
Finam.ru рассказывает, как Стивен Шварцман создал The Blackstone Group и заработал миллиарды долларов.
От Йельского университета до фондового рынка
Стивен Шварцман родился в 1947 году в Пенсильвании, США. Он учился в обычной государственной школе и с раннего возраста помогал отцу в семейном бизнесе по производству тканей и льна.
После окончания школы в 1965 году Шварцман поступил в престижный Йельский университет, где изучал общественные науки: психологию, социологию и антропологию, но не экономику. Даже к концу учебы он не знал, какую карьеру выбрать.
Дело решил случай. Однажды во время выходных он встретил выпускника Йеля Билла Дональдсона, и в 1969 году после окончания учебы пошел работать в инвестиционно-банковскую фирму Дональдсона, Donaldson, Lufkin & Jenrette.
За шесть месяцев работы в компании его привлекли корпоративные финансы, будущий миллиардер узнал о фондовом рынке, бизнесе по управлению капиталом и научился анализировать финансовую отчетность. Однако Шварцман понял, что ему не хватает компетенций для работы в этой области, поэтому продолжил обучение в Гарвардской школе бизнеса, которую окончил в 1972 году со степенью магистра делового администрирования.
После обучения Шварцман устроился на работу в инвестиционную компанию Lehman Brothers. К 31 году он стал управляющим директором Lehman по глобальным слияниям и поглощениям. Однако после того, как в 1984 году American Express приобрела Lehman Brothers, Шварцман покинул компанию и предложил своему бывшему начальнику Питу Питерсону основать собственную инвестиционную компанию.
Blackstone Group
В 1985 году Шварцман и Петерсон основали The Blackstone Group, вложив в компанию $400 тыс. собственных средств. Несмотря на то, что изначально у них было только два наемных сотрудника, они решили, что будут конкурировать с гигантами отрасли Salomon Brothers, Goldman Sachs и Morgan Stanley.
Шварцман, который никогда не полагался на инвестиции на фондовом рынке, хотел сделать инвестирование в частные компании основой бизнес-модели Blackstone. Он знал, что частные фирмы предоставляют инвесторам гораздо больше информации, чем публичные компании. C ними Blackstone могла более взвешенно учитывать риски и оценивать перспективы инвестиций.
Однако у Шварцмана и Петерсона было очень мало опыта в сфере прямых инвестиций, поэтому инвесторы не хотели давать им деньги на запуск первого фонда. Тогда они решили сосредоточиться на консультациях в сфере слияний и поглощений, в которых были профессионалами, и постепенно завоевывать доверие.
Самым крупным успехом в этой сфере стала консультация CBS Corporation по вопросу продажи её дочерней компании CBS Records корпорации Sony в 1988 году.
Успех на рынке прямых инвестиций
Расчет оказался верным, со временем репутация Blackstone на рынке укреплялась, и крупные инвесторы Prudential Financial Inc. и General Motors Company согласились дать Blackstone финансирование для запуска первого фонда прямых инвестиций. Тогда удалось привлечь $800 млн.
В 1991 году, в разгар рецессии на рынке недвижимости, Blackstone начал инвестировать в недвижимость. Шварцман выбрал идеальный момент, приобретя высокодоходные объекты по низким ценам. В последующие годы Blackstone инвестировала в разные отрасли, включая здравоохранение, высокие технологии и коммуникации. Сначала большая часть инвестиций компании была сосредоточена в США, Великобритании и Германии.
В 2004 году Шварцман приобрел немецкую химическую компанию Celanese, когда большинство инвесторов избегали химической промышленности. Он вывел Celanese на биржу в США в то время, когда интерес к химическим акциям рос, и получил неожиданную прибыль.
В 2007 году в ходе крупнейшего в истории выкупа с использованием заемных средств Blackstone приобрела Equity Office Partners за $34 млрд, завладев 540 офисными зданиями в США. За сделкой вскоре последовало приобретение сети отелей Hilton.
На пике успеха Шварцман принял беспрецедентное решение вывести Blackstone на биржу. Это IPO стало первым для частной инвестиционной компании в США. За предыдущие пять лет фонды недвижимости и частных инвестиций Blackstone зарабатывали более 30% в год. В ходе IPO, проведенном в 2007 году, Blackstone оценили в $40 млрд.
В то время Blackstone контролировала около 50 компаний, бизнес которых варьировался от ортопедических приспособлений, носков Gold Toe и магазинов художественных принадлежностей Michael's до Vlasic Pickles и смеси для блинов Aunt Jemima. В 2008 году Blackstone приобрела GSO Capital Partners примерно за $1 млрд.
В 2018 году Blackstone приобрела Clarus, международную инвестиционную компанию, специализирующуюся на финансировании исследований биомармацевтических компаний. Это приобретение Blackstone стало основой для создания частной инвестиционной платформы Blackstone Life Sciences, которая фокусируется на финансировании исследований крупных фармацевтических компаний.
В июле 2023 года Blackstone вошла в историю, став первой инвестиционной компанией, активы под управлением которой преодолели порог в $1 трлн. Компания считает, что успех обусловлен стратегическим сдвигом в сторону стратегий с меньшим риском и низкой доходностью, таких как страхование, инфраструктура, кредитование и некоторые предприятия в сфере недвижимости.
По данным Bloomberg, Шварцман по-прежнему является крупнейшим держателем акций Blackstone с долей почти в 20%. В 2024 году он заработал примерно на 11,5% больше, чем в 2023-ем, благодаря дивидендам в размере $916 млн. Кроме того, он заработал $83,7 млн в виде поощрительных выплат и доли прибыли от фондов компании.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба