Отчет «Аэрофлота» за 3 квартал 2023 года: бизнес восстанавливается, но остается убыточным » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Отчет «Аэрофлота» за 3 квартал 2023 года: бизнес восстанавливается, но остается убыточным

1 декабря 2023 Тинькофф Банк | Аэрофлот Романович Роман
29 ноября «Аэрофлот» опубликовал отчет о результатах за 3 квартал 2023 года, и вот главное из него:

Общая выручка выросла на 41,4% и составила 188,92 млрд рублей.
Показатель EBITDA вырос на 64,5% и составил 108,05 млрд рублей.
Рентабельность EBITDA увеличилась на 8,1 процентного пункта — до 57,2%.
Чистый убыток сократился на 20,8% и составил 9,32 млрд рублей.
Пассажиропоток за 9 месяцев 2023 года вырос на 14,6% — до 35,82 млн человек.

Операционные результаты

Всего за 3 квартал 2023 года перевезли 14,9 млн пассажиров, в том числе 5,1 млн в июле, 5,2 млн в августе и 4,6 млн в сентябре. По итогам 9 месяцев 2023 года общий пассажиропоток увеличился на 14,6% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составил 35,8 млн человек.

На внутренних линиях объем пассажиропотока вырос на 5,6% по итогам 9 месяцев 2023 года — до 28,94 млн человек. Количество перевезенных грузов почты увеличилось на 7,6% — до 117,7 тысячи тонн. Занятость кресел на внутренних линиях по итогам 9 месяцев 2023 года составила 89,7%, что на 3,8 процентного пункта больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

На международных линиях объем пассажиропотока вырос на 78,9% в сравнении с аналогичным показателем за 9 месяцев 2022 года и составил 6,87 млн человек. Количество перевезенных грузов почты увеличилось на 29,1% — до 41,63 тысячи тонн. Занятость кресел на международных линиях по итогам 9 месяцев 2023 года составила 82,9%, что на 7 процентных пунктов больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Операционные показатели группы «Аэрофлот» за 9 месяцев 2023 года

Отчет «Аэрофлота» за 3 квартал 2023 года: бизнес восстанавливается, но остается убыточным


Финансовые результаты

Выручка «Аэрофлота» за 9 месяцев 2023 года выросла на 40,4% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года и составила 441,1 млрд рублей. Выручка от регулярных пассажирских перевозок увеличилась на 45,6% — до 408,52 млрд рублей, что связано с ростом пассажиропотока. Выручка от грузовых перевозок увеличилась на 21,7% — до 17,04 млрд рублей — на фоне роста объема перевозок грузов и почты на 12,5%. Прочая выручка снизилась на 23,6% — до 10,59 млрд рублей, — кроме всего прочего, в связи с уменьшением доходов по соглашениям с авиакомпаниями в основном в 1 квартале 2023 года.

Операционные расходы за 9 месяцев 2023 года увеличились на 30,5% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года и составили 370,54 млрд рублей на фоне роста производственной программы, роста затрат на топливо, аэропортовых сборов, а также поддержания расходов на техническое обслуживание и ремонт воздушных судов.

Расходы на авиационное топливо увеличились на 25,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 155,68 млрд рублей из-за роста объемов перевозок. Рост стоимости керосина на 8,6% частично компенсировался выплатами по топливному демпферу, который сгладил негативное влияние высокой стоимости топлива.

Расходы на обслуживание воздушных судов и пассажиров увеличились на 34,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 82,71 млрд рублей. Рост этой статьи расходов обусловлен как расширением программы полетов, так и повышением тарифов аэропортов.

Финансовые расходы за 9 месяцев 2023 года увеличились в 4,5 раза — до 217,93 млрд рублей, — по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что в основном обусловлено отрицательной курсовой переоценкой лизингового портфеля в результате ослабления курса рубля к доллару с 70,3 ₽ на 31 декабря 2022 года до 97,4 ₽ на 30 сентября 2023 года.

Кроме того, оказал влияние рост процентных расходов по арендным обязательствам и процентных расходов при дисконтировании резерва перед возвратом воздушных судов.

Чистый убыток за 9 месяцев 2023 года в результате влияния указанных выше факторов составил 111,32 млрд рублей. Анализ результатов без учета курсовых переоценок позволяет точнее оценить достижения компании и динамику финансовых показателей за отчетный период.

Скорректированная с учетом курсовой переоценки чистая прибыль 3 квартала составила 38,36 млрд рублей, что на 52,7% больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. По итогам 9 месяцев скорректированная чистая прибыль составила 18,28 млрд рублей — против убытка в размере 2,05 млрд рублей за аналогичный период прошлого года.

Общий долг по состоянию на 30 сентября 2023 года увеличился на 24,9% — до 763,72 млрд рублей — под влиянием курсовой переоценки лизингового портфеля. Размер кредитов и займов остался на уровне 31 декабря 2022 года — 114,1 млрд рублей.

Объем денег и краткосрочных финансовых инвестиций увеличился по сравнению с 31 декабря 2022 года на 29,5% — до 139,78 млрд рублей.

Финансовые показатели группы «Аэрофлот», млрд рублей



Новости и события

Выкуп самолетов. Весной 2023 года правительство выделило 300 млрд рублей из Фонда национального благосостояния на урегулирование сделок по выкупу самолетов российскими авиакомпаниями. Но на начало октября ни одна авиакомпания, кроме «Аэрофлота», не смогла воспользоваться этими деньгами.

5 сентября «Аэрофлот» завершил процесс выкупа прав на 18 самолетов и 5 авиационных двигателей у ирландской компании AerCap. 2 октября компания выкупила права на 17 самолетов у другого лизингодателя — компании SMBC Aviation Capital. По оценкам аналитиков, общая сумма этих двух сделок могла составить около 135 млрд рублей.

В результате в парке «Аэрофлота» на начало октября насчитывалось 137 воздушных судов, очищенных от требований западных лизингодателей, что позволяет компании быстрее восстанавливать международные перевозки без риска ареста самолетов. Парк «Аэрофлота» по состоянию на конец 2022 года насчитывал 346 воздушных судов.

Импортозамещение парка. В сентябре на Восточном экономическом форуме «Аэрофлот» и лизинговая компания «Авиакапитал-сервис» подписали договор финансовой аренды, по которому парк авиакомпании до 2025 года пополнится на 52 российских воздушных судна — 18 самолетов MC-21-310 и 34 самолета SJ100.

Сделка реализуется в рамках соглашения между «Аэрофлотом» и Объединенной авиастроительной корпорацией по приобретению компанией 339 воздушных судов российского производства до 2030 года. Все самолеты, поставляемые по контракту, произведут на основе российских двигателей, агрегатов и бортовых систем.

Техническое самообслуживание. 27 октября «Аэрофлот-техникс» — дочерняя компания «Аэрофлота» — открыла в аэропорту Шереметьево сертифицированный цех по ремонту стоек шасси для самолетов семейства Airbus A320. Ранее, в августе, специалисты компании самостоятельно провели замену стоек шасси на самолете Boeing 777.

В будущем компания планирует открыть полноценный центр обслуживания самолетов Airbus и Boeing, услугами которого смогут пользоваться и другие российские авиакомпании. Для этого в «Аэрофлоте» еще в прошлом году создали отдельный департамент разработки конструкторских решений.



Что в итоге

Компания показала ожидаемо слабые финансовые и сильные операционные результаты. Пассажиропоток продолжает восстанавливаться. Выкуп прав на самолеты у иностранных лизингодателей позволяет быстрыми темпами восстанавливать международные перелеты. Несмотря на отмену государственных субсидий в 2023 году, компания продолжила увеличивать операционные показатели бизнеса.

Чистый убыток «Аэрофлота» за 9 месяцев составил 111,32 млрд рублей — против чистой прибыли в размере 61,97 млрд рублей за аналогичный период прошлого года. Ключевое влияние на этот результат оказывает курсовая переоценка лизингового портфеля группы. Без учета нее результаты выглядят впечатляющими: рост скорректированной прибыли по итогам 3 квартала составил 52,7% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

«Аэрофлот» продолжает сохранять лидирующие позиции на российском рынке авиаперевозок: по итогам 9 месяцев доля компании составила 38%. С начала года «Аэрофлот» лидирует по темпам роста международного пассажиропотока: 78,9% против увеличения на 36,6% в среднем среди российских авиакомпаний.

Сохранение высокой восстановительной динамики пассажиропотока, восстановление маршрутной сети и решение лизинговых споров с иностранными лизингодателями позволит компании улучшить финансовые результаты.

Говорить о прибыли и выплате дивидендов пока рано — большинство аналитиков не ожидают этого в ближайшем будущем. Последний раз «Аэрофлот» выплачивал дивиденды по итогам 2018 года — тогда размер выплаты составил 2,69 ₽ на акцию, а доходность — 2,6% годовых.

https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter