Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Поглощение Credit Suisse: какие последствия ждут банковский рынок Европы » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Поглощение Credit Suisse: какие последствия ждут банковский рынок Европы

28 марта 2023 Тинькофф Банк | Credit Suisse Романович РоманГородилов Михаил
19 марта крупнейший банк Швейцарии UBS объявил о поглощении второго по величине банка страны — Credit Suisse. Сделка составила 3,2 млрд долларов, что на 60% ниже рыночной капитализации компании.

Так закончилась 167-летняя история одного из старейших банков Европы и некогда крупнейшего банка Швейцарии, который последние 15 лет боролся с последствиями глобального финансового кризиса и чередой громких скандалов.

У краха Credit Suisse нет одной явной причины — скорее это накопленный эффект многолетних убытков, ошибок в управлении рисками и сильнейшего кризиса доверия. Разбираемся в истории с поглощением Credit Suisse и в его последствиях, которые уже ощутил на себе весь банковский рынок Европы.

Скандальное прошлое и аппетит к риску

Если репутацию банка считать одним из его важнейших активов, то у Credit Suisse с этим были проблемы на протяжении всей его истории. В разное время компанию упрекали в отмывании денег итальянской мафии, в сотрудничестве с гитлеровцами, в пособничестве уклонению от налогов и даже в распространении эпидемии педикулеза, когда в 19 веке банк сотнями тысяч раздавал швейцарским детям свои фирменные вязаные шапки.

Из-за этих сомнительных историй банк терпел убытки сам и подвергался миллиардным штрафам от регуляторов. Но самые большие финансовые потери Credit Suisse связаны с инвестиционным бизнесом компании, основанным в конце 20 века. Из-за плохого риск-менеджмента банк неоднократно терпел неудачи в рискованных операциях.

Так, в 1998 году Credit Suisse потерял 1,3 млрд долларов из-за дефолта по российским гособлигациям: банк был одним из крупнейших иностранных держателей этих долговых бумаг. А в 2013 году швейцарцы прославились тем, что выступили организаторами размещения облигаций Мозамбика на 2 млрд долларов, половина из которых была потрачена не по назначению.

В 2021 году обанкротился финтех-стартап Greensill, который через фонды управления активами Credit Suisse получил 10 млрд долларов. Банк продавал облигации Greensill своим клиентам, уверяя их в низких рисках. После банкротства стартапа банк выплатил пострадавшим компенсации на сумму 6,8 млрд долларов.

В том же 2021 году случился крах хедж-фонда Archegos Capital, на котором Credit Suisse потерял 5,5 млрд долларов. Фонд вкладывался с высоким плечом в акции ViacomCBS и Discovery, считая их недооцененными. Деньги на совершение этих сделок предоставляла группа банков, в том числе Credit Suisse.

По итогам 2022 года банк получил близкий к рекордному убыток в размере 7,3 млрд швейцарских франков. Это сопоставимо с убытками в кризис 2008 года, когда Credit Suisse закончил год с минусом в 8,3 млрд долларов.

Поглощение Credit Suisse: какие последствия ждут банковский рынок Европы


Потеря доверия и отток клиентов

После череды скандалов и фиксации крупных убытков из банка начали уходить клиенты. Если в начале 2008 года активы Credit Suisse превышали 1,4 трлн швейцарских франков, то по итогам 2022 упали почти втрое, до 531 млрд. Только за прошлый год депозитный портфель банка сократился на 40% — до 234 млрд франков.

Отток капитала подогрела «атака блогеров». В октябре 2022 в сети появилась серия постов финансовых аналитиков о проблемах с ликвидностью у Credit Suisse.

Одной из причин беспокойства инвесторов стало письмо руководителя банка Ульриха Кернера сотрудникам, в котором он признавал сложное состояние компании. «Мы находимся в критическом моменте на фоне перестройки бизнеса. Без сомнения, до конца октября на рынках и в прессе будет больше шума, но все, что я могу вам сказать, — это оставаться дисциплинированными и быть как можно ближе к своим клиентам и коллегам», — указал Кернер в записке.

В итоге руководители банка лично убеждали состоятельных клиентов не забирать деньги, но это не помогло: по итогам четвертого квартала 2022 года отток вкладов составил 120 млрд долларов.

Именно бегство вкладчиков стало основной причиной краха банка. По принятым в мире метрикам оценки устойчивости Credit Suisse не был безнадежным. Напротив, банк выглядел вполне достойно. Норматив достаточности основного базового капитала перед коллапсом находился на уровне 14,1%, что втрое выше требуемого регуляторами уровня 4,5%. У многих крупных банков этот норматив ниже, чем был у Credit Suisse перед падением: 13,9% у Barclays, 13,4% у Deutsche Bank и 12,3% у BNP Paribas.



Крах и продажа главному конкуренту за полцены

После банкротства Silicon Valley Bank акции банков по всему миру попали под давление. Credit Suisse, опубликовавший до этого провальный финансовый отчет, в котором сообщил о рекордных убытках на фоне оттока клиентов, оказался в лидерах падения: 15 марта акции банка обвалились на 25%. При этом с 2007 года падение составило 98%: тогда акции банка торговались по 80 франков, а теперь стоили меньше двух.

После краха американских банков Credit Suisse столкнулся с новой волной оттока капитала и попытался найти поддержку у своих акционеров. Крупнейший из них — фонд национального банка Саудовской Аравии — заявил, что не планирует увеличивать участие в капитале компании выше текущего уровня в 9,9%. Фонд приобрел долю в Credit Suisse в ноябре 2022 года в ходе частного размещения дополнительных акций.

После отказа Саудовской Аравии докапитализировать банк в дело вмешался швейцарский ЦБ и открыл банку кредитную линию в размере 50 млрд швейцарских франков. Но даже это не успокоило рынки, и после непродолжительного роста акции вернулись к падению.



В итоге швейцарские регуляторы начали переговоры с UBS о возможном поглощении Credit Suisse. Президент Швейцарии Ален Берсе заявил, что восстановить доверие рынка к Credit Suisse было невозможно, а потому было необходимо быстрое стабилизирующее решение.

В рамках сделки центральный банк Швейцарии предоставил UBS кредитную линию в размере 100 млрд швейцарских франков. Также правительство предоставит покрытие возможных убытков UBS на сумму до 9 млрд франков.

Объединение UBS и Credit Suisse создает один из крупнейших банков Европы и один из топ-20 банков мира с активами 1,6 трлн долларов.

Крупнейшие банки мира по размеру активов, трлн долларов



Список потерпевших

Саудовская Аравия. В результате обвала котировок и последующей продажи Credit Suisse Национальный банк Саудовской Аравии потерял 80% своих инвестиций в компанию, или более миллиарда долларов. Инвестор вложился в акции банка в ноябре 2022 года по цене 3,82 франка за акцию, а по итогам соглашения UBS платит 0,76 франка за бумагу акционерам Credit Suisse.

Но это некритичные потери для саудитов: на долю швейцарского актива приходилось не более 0,5% портфеля фонда. При этом шансы компенсировать убытки остаются: сделку оплатят не деньгами, а акциями UBS и в случае их роста актив станет со временем дороже.

И тем не менее для главы Saudi National Bank Аммара аль-Худаири история закончилась неудачно. На фоне упреков, что именно его отказ помогать Credit Suisse вызвал падение котировок банка, он вынужден был подать в отставку.

Катар. Другим крупным акционером банка был инвестиционный фонд Катара, которому принадлежало 6,8% акций Credit Suisse. Но катарцы потеряли больше денег: половину своей доли фонд купил после кризиса 2008 года, а вторую половину — в январе 2023. С 2008 года акции Credit Suisse упали на 95%.

Согласно отчету за 2022 год, другими крупными акционерами банка были инвестиционная компания BlackRock с долей 4,07% и The Olayan Group — 4,93%.

Держатели облигаций. Швейцарский регулятор списал облигации Credit Suisse AT1 на 17 млрд долларов в капитал банка. Таким образом, владельцы этих бумаг после поглощения Credit Suisse не получат ничего. Этот шаг может стать проблемой для рынков, поскольку усилит опасения относительно других подобных выпусков.

AT1-облигации ввели после финансового кризиса 2008 года. Они позволяют списывать бумаги в капитал банка для увеличения нормативов в случае падения уровня достаточности капитала банка ниже определенного порога.

По этим облигациям предлагалась более высокая доходность в сравнении с классическими неконвертируемыми. Например, по списанным облигациям Credit Suisse ставка купона составляла 9,75% годовых.

Примеры со списанием таких облигаций в Европе редкие, но уже случались. В 2017 году облигации испанского Banco Popular аналогичным образом списали в капитал банка после его поглощения конкурентом Banco Santander. Держатели бумаг тогда тоже не получили никаких выплат.

Общий рынок облигаций AT1 в Европе оценивается в 260 млрд долларов. После списания выпуска Credit Suisse инвесторы начали избавляться от подобных облигаций других банков: 20 марта акции биржевого фонда Invesco AT1 Capital Bond упали на 15%. Ситуация с «обнулением» облигаций Credit Suisse будет еще долгое время оказывать давление на рынок и ограничит интерес инвесторов к такому типу бумаг.

Что происходит на европейском банковском рынке

Швейцарский урок. Один из старейших банков Европы закончил свою 167-летнюю историю из-за слишком рискованного подхода к инвестициям и больших репутационных потерь. Банк UBS уже заявил, что сократит инвестиционно-банковский сегмент Credit Suisse, чтобы его доля в бизнесе не превышала 25%, а политику в отношении рисков ужесточат и пересмотрят в сторону более консервативной.

После кризиса 2008 года менеджмент UBS занял более осторожную позицию в управлении капиталом и ведении бизнеса. Банк ограничивает долю инвестиционно-банковского бизнеса в общей структуре группы и жестче контролирует риски трейдинговых и инвестиционных операций.

Эта стратегия дает плоды: UBS остается прибыльным на протяжении последних 10 лет. По итогам 2022 года прибыль банка составила 7,05 млрд швейцарских франков — против убытка в размере 7,3 млрд у Credit Suisse.

Динамика акций компаний отражает разную степень доверия инвесторов, которым, очевидно, ближе более консервативный подход к управлению активами.



Кризис доверия. Но это поглощение не решило всех проблем на глобальном банковском рынке. Ставка в Европе растет, что негативно сказывается на стоимости облигаций в портфеле банков и может потребовать дополнительных вливаний со стороны государства, привести к новым набегам вкладчиков и банкротствам.

Так, на минувшей неделе залихорадило один из крупнейших банков еврозоны — немецкий Deutsche Bank. Его акции в пятницу в определенные моменты падали на 15%, а с начала марта компания потеряла около 20% своей стоимости.

Причиной стал резкий рост стоимости кредитных дефолтных свопов банка — так называемых страховок от дефолта. Их удорожание говорит о сомнениях кредиторов в способности компании обслуживать свои долги. И это притом, что Deutsche Bank закончил 2022 год с чистой прибылью 5 млрд евро, увеличив ее за год вдвое.

Падают и акции других крупных европейских банков. 24 марта котировки Commerzbank обвалились более чем на 8%, Societe Generale — на 7,5%, UBS — на 6%. Налицо кризис доверия вкладчиков и инвесторов, который способен создавать проблемы с ликвидностью даже сильным игрокам с устойчивым финансовым положением.

Финтех ускоряет крах банков. Истории с Silicon Valley Bank и Credit Suisse показали миру, как быстро может упасть даже крупный и прежде успешный банк. Паника вкладчиков и инвесторов, вооруженных банковскими приложениями, которые позволяют переводить миллионы долларов в несколько нажатий, способна запустить принцип домино.

О том, как мобильные приложения и моментальные денежные переводы изменили «правила игры» для банков и регуляторов, рассказала гендиректор Citigroup Джейн Фрейзер. Возможности, которые дают клиентам банка новые технологии, по ее мнению, создают не наблюдавшиеся ранее риски для финансовых организаций.

Дополнительно волатильность подогревают информационные вбросы. Новости, в том числе не всегда проверенные, теперь распространяются молниеносно. «Была пара твитов, а затем все произошло гораздо быстрее, чем когда-либо случалось в истории», — описала Фрейзер ситуацию с крахом Silicon Valley Bank.

Больше ставки — больше риски. Аналитики Moody’s считают, что европейские банки менее подвержены рискам, создаваемым ростом ставок, чем американские. У них вдвое меньше доля гособлигаций в портфелях и в целом доля активов в долговых ценных бумагах.

Но фундаментальные причины банковского кризиса проблемами с облигациями не ограничиваются. Пока ставки продолжают расти, замедляется экономика, снижается кредитование. В результате банки вынуждены платить высокие проценты по депозитам своим клиентам, а возможности для заработка ограничены.

Так что вероятность новых громких банкротств или поглощений в банковском секторе остается высокой.

https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу