Вчера, 20:39 ИХ "Финам" Братерский Александр
В Госдуму внесен закон, который может защитить граждан от телефонных мошенников, заставляющих уговорами или угрозами брать в банках кредиты. Как рассказал председатель нижней палаты парламента Вячеслав Володин, речь идет о законодательных поправках, которые введут так называемый период охлаждения для потенциальных заемщиков. Согласно закону, у человека, решившего взять срочный кредит, будет время для того, чтоб подумать. Эти меры призваны охладить часть горячих голов, желающих «помочь следствию» или «перевести деньги на безопасный счет». Ежегодно от действий телефонных мошенников граждане теряют 250 млрд рублей.
Согласно проекту закона, для сумм от 50 до 200 тысяч рублей предусмотрено 4 часа «охлаждения», для сумм от 200 тысяч рублей - 48 часов. «Это время люди смогут использовать для более тщательного анализа необходимости денежных средств, дополнительной оценки своей платежеспособности, консультаций с родственниками и друзьями. Если появятся подозрения на действия мошенников - обратиться в полицию», - отметил Володин, слова которого приводятся на сайте Госдумы.
Закон будет рассмотрен в приоритетном порядке, рассказал Володин, и спешка понятна. За уходящий год, по оценкам банковской индустрии, у граждан с помощью различных телефонных схем, было похищено более 250 млрд рублей. Ранее глава МВД Владимир Колокольцев рассказал, что в 2023 году жертвами телефонных мошенников стали полмиллиона граждан России, каждый четвертый из них - пенсионер.
Мошенники звонят друзьям Путина и рядовым американцам
Володин дал понять, что внесение закона - следствие недавней «прямой линии» с президентом России Владимиром Путиным, на которой данная тема поднималась. Одна из пожилых телезрительниц попросила президента разобраться даже не столько с телефонными мошенниками, а с банками. Они, по ее словам, должны «более тщательно контролировать действия своих сотрудников и так же тщательно проверять заявки, особенно от лиц пожилого возраста».
Речь идет, прежде всего, о тех гражданах, которые поддавшись на удочку мошенников, берут кредиты, отдавая их на различные мифические нужды. Чаще всего деньги, по словам звонящих, нужны, чтобы «спасти» имеющиеся на счету гражданина средства. В случае пожилых людей в ход идут болезни родственников или аварии с их участием, а также помощь различного рода «лжемайорам» из «силовых ведомств».
Впрочем, как рассказал сам Путин, телефонные мошенники звонят и его друзьям, и предложил в таком случае «вешать трубку». «Я очень рекомендую всем гражданам страны поступать точно таким же образом», - отметил Путин.
Рекомендации президента вряд ли помогут. Как, впрочем, и идеи Минцифры и Роскомнадзора, которые хотят ограничить звонки через мессенджеры вроде WhatsApp. Преступники действительно нередко используют этот мессенджер для звонков гражданам. Однако, хотя большинство людей уже стараются не отвечать на звонки с незнакомых номеров, мошенники выманивают средства у людей, находящихся в состоянии стресса.
«Срабатывает эффект неожиданности, который наиболее опасен для пожилых людей, у которых в силу возраста утрачена острота критического ума. А молодые люди могут попасться на уловку в состоянии цейтнота, усталости или из-за доверия к различным организациям. Жертва передает свои данные или деньги, полагая, что спасает себя или совершает необходимые для страны действия. Происходит игра на доверии, на законопослушности и неумении быстро провести анализ», - говорит Finam.ru практикующий психолог Карина Милитонян, ведущая Telegram-канала о психологии «Инсайт». Она также отмечает, что мошенники нередко используют методы гипноза.
В настоящее время действия подобных лиц преследуются по ст. 159 УК, но наказать «телефонных парней» по ней сложно. «Уголовные дела полицией возбуждаются, но найти мошенников невозможно, так как они находятся либо за границей, либо используют подменные телефоны», - отмечает в беседе с Finam.ru адвокат Эдуард Сухарев.
Впрочем, как отмечает адвокат, у жертв мошеннических схем есть возможность расторгнуть договор с банком, в случае если клиент стал жертвой мошенников. Он рассказал о случае из собственной практики: мать ребенка-инвалида была вынуждена взять кредит по просьбе телефонных «мошенников». Звонившие, узнав о недуге ребенка, обещали помочь с лечением. Суд признал договор на почти 1 млн рублей недействительным.
Но и здесь часто мало шансов, так как жертвы берут кредиты в добровольном порядке, и доказать факт принуждения очень сложно.
Единственное, что может слегка утешить пострадавших россиян, - так это то, что жертвами телефонных мошенников одновременно с ними становятся и граждане других стран. В начале декабря ФСБ отчиталась о пресечении деятельности мошеннических колл-центров, которые находились на территории России, но входили в международную сеть. Жертвами «разводок» центров, который зарабатывали более 1 млн долларов в день, были граждане ЕС, Великобритании, Японии и Канады. При этом фактическим главой центра силовики называют грузинского экс-министра обороны Давида Кезерашвили, проживающего в Лондоне.
В последние годы телефонные мошенники стали настоящим бичом и для американцев. В 2020 году представители Агентства по борьбе с наркотиками (DEA) стали предупреждать граждан о людях, представляющихся «спецагентами» для выманивания средств с помощью телефонных схем.
Мошенники, как отмечалось на сайте ведомства, заявляли звонившему, что у них есть сведения о том, что он или она незаконно распространяет наркотики. «Звонящие угрожают арестом, судебным преследованием и тюремным заключением, а в случае практикующих врачей - лишением их номеров DEA», - отмечалось в сообщении ведомства. Для решения проблем звонившие требовали от граждан перевести штраф по предлагаемым реквизитам.
Как пишут американские СМИ, мошенники с помощью различных телефонных и интернет-схем похищают у американцев миллиарды долларов. При этом, как рассказал журналистам один из американских детективов, часть полицейских управлений на местах не относится к подобным преступлениям серьезно. «Многие сотрудники правоохранительных органов думают, что, поскольку жертва добровольно отправляет деньги с помощью подарочных карт, банковских переводов или для покупки криптовалюты, они, на самом деле, участвуют в транзакции по обоюдному согласию. И это большая ошибка, потому что это не так. Это не по обоюдному согласию. Их обманули», - рассказал детектив.
Бороться с проблемой лишь на законодательном уровне сложно, однако постараться сохранять спокойствие при подобных звонках все же стоит, особенно в преддверии новогодних праздников. В наши нелегкие времена сложно поверить даже звонку от Деда Мороза. Поэтом прислушайтесь к главному совету: «Остановитесь, сделайте глубокий вдох и положите трубку без разговоров».
Согласно проекту закона, для сумм от 50 до 200 тысяч рублей предусмотрено 4 часа «охлаждения», для сумм от 200 тысяч рублей - 48 часов. «Это время люди смогут использовать для более тщательного анализа необходимости денежных средств, дополнительной оценки своей платежеспособности, консультаций с родственниками и друзьями. Если появятся подозрения на действия мошенников - обратиться в полицию», - отметил Володин, слова которого приводятся на сайте Госдумы.
Закон будет рассмотрен в приоритетном порядке, рассказал Володин, и спешка понятна. За уходящий год, по оценкам банковской индустрии, у граждан с помощью различных телефонных схем, было похищено более 250 млрд рублей. Ранее глава МВД Владимир Колокольцев рассказал, что в 2023 году жертвами телефонных мошенников стали полмиллиона граждан России, каждый четвертый из них - пенсионер.
Мошенники звонят друзьям Путина и рядовым американцам
Володин дал понять, что внесение закона - следствие недавней «прямой линии» с президентом России Владимиром Путиным, на которой данная тема поднималась. Одна из пожилых телезрительниц попросила президента разобраться даже не столько с телефонными мошенниками, а с банками. Они, по ее словам, должны «более тщательно контролировать действия своих сотрудников и так же тщательно проверять заявки, особенно от лиц пожилого возраста».
Речь идет, прежде всего, о тех гражданах, которые поддавшись на удочку мошенников, берут кредиты, отдавая их на различные мифические нужды. Чаще всего деньги, по словам звонящих, нужны, чтобы «спасти» имеющиеся на счету гражданина средства. В случае пожилых людей в ход идут болезни родственников или аварии с их участием, а также помощь различного рода «лжемайорам» из «силовых ведомств».
Впрочем, как рассказал сам Путин, телефонные мошенники звонят и его друзьям, и предложил в таком случае «вешать трубку». «Я очень рекомендую всем гражданам страны поступать точно таким же образом», - отметил Путин.
Рекомендации президента вряд ли помогут. Как, впрочем, и идеи Минцифры и Роскомнадзора, которые хотят ограничить звонки через мессенджеры вроде WhatsApp. Преступники действительно нередко используют этот мессенджер для звонков гражданам. Однако, хотя большинство людей уже стараются не отвечать на звонки с незнакомых номеров, мошенники выманивают средства у людей, находящихся в состоянии стресса.
«Срабатывает эффект неожиданности, который наиболее опасен для пожилых людей, у которых в силу возраста утрачена острота критического ума. А молодые люди могут попасться на уловку в состоянии цейтнота, усталости или из-за доверия к различным организациям. Жертва передает свои данные или деньги, полагая, что спасает себя или совершает необходимые для страны действия. Происходит игра на доверии, на законопослушности и неумении быстро провести анализ», - говорит Finam.ru практикующий психолог Карина Милитонян, ведущая Telegram-канала о психологии «Инсайт». Она также отмечает, что мошенники нередко используют методы гипноза.
В настоящее время действия подобных лиц преследуются по ст. 159 УК, но наказать «телефонных парней» по ней сложно. «Уголовные дела полицией возбуждаются, но найти мошенников невозможно, так как они находятся либо за границей, либо используют подменные телефоны», - отмечает в беседе с Finam.ru адвокат Эдуард Сухарев.
Впрочем, как отмечает адвокат, у жертв мошеннических схем есть возможность расторгнуть договор с банком, в случае если клиент стал жертвой мошенников. Он рассказал о случае из собственной практики: мать ребенка-инвалида была вынуждена взять кредит по просьбе телефонных «мошенников». Звонившие, узнав о недуге ребенка, обещали помочь с лечением. Суд признал договор на почти 1 млн рублей недействительным.
Но и здесь часто мало шансов, так как жертвы берут кредиты в добровольном порядке, и доказать факт принуждения очень сложно.
Единственное, что может слегка утешить пострадавших россиян, - так это то, что жертвами телефонных мошенников одновременно с ними становятся и граждане других стран. В начале декабря ФСБ отчиталась о пресечении деятельности мошеннических колл-центров, которые находились на территории России, но входили в международную сеть. Жертвами «разводок» центров, который зарабатывали более 1 млн долларов в день, были граждане ЕС, Великобритании, Японии и Канады. При этом фактическим главой центра силовики называют грузинского экс-министра обороны Давида Кезерашвили, проживающего в Лондоне.
В последние годы телефонные мошенники стали настоящим бичом и для американцев. В 2020 году представители Агентства по борьбе с наркотиками (DEA) стали предупреждать граждан о людях, представляющихся «спецагентами» для выманивания средств с помощью телефонных схем.
Мошенники, как отмечалось на сайте ведомства, заявляли звонившему, что у них есть сведения о том, что он или она незаконно распространяет наркотики. «Звонящие угрожают арестом, судебным преследованием и тюремным заключением, а в случае практикующих врачей - лишением их номеров DEA», - отмечалось в сообщении ведомства. Для решения проблем звонившие требовали от граждан перевести штраф по предлагаемым реквизитам.
Как пишут американские СМИ, мошенники с помощью различных телефонных и интернет-схем похищают у американцев миллиарды долларов. При этом, как рассказал журналистам один из американских детективов, часть полицейских управлений на местах не относится к подобным преступлениям серьезно. «Многие сотрудники правоохранительных органов думают, что, поскольку жертва добровольно отправляет деньги с помощью подарочных карт, банковских переводов или для покупки криптовалюты, они, на самом деле, участвуют в транзакции по обоюдному согласию. И это большая ошибка, потому что это не так. Это не по обоюдному согласию. Их обманули», - рассказал детектив.
Бороться с проблемой лишь на законодательном уровне сложно, однако постараться сохранять спокойствие при подобных звонках все же стоит, особенно в преддверии новогодних праздников. В наши нелегкие времена сложно поверить даже звонку от Деда Мороза. Поэтом прислушайтесь к главному совету: «Остановитесь, сделайте глубокий вдох и положите трубку без разговоров».
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба