18 ноября 2023 Тинькофф Банк Жулькин Игорь
На что потратят рекордные 36,7 трлн рублей и каким будет дефицит
17 ноября Государственная дума приняла закон о бюджете на 2024 год и плановый период 2025—2026 годов.
В следующем году власти запланировали резкое увеличение доходов и расходов. В казну должно поступить 35,1 трлн рублей, а потратят при этом 36,7 трлн. К уровню 2023 года расходы увеличиваются на 16%, а доходы — на 22%. Такой динамики в новейшей истории России еще не было. По сравнению с бюджетом пятилетней давности расходы вырастут вдвое.
Рост бюджета обусловлен беспрецедентным наращиванием оборонных расходов. Вместе с затратами на силовиков они превысят 14,5 трлн рублей и составят почти 40% всех бюджетных трат. Больше эта доля была только в советские времена.
При этом власти обещают выполнить все обязательства перед россиянами и закладывают увеличение социальных выплат.
Разбираемся, каким получился бюджет и откуда страна возьмет деньги, чтобы покрыть свои огромные расходы.
На что потратят госбюджет в 2024 году
По сравнению с предыдущими годами структура расходов госказны сильно изменилась.
Национальная оборона впервые станет самой большой статьей бюджета. В планах правительства потратить на нее 10,8 трлн рублей. Это 29% всех расходов. Большая часть из них засекречена — в публичном доступе расписано только 2,2 трлн рублей.
К уровню 2023 года оборонные расходы увеличатся почти на 70%, а в сравнении с доконфликтным 2021 годом рост будет трехкратным. Примечательно, что еще год назад при проектировании трехлетнего бюджета предполагалось в 2024 году выделить на оборону вдвое меньше — около 5 трлн рублей.
И хоть мы не знаем, на что потратят львиную долю оборонного бюджета, есть мнение, что далеко не весь он связан с закупкой вооружений и техники. В Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН допустили, что значительная часть увеличения расходов ориентирована на инвестиции в расширение мощностей оборонно-промышленного комплекса: производство станков, оборудования, строительные работы.
Социальная политика. Новый бюджет примечателен тем, что впервые в современной России военные расходы превысят затраты на социальную политику, которая исторически была крупнейшей статьей. Сюда входят различные пенсионные и социальные выплаты, детские пособия и прочие обязательства государства перед россиянами.
В 2024 году на эти цели израсходуют чуть меньше 8 трлн рублей — после 6,5 трлн в 2023. И хоть в денежном выражении траты растут, их доля в общем бюджете сильно падает: с 27% в 2021 году до 21% в 2024.
Номинальный рост связан в основном с индексацией пособий и пенсий. Так, страховые пенсии неработающим пенсионерам с 1 января вырастут на 7,5%. На это в бюджете предусмотрены дополнительные 234 млрд рублей. Средняя пенсия по стране составит 23 244 ₽. Также с 1 января увеличивается МРОТ — на 18,5%. Это повлияет на зарплаты бюджетников, затраты на которые тоже учтены в законе.
Здравоохранение и образование. Доля расходов на образование и здравоохранение в бюджете в последние три года тоже сокращается, хоть и не так ощутимо, — с 11 до 8,5%. При этом номинально в новом бюджете эти затраты почти не изменятся в сравнении с 2023 годом и в сумме составят 3,1 трлн рублей. Но в реальном выражении с учетом инфляции тратить на школы и больницы государство будет меньше. Особенно падение финансирования заметно на трехлетнем отрезке. Так, с 2021 года расходы на здравоохранение в стране вырастут только на 10% — это почти втрое ниже накопленной инфляции с учетом прогноза.
В Минфине заявили, что социальные расходы в 2024 году превосходят военные и в общей сложности составят 11,7 трлн рублей. Правда, для такой калькуляции пришлось не только сложить деньги, выделяемые на соцполитику, образование и здравоохранение, но и причислить в эту же группу инфраструктурные затраты на ЖКХ, которые составят почти триллион рублей.
Экономика — это самый пострадавший раздел бюджета. На нее потратят около 4 трлн рублей. Это меньше, чем в 2023 году, даже в номинальном выражении, а с учетом инфляции падение может составить до 10%. Доля экономических статей в бюджете опустилась ниже 11%, тогда как 3 года назад была около 18%.
Такая политика сильно контрастирует с тем, как поддержка экономики росла в предыдущие, докризисные годы: в 2018—2021 годах соответствующие расходы увеличивались быстрее темпов инфляции, что помогло стране выйти из затяжного кризиса 2015—2017 годов.
Больше всего денег выделят на гражданскую промышленность, в том числе авиастроение и автопром. В приоритете также создание собственной отрасли микроэлектроники, развитие беспилотных технологий и искусственного интеллекта.
Обслуживание госдолга будет обходиться России все дороже. Через три года эти затраты превысят расходы на здравоохранение и образование.
В 2024 году на обслуживание госдолга из федерального бюджета выделят 2,3 трлн рублей — после 1,5 трлн в 2023. А к 2026 году сумма вырастет до 3,3 трлн и составит почти 10% всех расходов. Это все еще сильно меньше, чем в дефолтном 1998 году, когда страна отдавала кредиторам почти 40% своего бюджета, но уже вдвое больше, чем в 2022, когда эта доля составляла лишь 5%.
И дело не только в том, что правительству придется много занимать для покрытия растущих расходов. Затраты растут на фоне роста ключевой ставки. Дело в том, что почти 40% внутреннего госдолга — это облигации ОФЗ с переменным купонным доходом. Выплаты по ним привязаны к ставке ЦБ, и теперь на них будет уходить гораздо больше денег, чем раньше. Сам объем госдолга в ближайшие три года должен вырасти на 37%.
Вырастут и другие расходы государства, которые зависят от уровня кредитных ставок, например отчисления банкам по льготным ипотечным программам: чем выше разница между льготной и рыночной ставкой, тем больше субсидии из бюджета.
За счет чего вырастут доходы
Рост доходов за год должен составить почти 6,5 трлн рублей. Для российского бюджета это невиданные ранее темпы.
Еще год назад ничего подобного власти не планировали: в предыдущем трехлетнем бюджете ожидалось, что поступления в казну в 2024 году составят чуть больше 27 трлн рублей. Теперь же Минфин замахнулся на 35 трлн, что с учетом неопределенности в российской экономике выглядит весьма оптимистично.
Чтобы этот план реализовался, необходимо максимально благоприятное стечение обстоятельств. Именно они заложены в прогнозы Минэкономразвития, на которые опирается бюджет. Там предусмотрен рост ВВП в 2024 году на 2,3%, средний курс доллара в районе 90 ₽ и цена нефти Urals 71 $ за баррель.
Эти прогнозы удивили не только независимых экономистов, которые назвали такой порядок чисел «художественным рисованием под стратегические задачи», но даже российскую Счетную палату. В своем заключении на проект бюджета она указала на «риски недостижения» даже 60 $ за баррель. Аудиторы припомнили, как цены опускались ниже этой величины в предыдущие кризисы.
Вот как Минфин планирует наращивать поступления в бюджет.
Нефтегазовые доходы вырастут на 2,6 трлн рублей — с 8,9 в 2023 году до 11,5 трлн в 2024. Как сказано выше, прогноз основан в первую очередь на ожиданиях высоких цен на нефть и благоприятного курса. Дешевый рубль дает бюджету дополнительные доходы за счет того, что экспортеры платят больше налогов из-за роста своей валютной выручки, выраженной в рублях.
Также Минфин инициирует «донастройку законодательства» в нефтегазовой сфере. Предполагается «изменение порядка определения котировок российской нефти и других параметров налогообложения отрасли». Проще говоря, налоговая нагрузка на нефтяников и газовиков возрастет.
В частности, в 2024 году снизят с 20 до 15 $ за баррель дисконт цены на российскую нефть к эталонной марке Brent для расчета налогов. Еще один маневр предполагает повышение НДПИ
на газовый конденсат «Газпрома» и сокращение выплат по акцизу для нефтеперерабатывающих заводов, которые не выполняют обязательства по поставкам на внутренний рынок.
За счет увеличения отчислений предприятий отрасли правительство намерено не только финансировать возросшие расходы, но еще и пополнять резервы. В 2024 году в фонд национального благосостояния будут направлять доходы при цене нефти свыше 60 $. Дальше эту планку будут ежегодно поднимать. Если бюджетное правило будет работать штатно, то к концу 2026 года объем ФНБ составит 15 трлн рублей — против нынешних 13,5 трлн.
Прочие налоги и сборы. Рост доходов, не связанных с добычей углеводородов, ожидается еще более значительным — на 3,75 трлн рублей к показателям 2023 года.
Глава Минфина Антон Силуанов связывает эти ожидания с ростом поступлений от налога на прибыль, НДС и НДФЛ. По его словам, федеральной налоговой и таможенной службам «дали дополнительное задание по мобилизации налогов».
Помогут и введенные в октябре налоговые пошлины, привязанные к курсу рубля, которые работают по прогрессивной шкале: чем дешевле рубль, тем выше пошлина. Также рост поступлений обеспечит разовый налог на сверхдоходы крупных компаний — windfall tax, который они начали платить уже в этом году.
Увеличение поступлений в 2024 году обеспечит и растущая инфляция. Чем выше отпускные цены и прибыль предприятий, тем больше налоги.
Доходы федерального бюджета по видам поступлений, в трлн рублей
В целом рост поступлений увязывается с ожиданиями роста экономики, которую будут стимулировать, кроме прочего, бюджетными тратами, — в первую очередь речь о гособоронзаказе. Влияние таких расходов на экономику хоть и опосредованное, но тоже есть: они будут способствовать росту инвестиций и внутреннего спроса, в том числе через рост занятых в оборонном комплексе и увеличение их зарплат.
И если ВВП вырастет в соответствии с прогнозом — на 2,3%, — то это даст бюджету 1,6—1,7 трлн рублей в виде новых налогов, подсчитал управляющий директор «Газпромбанк Private Banking» Егор Сусин.
Обратная сторона этой медали — высокие ставки. Чем сильнее государство будет накачивать экономику деньгами из бюджета, тем жестче должна быть монетарная политика ЦБ, от которого потребуется подавлять кредитование в экономике в сопоставимом объеме, чтобы не допустить разгона инфляции.
Что в итоге
Бюджет 2024 года не похож на все предыдущие не только сверхвысокой динамикой доходов и расходов, но также и тем, что ему на смену придут гораздо более скромные бюджеты. Так, в 2025 году ожидается падение доходов на 1,5 трлн рублей и расходов на 2,3 трлн.
Такая отрицательная динамика для нашей страны тоже беспрецедентна. Она говорит о том, что авторы закона не видят необходимости сохранения столь высоких трат в будущем. Возможно, это связано с их ожиданиями нормализации внешнеполитической ситуации, а может быть, в правительстве просто не верят, что в стране найдутся ресурсы для второго такого же рывка.
В любом случае бюджет 2024 года на фоне остальных выглядит как разовая акция с негарантированным исходом. Кроме сложностей с наполняемостью казны, на которой могут сказаться, кроме прочего, новые санкции, есть и риски не вписаться в установленные рамки по расходам. Так случилось в этом году: вместо утвержденных законом о бюджете 29,1 трлн рублей правительство, как ожидается, потратит почти 32. А в 2022 году расходы превысили план более чем на 7 трлн рублей.
Если реализуется один из этих рисков, то запланированный на 2024 год дефицит в размере 1,6 трлн рублей окажется выше. Сейчас же он выглядит совсем некритичным, особенно на фоне 3 трлн, которые ожидаются в этом году.
https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу