13 февраля 2025 ИХ "Финам" Беленькая Ольга
Как отмечает Bloomberg, инфляция в сфере «супербазовых услуг» (supercore CPI, цены на основные услуги, исключающие энергетику и плату за жилье) взлетела до 0,76% м/м, что является максимальным значением за год. В годовом выражении она продолжает снижаться (4,02% г/г), но превышает доковидные значения. Бурная деятельность Трампа в первый месяц его нового президентского срока существенно усиливает экономическую неопределенность, разбалансируя, казалось бы, уже сложившуюся тенденцию постепенного снижения инфляции. Это приводит к пересмотру ожиданий в отношении будущей политики ФРС и увеличивает волатильность на рынках.
На инфляцию в январе повлияли рост цен на энергоресурсы (+1,1% м/м, в т.ч. бензин подорожал на 1,8% м/м, а мазут на 6,2% м/м) и удорожание продовольствия (+0,4% м/м, в частности яйца взлетели в цене за месяц на 15,2% из-за эпидемии птичьего гриппа). В более значимой для ФРС базовой инфляции обращает на себя внимание ускорение роста платы за пользование жильем (0,4% м/м после 0,3% в ноябре и декабре), стоимости транспортных услуг (+1,8% м/м), страхования автомобилей (+2,0% м/м), здравоохранение (+1,2% м/м), автомобилей с пробегом (+2,2% м/м). Подешевели одежда (-1,4% м/м), услуги персонального ухода.
Таким образом, ускорению роста цен в январе отчасти способствовали разовые факторы, но существенно выросли и устойчивые компоненты инфляции. Возможно, в ускорении инфляции нашли отражение повышенные темпы роста зарплат (рост средней почасовой оплаты труда в январе неожиданно ускорился в месячном выражении до максимальных с августа прошлого года 0,5% м/м, а в годовом выражении составил 4,1% г/г), и ожидания проинфляционных последствий реализации программы новой администрации Белого дома (повышение тарифов, борьба с иммиграцией). Опрос Мичиганского университета показал, что краткосрочные инфляционные ожидания потребителей (на 1 год) к середине февраля взлетели до максимальных с ноября 2023 года 4,3% (3,3% в январе).
С начала вступления в должность Д. Трамп уже успел ввести дополнительные 25% импортные пошлины для Мексики и Канады (введение в действие отложено на месяц) и 10% импортный тариф для товаров из Китая. По оценкам ФРБ Бостона, 25%-ные пошлины, которые Трамп собирался ввести для Мексики и Канады, в сочетании с 10%-ными пошлинами для Китая, привели бы к росту базового показателя таргетируемой ФРС инфляции (PCE) на 0,8 пп., еще больше отдалив ее от цели 2%. Китай, в свою очередь, объявил ряд ответных мер, с введением импортных пошлин для ряда товаров из США. Также Д. Трамп вводит 25% тариф на импорт стали и алюминия из всех стран, который должен вступить в действие с 12 марта и обещает ввести взаимные тарифы для тех стран, которые устанавливают пошлины для американских товаров. Все это, по-видимому, может оказаться начальным этапом торговой войны с пока не вполне понятными последствиями для инфляции и экономического роста.
Остановка прогресса в снижении инфляции к цели, а теперь ее наблюдаемый разворот в сторону повышения, в сочетании с инфляционными рисками изменений в экономической политике существенно ограничивают возможности ФРС по продолжению снижения процентной ставки, которая сейчас составляет 4,25-4,5%. Накануне, выступая в банковском комитете Сената, глава ФРС Дж. Пауэлл повторил свой тезис по итогам январского заседания ФРС - экономика США остается сильной, рынок труда уже не «перегрет», но остается устойчивым, инфляция приблизилась к цели ФРС в 2%, но остается «несколько повышенной», а ДКП после суммарного снижения ставки с сентября прошлого года на 100 б.п. стала менее ограничительной. Все это, по его мнению, означает, что ФРС нет необходимости спешить с дальнейшим снижением процентной ставки. К тому же необходимо время для того, чтобы оценить последствия будущих решений в тарифной, фискальной, миграционной и регуляторной политике. С учетом вышедших сегодня данных вопрос о снижении ставки, по идее, пока должен уйти из обсуждений ФРС, по крайней мере, в ближайшие месяцы.
Однако уже сегодня, перед повторным выступлением Дж. Пауэлла теперь уже в комитете по финансовым услугам в Палате представителей Конгресса США и за несколько минут до выхода отчета об инфляции, президент США Д. Трамп написал пост в соцсети Truth Social, заявив: “Процентные ставки должны быть снижены, и это должно идти рука об руку с предстоящими тарифами!!!” В первую каденцию Д. Трампа он не раз пытался давить на назначенного им же Дж. Пауэлла, требуя более быстрого снижения процентных ставок. ФРС настаивает на своей независимости, но высказывания Трампа делают ситуацию еще менее предсказуемой.
Рынок негативно отреагировал на отчет об инфляции, фондовые индексы теряют около 1%. Судя по котировкам фьючерсов на ставку ФРС (CME Fedwatch) трейдеры теперь ждут до конца года снижения ставки только на 27,8 б.п., т.е. закладывают в ожидания лишь одно снижение ставки на 25 б.п. за весь год (против 40 б.п. до выхода данных). При этом ожидания снижения ставки сместились на 2П25, оценка вероятности сохранения ставки на текущем уровне в июне подскочила до 63% (вчера 50%, неделей ранее 34%). Но и сама перспектива снижения ставки в этом году становится все менее предопределенной. Доходность 10-летних трежерей поднялась до 4,66% (против 4,54% на закрытие накануне), индекс доллара прибавляет 0,4%.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба