27 декабря 2024 БКС Экспресс
Мы придерживаемся «Нейтрального» взгляда на рынок акций США на 2025 г. Наша цель по индексу S&P 500 на 12 месяцев — 6500 пунктов с потенциалом роста 10%. На фоне высокой экономической неопределенности в мире рынок США выглядит наиболее устойчивым.
Российские инвесторы могут отыграть динамику американского рынка через фьючерсы, которые торгуются на Мосбирже, с экспозицией на индексы S&P 500, NASDAQ 100, Dow Jones, Russell 2000.
Главное
Сильные результаты в 2024 г. обеспечивают прочный фундамент и, что не менее важно, гибкость действий для компаний в 2025 г.
Доллар США остается международной резервной валютой и главным инструментом платежей. Это важное конкурентное преимущество и фактор высокой экономической устойчивости страны.
В 2025 г. США, вероятно, сохранят лидерство в росте ВВП среди развитых стран, что позитивно для американских компаний.
Победа Дональда Трампа на президентских выборах поддержит рост экономической активности и доходов стратегически важных отраслей.
Судя по динамике инфляции, ФРС будет постепенно снижать ставки. Это будет еще одним стимулом для прибыльных компаний.
В деталях
Ждем уверенного роста, хотя и не такого масштабного, как в 2024
В 2024 г. центральные банки начали снижать ключевые ставки. Обычно в такой ситуации происходит массовый переток инвестиций в развивающиеся страны. Однако сейчас это маловероятно — экономика развивающихся стран переживает не лучшие времена. Экономическая неопределенность в этих странах растет, а уровень потребительского доверия находится под давлением. Это, в свою очередь, давит на доходы и перспективы местных компаний.
Развитые страны, особенно США, выглядят намного устойчивее. Статус доллара как резервной валюты и главного инструмента международных расчетов обеспечивает американской экономике дополнительную стабильность и выделяет ее на фоне остальных. Еще одно важное преимущество — ВВП США растет быстрее, чем у других крупнейших развитых стран, и темпы его роста более устойчивы.
И хотя инвесторы по-прежнему отдают предпочтение рынку акций США, масштабного роста как в 2024 г. ждать не стоит. Потенциал увеличения доходов компаний индекса S&P 500 во многом уже учтен в текущих котировках. Это ограничивает возможности дальнейшего роста. В базовом сценарии ожидаем рост S&P 500 до 6500 пунктов.

Экономика демонстрирует устойчивость
2024 г. был исключительно сильным в макроэкономическом плане. Инфляция начала замедляться до приемлемого уровня, ВВП показал мощную динамику, рост прибыли компаний ускорился, ФРС перешел к снижению ставки. Рыночные достижения уходящего года дали прочный фундамент и, что не менее важно, гибкость действий для компаний в 2025 г.
США — лидер по темпам роста ВВП
По итогам 2024 г. темпы роста американской экономики, по нашей оценке, превысят 2,5%, а в 2025 г. составят более 2%. Это лучший результат среди развитых стран, создающий дополнительный потенциал для укрепления фондового рынка.
Экономические меры новых властей США, включая налоговые льготы и послабления в регулировании, поддержат деловую активность и темпы роста экономики. Они высвободят дополнительные денежные средства и добавят больше гибкости крупнейшим компаниям. Это позитивно отразится на инвестиционной и исследовательской деятельности в США.
Однако правительству нужно время, чтобы согласовать и реализовать предложенные реформы. Поэтому их полный эффект, вероятно, проявится лишь с 2026 г. Кроме того, часть мер, которые предлагает Дональд Трамп, может столкнуться с трудностями при согласовании в Конгрессе, несмотря на наличие большинства в обеих палатах.
Трамп анонсировал торговые пошлины, которые затрагивают практически всех ключевых торговых партнеров, включая ЕС и Канаду. Такой масштаб мер может спровоцировать ответные действия. Их последствия для экономики США могут нивелировать до 2/3 позитивного эффекта остальных реформ.
В частности, крупные пошлины на товары из Китая могут вызвать краткосрочный рост цен. Вряд ли это серьезно отразится на долгосрочной динамике инфляции, хотя исключать такой риск нельзя. Исходя из предыдущего опыта, можно предположить, что власти смягчат переговорные позиции для ключевых партнеров, если удастся достичь взаимовыгодных условий сотрудничества.
Также отметим, что долговая нагрузка США близка к рекордным уровням, что активно обсуждают эксперты и СМИ. Для более точной оценки возможных рисков соотношение общего долга к ВВП США сравнивается со средним уровнем стран G7. Сейчас этот показатель у США ниже среднего значения. По прогнозам МВФ, он достигнет сопоставимых уровней лишь к 2028 г. Риски, связанные с обслуживанием долга США, остаются в ближайшее время низкими, учитывая твердое лидерство американской экономики и статус доллара как международной резервной валюты.


Ситуация с инфляцией и на рынке труда умеренно позитивная
В период пандемии всевозможные стимулы разогнали инфляцию в США. Сейчас рост цен постепенно замедляется и уже приближается к таргету ФРС в 2%. Однако ключевым фактором, поддерживающим инфляцию выше целевых уровней регулятора остается отложенный эффект на рынке недвижимости. Ему традиционно нужно больше времени на восстановление, чем другим составляющим экономики страны.
Текущая ситуация на рынке труда вселяет острожный оптимизм. Рост безработицы временно встревожил рынок, однако во многом он вызван высоким потоком мигрантов. В 2023 г. чистый приток мигрантов составил 3 млн человек, а в 2024 г. стабилизировался на уровне 2 млн. Впрочем, это все еще намного выше, чем доковидный 1 млн.
В нашем базовом сценарии предполагаем, что ужесточение миграционной политики может сократить нормализованный уровень миграции ниже допандемийных уровней. Эта мера должна стабилизировать рынок труда, поскольку число открытых вакансий остается высоким, а производственная активность может начать восстанавливаться при администрации Трампа.


Доллар сохраняет лидерство
Доллар США остается международной резервной валютой и основным платежным средством, что позволяет США нейтрализовать большую часть последствий количественного смягчения (вливания ликвидности в экономику) и стабильно рефинансировать долговые обязательства. Это, в свою очередь, обеспечивает высокую устойчивость экономики.
В последние годы активно обсуждается переход на расчеты в других валютах или создание новой валюты для международных транзакций. Например, между странами БРИКС. Однако, несмотря на стремление к снижению зависимости от доллара, США остаются одним из ключевых торговых партнеров. Отказ от доллара существенно ударит по экспортным доходам этих стран и может ограничить доступ к передовым технологиям.
Хотя доля доллара в международных расчетах сократилась с 71% в 2000 г. до 65% в 2016 г. и 58% в 2023 г., его позиции остаются достаточно сильными. Поэтому вероятность потери статуса международной резервной валюты и основного средства платежей и в 2025 г., и в ближайшие 3–4 года минимальна.
В то же время остается риск, что доля доллара в международных резервах продолжит сокращаться. На графике ниже видна слабая, но устойчивая тенденция в этом направлении. Разворот этой тенденции становится стратегически важной задачей для новой администрации.

Ожидаем снижение ставок до 4% в 2025
Текущая динамика инфляции и ситуация на рынке труда создают условия, в которых ФРС может продолжать снижать процентные ставки. При этом помешать регулятору может растущий дефицит бюджета и торговые пошлины. Впрочем, такая вероятность невелика: экономика США растет, соотношение уровня долга к ВВП остается умеренным. Влияние пошлин, даже при негативном развитии событий, скорее всего, будет временным, ограниченным периодом адаптации экономики.
Рынок ожидает, что в 2025 г. ставки опустятся до 4% и к середине 2026 г. нормализуются на уровне 3,5%. На горизонте 5 лет прогноз по ставкам находится в диапазоне 2,5–3%.
Снижение ставок до 4% и ниже может подстегнуть инвестиционную активность. Выиграют как инвестбанки, так и компании, работающие в секторах с высоким потенциалом роста или с возможностями для консолидации активов крупными игроками. Более низкие ставки расширяют доступ компаний к заемным средствам для финансирования инвестиционных проектов и позволяют увеличивать кредитное плечо. Растет активность на рынке слияний и поглощений, компании могут проводить масштабные инициативы.

Трамп — фокус на экономических стимулах
Дональд Трамп в первую очередь финансист и предприниматель, а не традиционный политик. Это определяет его подход к управлению: акцент на стимулирование экономики, а не на продвижение идеологических интересов правых или левых. Одна из ключевых целей Трампа — снижение дефицита торгового баланса США. Для этого избранный президент намерен в том числе ограничить импорт и перенести части производств и рабочих мест в США. Однако вряд ли он сможет претворить в жизнь свои планы полностью: согласовать все меры будет непросто.
Планы Трампа, скорее всего, поддержат экономическую активность в США и, как следствие, фондовой рынок страны. Однако все эти меры нужно еще согласовать и интегрировать, поэтому основной эффект мы ожидаем лишь после 2025 г. Тем не менее уверенность бизнеса и инвесторов может подстегнуть инвестиционную активность уже в 2025 г. Это позитивно отразится на динамике рынков.
Основные анонсированные меры Дональда Трампа:
Торговые пошлины и барьеры. Риски ответных мер торговых партнеров могут временно замедлить темпы роста экономики США. Однако пошлины поддержат компании с локализованным производством. Торговые барьеры способствуют развитию местных производителей по всей цепочке добавленной стоимости, защищая их от международной конкуренции.
Локализация выпуска продукции в стратегически важных секторах. Поддержка местного производства станет основным драйвером американских предприятий. Особенно это актуально для отраслей, которые в последние годы испытывали рыночные трудности.
Снижение налоговой нагрузки. Снижение налогов оставит внутри компаний больше капитала, который они смогут направить на рост акционерной стоимости, инвестиции или исследования.
Дерегулирование. Ослабление регулирования дает больше гибкости крупнейшим компаниям и открывает дополнительные возможности для исследований и консолидации рынка
Ужесточение миграционной политики. Эта мера призвана стабилизировать рынок труда.
Оценка фондового рынка США
В 2024 г. индекс S&P 500 вырос на 23%, а его коэффициент P/E достиг 22,4x. Это выше среднего исторического значения на 27%. Основной вклад в рост внесли семь крупнейших технологических компаний, чья суммарная доля в индексе достигла рекордных 35%. Однако их текущие оценки уже отражают значительную часть ожидаемых доходов, что ограничивает потенциал роста индекса в 2025 г.

При этом равновзвешенный индекс S&P 500, где всем компонентам присвоен одинаковый вес, показывает, что оценки большинства компаний находятся в пределах одного стандартного отклонения от исторической нормы. Это подтверждает справедливость текущих уровней.


Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
