13 ноября 2023 БКС Экспресс | SpaceX
В космической компании Илона Маска SpaceX, возможно, есть серьезные проблемы с техникой безопасности. К такому выводу пришло международное новостное агентство Reuters по результатам расследования, которое выявило по меньшей мере 600 ранее не зарегистрированных травм, полученных на рабочем месте — в том числе переломы, ампутации и случай со смертельным исходом.
Reuters изучило общедоступные отчеты и судебные документы по искам рабочих SpaceX, медицинские карты сотрудников, звонки в службы экстренной помощи. Журналисты также провели ряд интервью с действующими и бывшими работниками шести крупнейших площадок SpaceX, где занимаются производством, испытанием и запуском ракет.
Цена ошибки
Среди травм, полученных на рабочем месте, о которых ранее не сообщалось, оказались порезы, вывихи, переломы конечностей, ампутация, поражение электрическим током, ожоги, травмы головы и глаз и один смертельный случай.
Так, в 2014 г. работникам было необходимо перевезти пенопластовую изоляцию, но ремней для ее крепления у них не оказалось. 38-летний работник Лонни ЛеБлан решил удержать груз, сев на него сверху. Однако порыв ветра снес сотрудника и изоляцию с прицепа — ЛеБлан получил травму головы и скончался на месте. Инспекторы по охране труда признали вину компании.
На одном из испытаний травму получил Франсиско Кабада, технический специалист SpaceX. Под давлением оторвалась часть двигателя и, отлетев, пробила мужчине голову. Он уже два года находится в коме. О причинах аварии известно мало, но бывшие сотрудники утверждают, что инцидент произошел из-за нарушений безопасности.
Флорентино Риос получил тяжелую травму глаза на площадке SpaceX, и в итоге потерял зрение. По словам Риоса, инцидент произошел из-за ошибки его напарника, который пропустил сигнал — у команды не было раций, а работать приходилось ночью при плохом освещении.
Космические амбиции
Сотрудники, с которыми журналистам удалось поговорить, отмечают, что травмы отражают хаос на рабочем месте: часто недостаточно обученный и переутомленный персонал пропускает основные процедуры безопасности, стремясь уложиться в жесткие сроки, установленные руководством для космических миссий.
Проблемы с техникой безопасности, как заявили более десятка нынешних и бывших работников, отчасти связаны с пренебрежением топ-менеджеров к бюрократии и верой, что SpaceX возглавляет амбициозную задачу по созданию в космосе убежища для жителей «умирающей» Земли.
«Идея Илона Маска о том, что SpaceX выполняет миссию, чтобы как можно быстрее отправиться на Марс и спасти человечество, пронизывает все подразделения компании. Поэтому она оправдывает отказ от всего, что может помешать достижению этой цели», — рассказал Том Молайн, бывший старший инженер по авионике SpaceX.
Некоторые сотрудники также отмечают эксцентричность самого основателя SpaceX. По словам бывших руководителей компании, Маск приказал перекрасить в черный или синий промышленное оборудование, окрашенному по технике безопасности в желтый цвет. Кроме того, рабочим иногда советовали не носить защитную желтую одежду, поскольку миллиардер не любит яркие цвета.
Идея, которая вдохновляет
Свободный предпринимательский подход Илона Маска и стремление к большой цели оказались мощной приманкой для молодых квалифицированных работников. Некоторые сотрудники SpaceX рассказали, что с радостью присоединились к компании, поскольку она опережала конкурентов и предлагала привилегии, включая собственные медицинские клиники и акции частной компании, стоимость которых резко выросла.
Некоторые инженеры SpaceX говорят, что им нравится сотрудничать с творческими коллегами в среде с минимумом бюрократии. Это позволяет достигать впечатляющих успехов и двигаться быстрее, чем NASA или другие частные космические компании.
Травмирующая отрасль
По данным Reuters, около двух третей обнаруженных травм произошли в 2016-2020 гг. Кроме того, уровень травматизма на трех основных объектах SpaceX намного превысил средние показатели по космической отрасли.
Например, на одной техасских площадок он составил 4,8 травм или заболеваний на 100 работников, что в шесть раз выше среднего показателя 0,8. Еще одна площадка — космический центр Кеннеди — в 2016 г. отчиталась о том, что уровень травматизма составил 21,5 на 100 работников — это примерно в 27 раз больше среднего показателя. В то время на предприятии работало всего 50 человек.
Какие последствия
За нарушения безопасности регулирующие органы взимали лишь небольшие штрафы, обычно от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов. Например, штраф компании за нарушения, связанные со смертью одного работника и семью серьезными нарушениями безопасности, составил в общей сложности 50 836 долларов.
http://bcs-express.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу