27 марта 2025 ИХ "Финам" Поздеева Екатерина
В 2022 году в России был ограничен доступ к ряду популярных зарубежных социальных сетей. С одной стороны, это дало новый стимул для развития отечественных сервисов, с другой, стали заметнее проблемы, которые не решил запрет иностранных соцсетей.
Finam.ru рассказывает о главных проблемах российских соцсетей в 2025 году.
Самые популярные российские соцсети
Согласно исследованию компании «Натив», по итогам третьего квартала 2024 года 85% россиян были зарегистрированы в социальных сетях. По данным Mediascope и «Мегафон», самыми популярными соцсетями в России стали Telegram и VK. На них приходилось 11% и 15% всего интернет-трафика в стране соответственно.
VK остается самой популярной платформой социальных сетей в России с аудиторией 90,6 млн человек в месяц. Однако за год величина аудитории соцсети практически не выросла.
Telegram не сильно отстает от VK. В августе 2024-го его аудитория достигла 85,3 млн человек в месяц или 70% населения России. В него ежедневно заходит 41% российских пользователей интернета.
Аудитория «Одноклассников» тоже подросла. Как пишет «Коммерсант» со ссылкой на отчетность VK, в третьем квартале 2024-го количество активных пользователей в месяц на «Одноклассниках» увеличилось на 1,5% за год и достигло 36 млн человек.
Убыток VK вырос в 2,8 раза
Однако несмотря на небольшой прирост после ограничений зарубежных соцсетей, в целом ситуация для российских платформ остается сложной. Так, 20 марта VK представила годовой отчет за 2024 год, согласно которому чистый убыток компании за год вырос в 2,8 раза и составил почти 95 млрд рублей. После отчета акции VK за день потеряли 7%.
Леонид Делицын, аналитик ФГ «Финам», отмечает, что главный вклад в убыток VK внесли три фактора.
Первый носит сложное название «начисленный резерв под ожидаемые кредитные убытки» в размере 38 млрд рублей. Осенью 2022 года под давлением внешних обстоятельств VK вынуждена была продать свое международное подразделение My.Games. Проект, максимальная оценка стоимости которого достигала $5 млрд, был продан за $642 млн венчурному фонду.
По словам эксперта, эта сумма не так уж мала, особенно для российского венчурного фонда. Можно было предположить, что фонд привлек некоего стратегического инвестора, который хотел остаться в тени. Теперь из отчетности компании вытекает, что VK больше не ожидает, что покупатель полностью расплатится, и решила списать значительную часть долга.
«С моей точки зрения, не исключено, что VK со временем получит актив обратно или оставшуюся часть долга. Две других крупных статьи убытков — это обесценение гудвила на сумму 11 млрд рублей и увеличение финансовых расходов на 10 млрд рублей», - резюмировал Делицын.
Запрет рекламы в запрещенных соцсетях и перспективы российских платформ
Несмотря на запрет некоторых зарубежных соцсетей, российские блогеры продолжают в них зарабатывать. Как пишут «Известия», в 2024 году только в Instagram (признана в РФ экстремистской организацией и запрещена) их доход за год вырос почти на 20% до 130 млн рублей. Российские рекламодатели за год потратили на рекламу в запрещенных соцсетях в восемь раз больше, чем в 2023 году, 4,7 млрд рублей.
Однако 25 марта 2025 года Госдума приняла законопроект, который запрещает размещение рекламы в экстремистских соцсетях. По информации «Известий», депутаты также хотят в 40 раз увеличить штрафы за размещение рекламы в запрещенных соцсетях: с 2,5 тыс. до 100 тыс. рублей.
Однако проблема ограниченного роста российских соцсетей по-прежнему актуальна.
Леонид Делицын считает, что, во-первых, проекты VK и так охватывают 95% аудитории российского интернета. Переманивать из зарубежных соцсетей некого. Заменить услуги других соцсетей полностью, в реальности ни одна сеть не может.
По словам аналитика, VK - в России доминирующий игрок, который предоставляет стандартизованный продукт всем пользователям. Идейно он относится к тому периоду, когда Павел Дуров решил сделать российский вариант проекта Марка Цукерберга, и у него хорошо получилось. Но помимо стандартного массового продукта всем нам требуются и более адаптированные под наши индивидуальные нужды. Одним нужно эстетично расположить фотографии, другим - писать длинные глубокомысленные тексты, третьим - краткие злободневные сообщения. Детям нужны такие места, куда не ходят родители. Поэтому несколько игроков с разной конкурентной стратегией будут всегда - доминирующий игрок с массовым продуктом, разработчик VIP-решений, и нишевые инструменты, адаптированные под сообщества. Исторически сложилось так, что у нас сформировался доминирующий игрок - VK, а кто исповедует две другие стратегии - даже трудно сказать. Может быть, наш рынок слишком мал для всех трёх стратегий, тем более что есть глобальные игроки, предоставляющие соцсети и мессенджеры на любой вкус.
«Я не говорю, что у российских соцсетей - конкурентов ВК - вообще нет шансов, но они малы. Опять-таки история учит, что, когда соцсеть проходит этап быстрого развития, и идеи у неё самой выдыхаются, она превращается в хищного, компетентного и удачливого инвестора, скупающего все перспективные проекты. Таким путем когда-то шёл Rambler, а потом и Mail.ru - ведь ВК был куплен именно Mail.Ru, а основатель проекта отправился делать Telegram. То же самое делает и Цукерберг - ведь ни WhatsApp, ни Instagram (признана в РФ экстремистской организацией и запрещена) не были разработаны внутри его соцсети, Цукерберг их купил», - добавляет Делицын.
По мнению эксперта, поскольку крупных венчурных инвесторов, способных тягаться с Яндексом, VK и Сбером, у нас нет, можно предположить, что все восходящие «звезды» будут так же куплены экосистемами, как когда-то «Живой журнал», «Одноклассники» и «ВК». А экосистемы будут продолжать расширяться и выходить на более крупные рынки. В-общем-то, и VK следовал этим путём, и My.Games был главным направлением роста. Поэтому можно ожидать, что как только ослабнет международная напряжённость, VK вернется к игровому бизнесу, и может быть, даже вернет утраченный актив.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба