Уроки из новой книги Говарда Маркса: "Освоение рыночного цикла - перевести шансы на свою сторону" » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Уроки из новой книги Говарда Маркса: "Освоение рыночного цикла - перевести шансы на свою сторону"

1 февраля 2024
Перевод статьи 25iq

Говард Маркс - сопредседатель и соучредитель компании Oaktree Capital Management, управляющей инвестициями с активами более 120 миллиардов долларов. Насколько умен Маркс и насколько здравы его суждения? Чарли Мангер однажды сказал: "Я, наверное, знаю Говарда Маркса так хорошо, как никого другого, и он очень умный человек. Например, нужно верить в зубную фею, чтобы поверить, что Берни Мэдофф получал эти деньги теми методами, о которых он заявлял. Говард Маркс и двух секунд бы не продержался. То есть вы бы не успели закончить предложение, как он заметил бы, что это не может быть правдой. Но люди не думают так, как Говард Маркс".

В недавнем подкасте Барри Ритхольца Маркс сказал, что он считает: "Распознавание и преодоление рисков, а также понимание того, где мы находимся в цикле, - вот два ключа к успеху". Джейсон Цвейг пишет в своей мастерской рецензии на книгу "Освоение рыночного цикла":

Мистер Маркс признает, что его книга - это своего рода перетягивание каната между его уверенностью в том, что "мы не знаем, что ждет нас в будущем", и его верой в то, что "мы можем определить, где находится рынок в своем цикле". По его словам, изучая, как экономика, рынки и психология инвесторов движутся в длинных циклах расширения и сокращения, г-н Маркс и Oaktree смогли лучше сократить риск на пиках рынка и увеличить его на дне рынка. Но г-н Маркс не считает, что такое понимание можно использовать для того, чтобы снова и снова входить или выходить из рынка. Ему больше нравится подзаголовок книги - "Привлечь шансы на свою сторону", - чем ее название, отмечает он. "Последние результаты не говорят нам ничего, на что мы могли бы положиться в отношении краткосрочного будущего, - говорит он, - но они говорят нам кое-что о долгосрочных вероятностях или тенденциях".


Стоит прочитать то, что Цвейг написал выше в своей рецензии на книгу, как минимум дважды, поскольку в этом выражена основная идея "Освоения рыночного цикла".

В своей новой книге Маркс объясняет, что, занимаясь широким чтением, изучая историю и обращая пристальное внимание на состояние мира в данный момент, инвестор или бизнесмен может в общих чертах понять, где может находиться цикл, даже если он не может точно предсказать, когда он сместится в краткосрочной перспективе. Выполняя эту работу, инвестор или бизнесмен может увеличить свой запас прочности, "получив шансы на свою сторону". Маркс считает, что правильным способом проведения такого анализа является вероятностное мышление. В интервью Цвейгу Маркс предложил инвесторам калибровать свою подверженность риску, используя: "по его словам, континуум от 0 до 100, где 0 - это полное отсутствие на рынке, а 100 - полное участие в нем с использованием агрессивных методов, таких как инвестирование с привлечением заемных средств". При этом Маркс очень настороженно относится к попыткам количественно оценить вероятность с учетом риска, неопределенности и незнания. В своей последней записке он пишет:

"Хотя инвесторы могут и не знать, что их ждет впереди, они могут повысить вероятность своего успеха, если будут основывать свои действия на понимании того, на каком этапе своего цикла находится рынок: "Не существует единого надежного измерителя, на который можно ориентироваться, чтобы понять, является ли поведение участников рынка в данный момент времени благоразумным или неосмотрительным. Все, что мы можем сделать, - это собрать анекдотические свидетельства и попытаться сделать из них правильные выводы".


Для принятия такого решения необходимо суждение, и рецептов успеха не существует. У инвестора много информации о прошлом и настоящем, но по определению ноль информации о будущем. Маркс описывает эту напряженность в своем последнем меморандуме: "Хотя детали рыночных циклов (такие как время, амплитуда и скорость колебаний) отличаются от одного к другому, равно как и их конкретные причины и следствия, существуют определенные темы, которые оказываются актуальными из цикла в цикл". Учитывая эту реальность, как инвестору или любому человеку, принимающему решение в жизни, "привлечь шансы на свою сторону"? Одна из важнейших тем книги отражена в цитате, приписываемой Марку Твену: "История не повторяется, но часто рифмуется".

Маркс считает, что если много читать и обращать внимание на то, что происходит в мире, читая и проводя правильные исследования, то можно увидеть закономерности, которые могут проинформировать инвестора о текущем состоянии цикла. В рекламном проспекте новой книги Чарли Мангера говорится следующее: "Для определения будущего нет лучшего учителя, чем история". Книга Говарда рассказывает нам о том, как учиться на истории... И таким образом получить лучшее представление о том, что ждет нас в будущем".

Слова "лучшее представление" являются критически важной частью цитаты Мангера, поскольку цель состоит в том, чтобы найти возможности, которые отражают благоприятные шансы, так как уверенности в принятии решений просто невозможно достичь. Маркс хочет сказать, что иметь одинаковую степень убежденности во всех мнениях опасно. В отличном подкаст-интервью с Тимом Ферриссом Маркс отметил, что: "Никто никогда не говорит: "Мое мнение - Х, и я думаю, что я не прав. Мы все считаем, что наши мнения верны. Одно дело - иметь свое мнение, и совсем другое - верить, что оно обязательно правильное".
Маркс верит в ценность смирения по отношению к рынкам, как он отмечает здесь:

Есть две вещи, которые я никогда не скажу, говоря о рынке: "уходите" и "пора". Я не настолько умен, и я никогда не бываю настолько уверен. СМИ любят, чтобы людям говорили "входите" или "выходите", но чаще всего правильные действия находятся где-то посередине. Инвестирование - это не черное или белое, "входить" или "не входить", рискованное или безопасное. Ключевое слово - "калибровать". Сумма, которую вы инвестировали, распределение капитала между различными возможностями и степень рискованности того, чем вы владеете, - все это должно быть откалибровано вдоль континуума, который проходит от агрессивного до оборонительного.


Тим Феррисс недавно опубликовал на этом сайте фантастический подкаст с Марксом, в котором Говард Маркс дает такой ответ:

Одна из самых важных вещей - знать, на каком этапе цикла мы находимся. Я не верю в прогнозы. Мы всегда говорим: "Мы никогда не знаем, куда мы идем, но мы должны знать, где мы находимся". Я не могу сказать, что произойдет завтра, но я должен быть в состоянии оценить текущую ситуацию, и именно такое мышление помогло нам подготовиться к кризису. Я думаю, что две самые важные вещи - это то, где мы находимся в цикле, и широкая тема риска, и на самом деле то, где мы находимся в цикле, является основным фактором, определяющим риск.

Что означает "склонить шансы на свою сторону", так это то, что мы не знаем, что произойдет - никто не может сказать вам, - но есть времена, когда перспективы будущего лучше, а есть времена, когда они хуже, и это в значительной степени определяется тем, где мы находимся в цикле. Когда мы находимся на низком уровне цикла, то есть выходим из кризиса, экономика начинает разогреваться. Инвесторы едва начинают переходить от пессимизма к оптимизму, и цены начинают расти. Очевидно, что шансы не в вашу пользу. Перспективы лучше. Это не значит, что вы обязательно заработаете деньги, но шансы велики.

С другой стороны, когда подъем продолжается уже долгое время, когда оценки высоки, когда царит оптимизм, когда все думают, что дальше будет только лучше, когда экономика движется вперед уже 10 лет и кажется, что она никогда не остановится, то обычно энтузиазм доводит цены до такого высокого уровня, что шансы против вас. Просто знать это - огромное преимущество в инвестировании. Вы должны знать, что когда мы находимся на низком уровне подъема, это время быть агрессивным, вкладывать много денег в работу и покупать более агрессивные вещи, а когда цикл продолжается долгое время, и мы находимся на высоком уровне, это время, чтобы взять часть денег со стола и вести себя более осторожно".


О том, почему в экономике происходят циклы между лучшими и худшими показателями, Маркс размышлял много раз. В книге "Освоение рыночного цикла" он пишет: "Темы, которые служат предупреждающими сигналами при каждом буме и спаде, являются общими: чрезмерный оптимизм - опасная вещь; неприятие риска - необходимый компонент для того, чтобы рынок был безопасным; и что чрезмерная щедрость рынков капитала в конечном итоге приводит к неразумному финансированию, а значит, к опасности для участников". Маркс цитирует Уоррена Баффетта по этому поводу: "Чем меньше благоразумия проявляют другие, тем больше благоразумия должны проявлять мы сами".

То, что Маркс говорит о причинах великого финансового кризиса, является отличной иллюстрацией к тому, о чем он пишет в новой книге. Начиная с 2005 и 2006 годов Маркс и его партнер Брюс Карш начали замечать, что сделки заключаются на условиях, которые были "куском дерьма". То, что инвесторы все равно покупали эти предложения, заставило двух партнеров сделать вывод, что что-то не так. Маркс признает:

...вы можете подготовиться, но не можете предсказать. Причиной того, что пузырь лопнул, стала неустойчивость ипотечных ценных бумаг, особенно субстандартных. Если вы прочитаете служебные записки, то не найдете ни слова об этом. Мы не предсказывали этого. Мы даже не знали об этом. Это происходило в странном уголке рынка ценных бумаг. Большинство из нас об этом не знало, но именно это привело к краху, а мы и понятия не имели. Но мы были готовы, потому что просто знали, что находимся на опасной почве, а это требует осторожной подготовки.


Приведенный ниже график находится на странице 216 новой книги. Он наглядно демонстрирует, почему Маркс считает, что полезно знать, где примерно находится цикл, даже если вы можете делать краткосрочные прогнозы относительно того, куда он движется. Маркс объясняет:

"Поскольку рыночные циклы отличаются друг от друга по амплитуде, темпу и продолжительности колебаний, они не настолько регулярны, чтобы мы могли быть уверены в том, что произойдет в следующий раз, на основании того, что происходило раньше. Таким образом, из определенной точки цикла рынок способен двигаться в любом направлении, вверх или вниз. Но это не значит, что все направления одинаково вероятны. То, где мы находимся, влияет на тенденции или вероятности, даже если не определяет будущее развитие событий с уверенностью... Оценка нашего положения в цикле не говорит о том, что произойдет дальше, а лишь о том, что более или менее вероятно. Но это уже немало. "


Уроки из новой книги Говарда Маркса: "Освоение рыночного цикла - перевести шансы на свою сторону"


Маркс - не единственный человек, который мыслит категориями циклов. Рэй Далио, который написал весьма благожелательную рекламу для новой книги Маркса, считает: "В деловом цикле рецессия происходит при ограничении производственных мощностей, ускорении инфляции и ужесточении монетарной политики... Долгосрочный долговой цикл, как мне кажется, довольно растянут". Один из графиков цикла, который использует Далио, выглядит следующим образом:



В своей первой книге The Most Important Thing (которая на сегодняшний день разошлась тиражом более 750 000 экземпляров) Маркс писал:

"Циклы будут расти и падать, вещи будут приходить и уходить, а окружающая среда будет меняться так, что мы не сможем ее контролировать. Поэтому мы должны признать, принять, справиться и отреагировать". Разве не в этом суть инвестирования?"

"Процессы в таких областях, как история и экономика, включают в себя людей, а когда люди вовлечены в процесс, результаты изменчивы и цикличны. Основная причина этого, на мой взгляд, в том, что люди эмоциональны и непостоянны. Объективные факторы, конечно, играют большую роль в циклах - такие факторы, как количественные отношения, мировые события, изменения в окружающей среде, технологические разработки и корпоративные решения. Но именно применение психологии к этим факторам заставляет инвесторов реагировать или не реагировать на них, и тем самым определяет амплитуду циклических колебаний".

"Психология инвестора может привести к тому, что в краткосрочной перспективе цена на ценную бумагу будет практически любой, независимо от ее фундаментальных характеристик".

"В январе 2000 года Yahoo продавалась по цене 237 долларов. В апреле 2001 года она стоила 11 долларов. Тот, кто утверждает, что рынок был прав оба раза, витает в облаках; он должен был ошибаться по крайней мере в одном из этих случаев. Но это не значит, что многие инвесторы смогли обнаружить ошибку рынка и принять соответствующие меры".

"Высококачественный актив может быть хорошей или плохой покупкой, а низкокачественный актив может быть хорошей или плохой покупкой. Склонность принимать объективные достоинства за инвестиционные возможности и неспособность отличить хорошие активы от хороших покупок приводит большинство инвесторов к неприятностям".

"Уже неоднократно было доказано, что ни один актив не является настолько хорошим, чтобы не стать плохой инвестицией, если его купить по слишком высокой цене. И лишь немногие активы настолько плохи, что не могут стать хорошей инвестицией, если их купить достаточно дешево".


Маркс считает, что никто не должен быть одинаково убежден во всех своих мнениях. Чтобы бороться с тенденцией мыслить двоичными категориями, он предлагает людям калибровать риск. Маркс рекомендует думать о будущем как о распределении вероятностей. В качестве примечания Маркс говорит, что впервые столкнулся с распределением вероятностей на Всемирной выставке во Флашинге (Нью-Йорк), как и я на Всемирной выставке в Сиэтле. В каждом случае на выставке был экспонат, который сбрасывал шарики с верхушки ящика с равномерно расставленными колышками, и в результате каскада получалось распределение в виде колоколообразной кривой, как на рисунке ниже.



Но чему не научила нас выставка, так это тому, что часто распределение не является колоколообразным и что такие случаи могут быть чрезвычайно важными. Такие люди, как Мандельброт и Талеб, появились позже и помогли нам понять их влияние. Чарли Мангер описывает, что может пойти не так:

Они сказали: "Финансовые результаты на рынках ценных бумаг должны лежать на нормальной кривой" - [так называемой кривой Гаусса, названной в честь, вероятно, величайшего математика, который когда-либо жил. Гаусс, должно быть, сейчас переворачивается в гробу от того, что происходит. Конечно, математика была очень полезна, потому что вы могли придумывать цифры и результаты, которые заставляли людей чувствовать себя уверенными в том, что они делают. С математикой была только одна проблема: Предположения были неверными. Финансовые результаты на рынках ценных бумаг не поддаются планированию. Это не закон Божий, что результаты цен на ценные бумаги будут падать со временем по кривой и [следовать] реальности в соответствии с кривой Гаусса. Напротив, хвосты гораздо толще... Люди на самом деле принимали решения о том, насколько рисковать, основываясь на правильных математических выкладках, основанных на предположении, которое не соответствовало действительности. И, кстати, люди постепенно понимали, что это не так".


Маркс рассказывает замечательную историю об одной ситуации, когда он и его партнер опасались покупать проблемные активы после великого финансового кризиса. В итоге они решили продолжать покупать активы по сниженным ценам, поскольку, если цены не восстановятся, в финансовом плане все равно ничего не изменится. Таким образом, сложилась ситуация с огромным потенциальным плюсом и очень небольшим минусом от инвестиций (опциональность). Говоря о сегодняшних рынках, Маркс считает, что аналогия с бейсбольным иннингом, которую он использовал несколько раз, не очень удачна, поскольку в цикле нет определенного количества иннингов. Его самое актуальное заявление по поводу оценки стоимости таково:

"Цены на акции высоки, но (за исключением нескольких специфических групп, таких как технологии и медиа) не чрезвычайно высоки - особенно по сравнению с другими классами активов - и вряд ли станут главным источником проблем для финансовых рынков... Мантрой Oaktree в последнее время было и остается "двигаться вперед, но с осторожностью". Перспективы не настолько плохи, а цены на активы не настолько высоки, чтобы быть в наличных полностью или почти. Наказание в виде вероятных альтернативных издержек слишком велико, чтобы оправдать отсутствие на рынке".


Одна из моих любимых частей подкаста Тима Феррисса - когда Маркс высказывает мысль, которая постоянно звучит в этом блоге: "Есть много способов инвестирования; есть много людей, которые занимаются деятельностью, которую, по моему мнению, нельзя делать, и в каждой из них есть много людей, которые добиваются очень хороших результатов. Я не утверждаю, что мой способ - единственный. Венчурные инвестиции - это пример". Маркс согласен с Чарли Мангером по поводу важности "дисциплины освоения лучшего, что придумали другие люди. Я не верю в то, что можно просто сесть и попытаться придумать все самому. Никто не настолько умен". Во время обеда с Марксом Мангер однажды сказал: "Это не должно быть легко. Тот, кто считает, что это легко, глуп. Здесь много слоев, и нужно просто хорошо думать". Но все может стать проще, если вы будете усердно работать и сохранять смирение, признавая то, чего вы не знаете. Как любит говорить Майкл Мобуссин: "лучшие долгосрочные игроки в любой вероятностной сфере - например, в инвестировании, управлении спортивными командами или пари-мутуэле - делают упор на процесс, а не на результат".

Говоря о вероятностных ставках, Маркс считает, что лучшие игры для улучшения процесса принятия решений связаны с неопределенностью и незнанием. Энни Дьюк объясняет:

Проблемы возникают, когда мы относимся к жизненным решениям так, как будто это шахматные решения. В шахматах нет никакой скрытой информации и очень мало удачи. Все фигуры находятся на виду у обоих игроков. Фигуры не могут случайно появиться или исчезнуть с доски или случайно переместиться из одной позиции в другую. Никто не бросает кости, после чего, если бросок выпадает против вас, ваш слон снимается с доски. Если вы проиграли в шахматы, это должно быть потому, что были лучшие ходы, которые вы не сделали или не заметили. Теоретически вы можете вернуться назад и выяснить, где именно вы допустили ошибки.


Маркс время от времени встречался с Мангером, и я хотел бы, чтобы он написал пост о Чарли. Маркс описывает, что делает Мангера таким интересным и эффективным инвестором, следующим образом:

"Главное, что он читает более широко. У него было еще 22 года, чтобы читать дальше, и он, вероятно, всегда был более широким читателем, чем я, и поэтому это его способность обращаться к этим ссылкам. В каком-то смысле глупо думать, что мы можем изобрести всю мудрость мира заново. Заимствовать у других - это здорово, и Чарли это делает, и я стараюсь это делать, но он просто знает больше".


Маркс разместил на своем сайте более 100 записок. И он говорит: "Цена подходящая, ведь это бесплатно". На вопрос Барри Ритхольца, почему он пишет, Маркс ответил следующее:

"В течение десяти лет я никогда не получал ответа [на свои записки]. Никто не только не говорил, что считает их хорошими, но даже не говорил, что получил их. Интересный вопрос: что заставляло меня продолжать? Понятия не имею. Думаю, ответ заключается в том, что я писал для себя. Во-первых, это творческое занятие, и я получаю удовольствие от процесса написания. Второе - я считал темы интересными. В-третьих, писательство помогает укрепить мышление".


Моя мотивация при написании более миллиона слов в этом блоге та же самая. Я бы писал, даже если бы никто не читал.

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter