимание на историю, – говорит Мэтью Гудвин, профессор политики в Кентском университете. – Именно промышленный хаос конца 70-х годов проложил путь к десятилетию Тэтчер. В стране нарастает ощущение того, что никто не контролирует ситуацию».
В интервью газете The Daily Mail Сунак заявил, что в следующем году он планирует представить антизабастовочное законодательство. «Я очень надеюсь, лидеры профсоюзов поймут, что это неправильно – причинять страдания и неудобства стольким людям, особенно в рождественское время», – сказал он изданию.
Премьер-министр уже столкнулся с множеством других проблем: двузначной инфляцией, растущими процентными ставками и рецессией. В среду Сунак превзошел число дней, которые продержалась на посту его неудачливая предшественница Лиз Трасс. Период его правления, конечно, отмечен меньшим драматизмом, чем пребывание на посту госпожи Трасс, но едва ли меньшим количеством проблем.
Бастующие продолжали выходить на улицы во время последнего в этом году выступления Сунака в парламенте. Он и его главный антагонист, лидер Лейбористской партии Кейр Стармер, повторяли реплики, которые вполне могли бы принадлежать Каллагэн и его сопернице Маргарет Тэтчер. Но на этот раз ораторы будто поменялись местами.
«После 12 лет неудач Тори для наших государственных служб наступила настоящая зима. Но премьер-министр лишь свернулся клубочком и впал в спячку», – сказал Стармер, обрушившись с критикой на Сунака за то, что тот якобы неспособен заключить сделки с основными профсоюзами государственных служащих.
Сунак возразил, что правительство сделало щедрые предложения по заработной плате работникам в нескольких секторах, и обвинил Лейбористскую партию в «защите своих хозяев» в профсоюзах. Премьер-министр также заявил, что забастовки стали «кошмаром лейбористов перед Рождеством».
Правительство надеется, что общество отвернется от профсоюзов, и когда это произойдет, Лейбористская партия заплатит политическую цену – как это было в 1979 году. Проторийские таблоиды, такие как Sun Руперта Мердока, продвигают идею о том, что поддержка забастовок ослабевает не только среди населения, но и среди рядовых членов профсоюзов.
«Ты проиграл, Линч», – написала газета Sun на своей первой странице в среду, обращаясь к Мику Линчу, генеральному секретарю Национального профсоюза работников железнодорожного, морского и транспортного транспорта, который уже несколько месяцев проводит забастовки, периодически приостанавливая работу значительных частей железнодорожной системы Британии.
Линч, которого обычно хвалили за умелое поведение на публике во время забастовок, во вторник проявил нехарактерное для него напряжение. Он обрушился на ведущую BBC Мишал Хусейн, когда та спросил Линча, сколько денег теряют члены профсоюза за каждый день, когда они отказываются выходить на работу. BBC, по словам Линча, пересказывает репортажи Sun и других правых таблоидов.
Опросы, однако, показывают, что люди продолжают поддерживать бастующих рабочих, которые в течение многих лет сталкиваются с низким ростом заработной платы, а также с последствиями пандемии. В ходе опроса, проведенного компанией YouGov, 59% опрошенных заявили, что работникам железной дороги и метрополитена следует разрешить бастовать, в то время как 30% высказались против этого. Что касается медсестер, то 52% респондентов высказались за, 38% – против.
Королевский колледж медсестер, представляющий интересы медсестер, требует повышения заработной платы на 19%. Правительство отказалось вести переговоры, утверждая, что такое повышение усугубит задержки в лечении пациентов больниц за счет отвлечения средств из других секторов Национальной службы здравоохранения.
«Исторически сложилось так, что профсоюзы пользуются необычайной поддержкой, – говорит Стивен Филдинг, заслуженный профессор политической истории Ноттингемского университета. – И некоторые группы работников, например, медсестры, считаются среди населения светскими святыми. Но бастовать они решили впервые».
Сунак пытался избежать прямого конфликта с профсоюзами, утверждая, что переговоры о зарплате следует оставить органам по пересмотру заработной платы, которые устанавливают зарплаты для работников бюджетной сферы. Но критики отмечают, что правительство лишь стремится любыми способами избежать прямого столкновения с работниками.
В октябре Трасс заключила сделку с бастующими адвокатами по уголовным делам, предложив им увеличение зарплаты на 15%.
У Лейбористской партии есть свои особенности. Хотя Стармер публично поддерживает рабочих, он отговаривает высокопоставленных партийных деятелей от участия в пикетах. Лейбористы имеют значительный перевес в опросах над Консервативной партией, и господин Стармер не хочет испортить выгодное ему положение дел.
Линч, выступая в среду на BCC, сообщил следующее: он ожидает, что правительство под руководством лейбористов «продолжит фискальную политику Тори», добавив при этом: «Мы бы хотели, чтобы они были немного смелее».
Но пока у власти находятся консерваторы, а лейбористы изображают неспособность правительства урегулировать беспорядки, ссылаясь на неумение консерваторов управлять экономикой и, как следствие, страной. В общем, история повторяется: госпожа Тэтчер предъявила такие же обвинения Каллагэну более 40 лет назад.
Автор: Марк Лэндлер
http://www.nytimes.com/ Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба