Рост бюджетных расходов в России может ускориться до конца года » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Рост бюджетных расходов в России может ускориться до конца года

7 ноября 2023 ИХ "Финам" Беленькая Ольга
Данные Минфина об исполнении бюджета за 10М23 отражают существенное увеличение нефтегазовых доходов в октябре (квартальный НДД почти 600 млрд руб плюс временное отсутствие выплат нефтяным компаниям по демпферу). В октябре нефтегазовые доходы превысили прошлогодний уровень более чем на 27%. Тем не менее, по итогам 10М23 нефтегазовые доходы все еще на 26,3% ниже, чем за аналогичный период прошлого года. А вот ненефтегазовые доходы (где основную роль играет НДС) в этом году складываются весьма благоприятно (+28,7% г/г и уже 92% от утвержденного законом о бюджете годового плана (17,2 трлн руб). По итогам 10М23 доходы бюджета впервые в этом году превысили прошлогодний уровень (+4,4%).

Расходы в октябре, по нашей оценке, составили 2,9 трлн руб (максимум с апреля и +29% г/г), таким образом, в октябре рост расходов ускорился. На фоне сильной динамики доходов октября профицит составил 464 млрд руб. В целом за 10М23 расходы увеличились на 11,7% (с начала 2кв23 +4,1% г/г). По итогам 10М23 дефицит бюджета составил 1,24 трлн руб (-0,7% ВВП). Исходя из оценок на текущий год, содержащихся в проекте бюджета на будущую 3-летку, доходы бюджета в этом году ожидаются на уровне 28,67 трлн руб., а расходы 31,68 трлн руб, дефицит по итогам года в районе 3 трлн руб. Впрочем, «электронный бюджет» показывает оценку расходов на текущий год еще выше: 32,55 трлн руб. Это означает, что с учетом накопленного объема расходов за 10М23 (24,3 трлн руб) за оставшиеся 2 месяца года планируется потратить еще 7,3-8,2 трлн руб (23-25% всех годовых расходов). Такой навес бюджетных расходов может усилить инфляционное давление в начале 2024 г.

По предварительным данным Минфина, объем доходов федерального бюджета за 10М23 составил 23 106 млрд рублей, что на 4,4% выше аналогичного периода прошлого года, объем расходов составил 24 341 млрд рублей (+11,7% г/г (+4,1% г/г с начала 2 квартала 2023 г.)). Дефицит бюджета сократился до 1,2 трлн руб против 1,7 трлн руб за 9М23 (т.е. профицит бюджета за октябрь должен был составить 464 млрд руб.). Накопительным итогом дефицит бюджета за 10М23 составляет 0,7% ВВП (новый годовой план правительства 1,8% ВВП или 3,0 трлн руб).

Динамика доходов характеризуется медленным улучшением ситуации с нефтегазовыми доходами и значительно более высокой траекторией ненефтегазовых доходов, чем было заложено в бюджетный план.

Что касается нефтегазовых доходов (НГД), по итогам 10М23 они еще на 26% ниже уровня аналогичного периода прошлого года, но это связано со слабой динамикой начала года и высокой базой прошлого года. В октябре объем нефтегазовых доходов (1,64 трлн руб) превысил на 27,6% уровень октября прошлого года и также на 950 млрд руб превысил базовый уровень НГД на этот месяц, обеспечивающий траекторию годовых НГД 8 трлн руб. Этому способствовали квартальный НДД (почти 600 млрд руб) и отсутствие выплат по демпферу (которые должны возобновиться уже в следующем месяце).

В целом улучшению нефтегазовых доходов способствует существенное сокращение ценового дисконта российской нефти Urals и слабый рубль (впрочем, мировые цены на нефть сейчас снижаются, а рубль крепче октябрьских минимумов). Проектировки бюджета на этот год, указанные в пояснительной записке к проекту о федеральном бюджете на 2024-26 гг, внесенному правительством в Госдуму, предполагают, что по итогам года нефтегазовые доходы составят 8 863 млрд руб, что близко к изначальному бюджетному плану, утвержденному в действующем законе о бюджете. Это означает, что на ноябрь-декабрь ожидается поступление НГД в среднем около 826 млрд руб в месяц.

Эта цифра выглядит несколько оптимистично, с учетом наблюдаемого снижения мировых цен на нефть, запрета экспорта нефтепродуктов (впрочем, уже отмененного в части трубопроводных поставок) и решения правительства о восстановлении топливного демпфера в прежнем объеме после сокращения вдвое с сентября. Однако объем нефтегазовых доходов уже практически точно превысит базовый уровень 8 трлн руб.

Ненефтегазовые доходы (ННГД) по итогам 10М23 выросли на 28,7% г/г, в том числе в октябре рост составил более 55% г/г. В основе ненефтегазовых доходов – рост НДС (+22,3% г/г за 10М23), отражающий относительно высокие темпы расширения экономической активности (поддерживаемые в том числе усиленным бюджетным стимулированием), ускорение инфляции и рост стоимостного объема импорта в рублевом выражении. В действующий закон о бюджете на текущий год был заложен объем ННГД в 17,2 трлн руб. (он уже выполнен на 92%), но в новых бюджетных проектировках прогноз ННГД повышен до 19,8 трлн руб. Он может учитывать windfall tax и «курсовые» экспортные пошлины.

Исходя из пояснительной записки к бюджету 2024-26, объем ожидаемых ненефтегазовых доходов на этот год повышен до 28,7 трлн руб (против 26,1 трлн руб, заложенных в закон о бюджете). Т.е. дополнительные ненефтегазовые доходы (2,6 трлн руб), в соответствии с бюджетным правилом, могут полностью быть направлены на финансирование дополнительных бюджетных расходов.

Рост расходов бюджета в годовом выражении ускорился (+11,7% за 10М23, с начала 2Q23 расходы в годовом выражении выросли на 4,1% г/г), но в октябре расходы могли составить 2,9 трлн руб (максимум с апреля и +29% г/г).

По действующему закону о бюджете расходы на текущий год утверждены в объеме 29,06 трлн руб., а из пояснительной записки к проекту 3-летнего бюджета следует, что расходы в этом году планируются еще выше – 31,67 трлн руб., т.е. выше плана на практически те же 2,6 трлн руб, которые могут быть профинансированы за счет дополнительных ненефтегазовых доходов. Но актуальная роспись на «Электронном бюджете» по расходам еще выше – 32,55 трлн руб. Исходя из этих оценок и фактических расходов за 10М23 (24,3 трлн руб), на ноябрь-декабрь должно прийтись расходов на 7-8 трлн руб или почти четверть (23-25%) годового объема. Этот навес может способствовать ускорению инфляции в начале будущего года.

Предварительная оценка исполнения федерального бюджета, млрд руб.

Рост бюджетных расходов в России может ускориться до конца года

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter