Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Транспортный сектор в 2022 году: результат отраслевого индекса акций » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Транспортный сектор в 2022 году: результат отраслевого индекса акций

Анализируем доходность акций транспортных компаний, динамику котировок и объём торгов на Мосбирже
9 февраля 2023 Открытие | Открытый журнал Болдов Михаил
Российский транспортный сектор обеспечивает перевозку грузов и людей как внутри страны, так и за её пределами. В структуру сектора входят перевозчики, которые осуществляют транспортировку по земле (железнодорожным и автомобильным транспортом), воде (речным и морским транспортом) и воздуху (авиатранспортом).

Россия является крупным участником на рынке грузоперевозок, осуществляя около 10% общего объёма поставок. События 2022 г. сильно повлияли на транспортный сектор и заставили отечественные компании перестраивать логистические маршруты и оптимизировать расходы, чтобы преодолеть кризис. Введение западных санкций ускорило переориентацию грузооборота с европейского на азиатские рынки, а также рынки тех стран, которые сохранили нейтралитет.

В данной статье рассмотрим результаты эмитентов, входящих в отраслевой* индекс транспорта по итогам 2022 г.: их доходность, динамику котировок, объём торгов, а также лидеров роста и падения.

Отраслевой индекс — это взвешенный по рыночной капитализации ценовой индекс наиболее ликвидных акций российских эмитентов из соответствующей отрасли, которые включены в базу расчёта Индекса широкого рынка Мосбиржи.

Ключевые показатели Индекса транспортного сектора в 2022 году

Значение индекса на начало года: 1397,83 пункта.
Значение индекса на конец года: 763,08 пункта.
Динамика индекса с начала года: −45,25%.
Доходность за 2022 г. с учётом дивидендов: −44,72%.
Минимальное значение индекса за 2022 г.: 672,82 пункта.
Максимальное значение индекса за 2022 г.: 1441,29 пункта.
Лидер роста в индексе: ПАО «ДВМП».
Лидер падения в индексе: ПАО «Аэрофлот».

Состав индекса

В состав Индекса транспортного сектора входят ценные бумаги шести эмитентов, связанных с перевозкой грузов и/или людей: Globaltrans, «Аэрофлот», «ДВМП», «Совкомфлот» (FLOT), «НМТП» (NMTP) и «НКХП».

Наибольший вес в индексе (26,6%) имеют депозитарные расписки Globaltrans Investment (GLTR) — одной из ведущих компаний в сфере грузовых железнодорожных перевозок России. Наименьшая доля в индексе (2,6%) приходится на обыкновенные акции компании ПАО «Новороссийский комбинат хлебопродуктов» (NKHP), которая управляет крупным перевалочным комплексом в морском порту Новороссийска.

Состав Индекса транспортного сектора на Мосбирже, %

Транспортный сектор в 2022 году: результат отраслевого индекса акций


Лидером доходности в секторе по итогам 2022 г. оказались акции «ДВМП» (FESH), которые выросли за 12 месяцев на 29,2%. Компания является крупнейшим портовым контейнерным оператором Дальневосточного региона и получает выгоду от увеличения торговых операций между Россией и странами Азии. В условиях западных санкций эмитент выглядит очевидным выгодоприобретателем от переориентации российской экономики на восточное направление. По данным компании, в 2022 г. объёмы перевозок морскими сервисами через порты Дальнего Востока выросли на 38% по сравнению с 2021 г. — до 330 тыс. TEU. В начале 2023 г. стало известно, что по решению суда государству может перейти около 92,4% акций «ДВМП».

Лидером падения оказались обыкновенные акции «Аэрофлота» (AFLT), которые потеряли более 58% стоимости. Кризис 2022 г. оказал разрушительное влияние на международное направление российской авиационной отрасли. ЕС и другие страны закрыли воздушное пространство для России, в ответ наша страна ввела ограничения на перелёты из недружественных стран над территорией РФ. Ограничения и рост геополитической напряжённости привели к существенному падению операционных показателей на международных линиях «Аэрофлота»: пассажиропоток год к году рухнул на 34,9%, количество рейсов — на 42,5%, объём перевозки грузов и почты — на 61,1%. В январе 2023 г. совет директоров авиаперевозчика утвердил новую стратегию до 2030 г., которая предполагает прирост пассажиропотока группы на 6% ежегодно.

Объём торгов и динамика индекса

По итогам 2022 г. сектор транспорта оказался в лидерах падения, рухнув на 45,25%. С учётом выплаченных дивидендов падение индекса полной доходности составило 44,72%.

Однако снижаться индекс транспортных компаний начал ещё в январе 2022 г. С момента открытия Московской биржи 3 января и до 21 февраля индекс уже потерял почти 22% и торговался на отметке чуть выше 1100 пунктов. 24 февраля на фоне реализации геополитических рисков произошло дальнейшее обрушение индекса ниже 770 пунктов.

В конце марта после возобновления торгов на фондовой секции Мосбиржи котировки за несколько дней отыграли бо́льшую часть падения и к 4 апреля снова находились выше 1000 пунктов. С апреля по август индекс транспортного сектора продолжил снижаться по мере того, как против российской экономики вводились всё новые ограничения, которые заставляли перестраивать логистику и искать новые рынки сбыта и поставок. В сентябре после непродолжительного восстановления котировок последовало новое падение. Дальнейшую динамику индекса можно охарактеризовать словом «стагнация».

Год Индекс транспортного сектора завершил на отметке 763,1 пункта.

Динамика Индекса транспортного сектора в 2022 году, в пунктах



Рекордный месячный оборот торгов в индексе был зафиксирован в январе 2022 г. — 25,3 млрд руб. После реализации геополитических и инфраструктурных рисков последовал массовый уход иностранных инвесторов с российского фондового рынка, что привело к падению торговых оборотов в индексе.

Всплески торговой активности наблюдались в апреле и в сентябре. При этом, хотя бо́льшую часть марта торги на бирже были приостановлены, торговый оборот в этом месяце превысил объёмы мая и ноября.

Объём торгов на Мосбирже в 2022 году по месяцам, млн руб.



Что это значит для инвесторов

События 2022 г. оказали самое сильное в новом тысячелетии воздействие на транспортный сектор и привели к фундаментальным изменениям. Последствия ограничений и вынужденного пересмотра логистических путей будут ещё долгие годы влиять на бизнес российских транспортных компаний и международные перевозки.

Санкции произвели разный эффект на представителей сектора. Реализация рисков для одних компаний создала возможности для других. Так, снижение транспортного сообщения с недружественными странами заставило отечественные компании искать альтернативные рынки и переориентировать потоки на те страны, которые не вводили ограничений против России.

https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу