16 января 2023 banki.ru Милькина Анна
Рынок ритейла в 2022 году в России пережил некоторый спад: оборот розничной торговли за 11 месяцев 2022 года снизился на 6,2% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, до 38,3 трлн рублей. Россияне меняли потребительские привычки: резко сокращали расходы, покупая только товары первой необходимости. Сильное давление на отрасль оказала перестройка логистики. В то же время поддержку сектору оказали рост продаж товаров через интернет и разгон инфляции.
Для инвесторов акции ритейл-компаний стали одними из защитных инструментов вложения средств на бирже, так как сектор огражден от многих внешних рисков. Разбираемся, что будет происходить с акциями компаний сектора в 2023 году, есть ли у них перспективы роста и в каком объеме оптимально держать такие бумаги в портфеле.
Что происходит на рынке ритейла сейчас
Ситуация может различаться в зависимости от направления торговли, замечает аналитик ИК «Велес Капитал» Артем Михайлин. В целом на рынок давят снижение покупательской способности населения и ухудшение потребительских настроений, а также уменьшение ассортимента, усложнение и удорожание логистики, перечисляет он.
В продовольственном ритейле у крупнейших игроков нет существенных проблем — компании постепенно адаптируют ассортимент и форматы под запросы потребителя, отмечает аналитик.
Сегмент относится к защитным секторам экономики — спрос на услуги сохраняется даже в условиях турбулентности в экономике, добавляет эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Пучкарёв. Отрасль практически не пострадала от санкций и геополитики.
В продуктовом ритейле компании-лидеры как представители наиболее устойчивого сегмента розницы показывают неплохой рост в номинальном выражении, подчеркивает портфельный управляющий УК «Первая» Максим Кондратьев. Это происходит как за счет инфляции, повышающей объем трат на необходимый набор продуктов, так и за счет роста доли на рынке, объясняет он.
Вместе с тем на рынке происходит консолидация. Малым игрокам очень сложно конкурировать с лидерами, имеющими существенные преимущества в условиях закупок, логистических возможностях, вертикальной интеграции, сильном финансовом положении, добавляет Кондратьев.
В непродовольственном ритейле ситуация может сильно отличаться, так как у компаний разная зависимость от западных поставок и разная эластичность спроса на товары, отмечает Михайлин. Поэтому этот сегмент испытывает большее давление.
В любом случае конкуренцию за покупателя выигрывают маркетплейсы, считает портфельный менеджер УК «Открытие» Ирина Прохорова. Благодаря расширению ассортимента площадок и улучшению доступности товаров по мере развития логистики число заказов и их частотность растут двузначными темпами, говорит она.
Что ждет рынок ритейла в 2023 году
На фоне продуктовой инфляции в 2023 году продолжат умеренно расти лидеры в этом сегменте ритейла — на 8–12%, полагает Кондратьев. «Динамику выше рынка покажут дискаунтеры», — не исключает он.
Также сохранится тренд на консолидацию отрасли в продуктовом сегменте, считает Пучкарев. «Российский ритейл остается довольно раздробленным, крупнейшие игроки могут еще наращивать долю рынка», — отмечает эксперт. Продолжится тренд на рост популярности дискаунтеров, что связано со снижением реальных доходов населения, полагает он. В непродуктовом ритейле основным трендом будет продолжающийся рост конкуренции с сегментом e-commerce, замечает он.
Сегменты розницы, не относящиеся к базовому потреблению, будут находиться под давлением, говорит Кондратьев. «Из-за снижения покупательской способности потребителя и логистических ограничений, а также из-за трансформации потребительских паттернов, в частности, ухода от офлайн- к онлайн-торговле», — поясняет аналитик.
Бенефициарами данного тренда станут преимущественно крупные интернет-площадки, добавляет он. «E-commerce в России по-прежнему обладает низким уровнем проникновения продаж по категориям относительно мировых аналогов и, вероятно, продолжит показывать опережающие темпы роста», — уверен эксперт.
В 2023 году сохранится популярность онлайн-канала продаж, большую важность для покупателя приобретет ценовой фактор, согласна Прохорова. Форматы маркетплейсов и дискаунтеров будут пользоваться повышенным спросом, говорит она. Также будет происходить перераспределение ассортимента внутри различных категорий продукции, на российском рынке появятся новые бренды, полагает она.
Стоит ли инвестировать в акции ритейлеров и в каком объеме
Доля акций ритейлеров в портфеле зависит от стратегии отдельного инвестора, его терпимости к риску и других факторов, замечает Пучкарёв. По его словам, для среднего портфеля оптимально держать около 7–15% в бумагах сектора. Учитывая нейтральные ожидания на ближайшие месяцы, локально позиции можно снизить до 7–10%, считает он.
Акции ритейлеров и в 2022 году, и сейчас выглядят устойчиво, показывая динамику чуть лучше индекса Мосбиржи, говорит аналитик. Сказывается стабильная ситуация в отрасли, защитный профиль бизнеса. «В секторе из интересных бумаг можно выделить "Магнит" и X5 Group», — отмечает Пучкарёв. У каждой компании есть определенные проблемы, замечает он. «Магнит» отказался от дивидендов и не публикует свежую отчетность, X5 Group имеет «зарубежную прописку» и также отказался от выплаты дивидендов. Тем не менее бумаги выглядят наиболее привлекательными в перспективе нескольких месяцев, полагает аналитик.
Также он обращает внимание на «Белугу». «Компания платит дивиденды, быстро растет за счет развития собственной розничной сети. Хотя ликвидность ее акций ниже, чем у "Магнита" или X5 Group», — добавляет он.
Акции российских публичных ритейлеров торгуются с существенным дисконтом как к компаниям-аналогам, так и к среднеисторическим уровням и обладают высоким фундаментальным потенциалом роста, замечает Кондратьев. Наиболее интересными он также считает акции компаний Х5 Group и «Магнита». «При возврате к выплатам дивидендов уровень дивидендной доходности составит конкуренцию лидерам рынка по данному показателю», — говорит он.
Михайлин для долгосрочных вложений также видит неплохие перспективы у крупнейших продовольственных ритейлеров — X5 Group и «Магнита».
Из непродовольственного ритейла он выделяет Fix Price. «Компания довольно успешно прошла 2022 год, демонстрировала высокие темпы роста и достойную маржинальность. В условиях кризисных явлений в стране и стремления покупателей к экономии Fix Price может быстрыми темпами наращивать долю рынка за счет ориентации на обеспечение лучшего ценового предложения», — объясняет он. Долгосрочные перспективы компании также вполне неплохие в силу пока относительно низкого проникновения сегмента фиксированных цен. Также аналитик обращает внимание на Ozon как крупного игрока на рынке онлайн-торговли, которая даже в текущих условиях продолжает бурно развиваться.
С ним согласен Кондратьев. «Выход Ozon на операционную прибыльность при сохранении существенного роста выглядит интересным при текущей цене акций», — полагает он.
В случае с ритейлерами, как и с акциями эмитентов из других отраслей, стоит ориентироваться на срок инвестирования от 3 лет, заключает Прохорова. По ее словам, акции сектора продуктового ритейла подойдут инвесторам с умеренным профилем риска.
http://www.banki.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Для инвесторов акции ритейл-компаний стали одними из защитных инструментов вложения средств на бирже, так как сектор огражден от многих внешних рисков. Разбираемся, что будет происходить с акциями компаний сектора в 2023 году, есть ли у них перспективы роста и в каком объеме оптимально держать такие бумаги в портфеле.
Что происходит на рынке ритейла сейчас
Ситуация может различаться в зависимости от направления торговли, замечает аналитик ИК «Велес Капитал» Артем Михайлин. В целом на рынок давят снижение покупательской способности населения и ухудшение потребительских настроений, а также уменьшение ассортимента, усложнение и удорожание логистики, перечисляет он.
В продовольственном ритейле у крупнейших игроков нет существенных проблем — компании постепенно адаптируют ассортимент и форматы под запросы потребителя, отмечает аналитик.
Сегмент относится к защитным секторам экономики — спрос на услуги сохраняется даже в условиях турбулентности в экономике, добавляет эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Пучкарёв. Отрасль практически не пострадала от санкций и геополитики.
В продуктовом ритейле компании-лидеры как представители наиболее устойчивого сегмента розницы показывают неплохой рост в номинальном выражении, подчеркивает портфельный управляющий УК «Первая» Максим Кондратьев. Это происходит как за счет инфляции, повышающей объем трат на необходимый набор продуктов, так и за счет роста доли на рынке, объясняет он.
Вместе с тем на рынке происходит консолидация. Малым игрокам очень сложно конкурировать с лидерами, имеющими существенные преимущества в условиях закупок, логистических возможностях, вертикальной интеграции, сильном финансовом положении, добавляет Кондратьев.
В непродовольственном ритейле ситуация может сильно отличаться, так как у компаний разная зависимость от западных поставок и разная эластичность спроса на товары, отмечает Михайлин. Поэтому этот сегмент испытывает большее давление.
В любом случае конкуренцию за покупателя выигрывают маркетплейсы, считает портфельный менеджер УК «Открытие» Ирина Прохорова. Благодаря расширению ассортимента площадок и улучшению доступности товаров по мере развития логистики число заказов и их частотность растут двузначными темпами, говорит она.
Что ждет рынок ритейла в 2023 году
На фоне продуктовой инфляции в 2023 году продолжат умеренно расти лидеры в этом сегменте ритейла — на 8–12%, полагает Кондратьев. «Динамику выше рынка покажут дискаунтеры», — не исключает он.
Также сохранится тренд на консолидацию отрасли в продуктовом сегменте, считает Пучкарев. «Российский ритейл остается довольно раздробленным, крупнейшие игроки могут еще наращивать долю рынка», — отмечает эксперт. Продолжится тренд на рост популярности дискаунтеров, что связано со снижением реальных доходов населения, полагает он. В непродуктовом ритейле основным трендом будет продолжающийся рост конкуренции с сегментом e-commerce, замечает он.
Сегменты розницы, не относящиеся к базовому потреблению, будут находиться под давлением, говорит Кондратьев. «Из-за снижения покупательской способности потребителя и логистических ограничений, а также из-за трансформации потребительских паттернов, в частности, ухода от офлайн- к онлайн-торговле», — поясняет аналитик.
Бенефициарами данного тренда станут преимущественно крупные интернет-площадки, добавляет он. «E-commerce в России по-прежнему обладает низким уровнем проникновения продаж по категориям относительно мировых аналогов и, вероятно, продолжит показывать опережающие темпы роста», — уверен эксперт.
В 2023 году сохранится популярность онлайн-канала продаж, большую важность для покупателя приобретет ценовой фактор, согласна Прохорова. Форматы маркетплейсов и дискаунтеров будут пользоваться повышенным спросом, говорит она. Также будет происходить перераспределение ассортимента внутри различных категорий продукции, на российском рынке появятся новые бренды, полагает она.
Стоит ли инвестировать в акции ритейлеров и в каком объеме
Доля акций ритейлеров в портфеле зависит от стратегии отдельного инвестора, его терпимости к риску и других факторов, замечает Пучкарёв. По его словам, для среднего портфеля оптимально держать около 7–15% в бумагах сектора. Учитывая нейтральные ожидания на ближайшие месяцы, локально позиции можно снизить до 7–10%, считает он.
Акции ритейлеров и в 2022 году, и сейчас выглядят устойчиво, показывая динамику чуть лучше индекса Мосбиржи, говорит аналитик. Сказывается стабильная ситуация в отрасли, защитный профиль бизнеса. «В секторе из интересных бумаг можно выделить "Магнит" и X5 Group», — отмечает Пучкарёв. У каждой компании есть определенные проблемы, замечает он. «Магнит» отказался от дивидендов и не публикует свежую отчетность, X5 Group имеет «зарубежную прописку» и также отказался от выплаты дивидендов. Тем не менее бумаги выглядят наиболее привлекательными в перспективе нескольких месяцев, полагает аналитик.
Также он обращает внимание на «Белугу». «Компания платит дивиденды, быстро растет за счет развития собственной розничной сети. Хотя ликвидность ее акций ниже, чем у "Магнита" или X5 Group», — добавляет он.
Акции российских публичных ритейлеров торгуются с существенным дисконтом как к компаниям-аналогам, так и к среднеисторическим уровням и обладают высоким фундаментальным потенциалом роста, замечает Кондратьев. Наиболее интересными он также считает акции компаний Х5 Group и «Магнита». «При возврате к выплатам дивидендов уровень дивидендной доходности составит конкуренцию лидерам рынка по данному показателю», — говорит он.
Михайлин для долгосрочных вложений также видит неплохие перспективы у крупнейших продовольственных ритейлеров — X5 Group и «Магнита».
Из непродовольственного ритейла он выделяет Fix Price. «Компания довольно успешно прошла 2022 год, демонстрировала высокие темпы роста и достойную маржинальность. В условиях кризисных явлений в стране и стремления покупателей к экономии Fix Price может быстрыми темпами наращивать долю рынка за счет ориентации на обеспечение лучшего ценового предложения», — объясняет он. Долгосрочные перспективы компании также вполне неплохие в силу пока относительно низкого проникновения сегмента фиксированных цен. Также аналитик обращает внимание на Ozon как крупного игрока на рынке онлайн-торговли, которая даже в текущих условиях продолжает бурно развиваться.
С ним согласен Кондратьев. «Выход Ozon на операционную прибыльность при сохранении существенного роста выглядит интересным при текущей цене акций», — полагает он.
В случае с ритейлерами, как и с акциями эмитентов из других отраслей, стоит ориентироваться на срок инвестирования от 3 лет, заключает Прохорова. По ее словам, акции сектора продуктового ритейла подойдут инвесторам с умеренным профилем риска.
http://www.banki.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу