Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Главные проблемы российских соцсетей в 2025 году » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Главные проблемы российских соцсетей в 2025 году

27 марта 2025 ИХ "Финам" Поздеева Екатерина
$1500 получи мгновенно при открытии счета Startup бонус
Российские соцсети начали активно развиваться 19 лет назад. Так, 26 марта 2006 года отмечается день рождения первой отечественной социальной сети «Одноклассники», через несколько месяцев, в октябре 2006-го, появилась еще одна популярная соцсеть - «ВКонтакте». Началась новая эпоха в истории Рунета. Интересуетесь акциями российских технологических гигантов? Станьте совладельцем успешных компаний. Инвестируйте в акции из разных секторов на Московской бирже, СПБ Бирже, NYSE, NASDAQ и HKEX, открыв брокерский счет в «Финаме» онлайн за 3 минуты.

В 2022 году в России был ограничен доступ к ряду популярных зарубежных социальных сетей. С одной стороны, это дало новый стимул для развития отечественных сервисов, с другой, стали заметнее проблемы, которые не решил запрет иностранных соцсетей.

Finam.ru рассказывает о главных проблемах российских соцсетей в 2025 году.

Самые популярные российские соцсети
Согласно исследованию компании «Натив», по итогам третьего квартала 2024 года 85% россиян были зарегистрированы в социальных сетях. По данным Mediascope и «Мегафон», самыми популярными соцсетями в России стали Telegram и VK. На них приходилось 11% и 15% всего интернет-трафика в стране соответственно.

VK остается самой популярной платформой социальных сетей в России с аудиторией 90,6 млн человек в месяц. Однако за год величина аудитории соцсети практически не выросла.

Telegram не сильно отстает от VK. В августе 2024-го его аудитория достигла 85,3 млн человек в месяц или 70% населения России. В него ежедневно заходит 41% российских пользователей интернета.

Аудитория «Одноклассников» тоже подросла. Как пишет «Коммерсант» со ссылкой на отчетность VK, в третьем квартале 2024-го количество активных пользователей в месяц на «Одноклассниках» увеличилось на 1,5% за год и достигло 36 млн человек.

Убыток VK вырос в 2,8 раза
Однако несмотря на небольшой прирост после ограничений зарубежных соцсетей, в целом ситуация для российских платформ остается сложной. Так, 20 марта VK представила годовой отчет за 2024 год, согласно которому чистый убыток компании за год вырос в 2,8 раза и составил почти 95 млрд рублей. После отчета акции VK за день потеряли 7%.

Леонид Делицын, аналитик ФГ «Финам», отмечает, что главный вклад в убыток VK внесли три фактора.

Первый носит сложное название «начисленный резерв под ожидаемые кредитные убытки» в размере 38 млрд рублей. Осенью 2022 года под давлением внешних обстоятельств VK вынуждена была продать свое международное подразделение My.Games. Проект, максимальная оценка стоимости которого достигала $5 млрд, был продан за $642 млн венчурному фонду.

По словам эксперта, эта сумма не так уж мала, особенно для российского венчурного фонда. Можно было предположить, что фонд привлек некоего стратегического инвестора, который хотел остаться в тени. Теперь из отчетности компании вытекает, что VK больше не ожидает, что покупатель полностью расплатится, и решила списать значительную часть долга.

«С моей точки зрения, не исключено, что VK со временем получит актив обратно или оставшуюся часть долга. Две других крупных статьи убытков — это обесценение гудвила на сумму 11 млрд рублей и увеличение финансовых расходов на 10 млрд рублей», - резюмировал Делицын.

Запрет рекламы в запрещенных соцсетях и перспективы российских платформ
Несмотря на запрет некоторых зарубежных соцсетей, российские блогеры продолжают в них зарабатывать. Как пишут «Известия», в 2024 году только в Instagram (признана в РФ экстремистской организацией и запрещена) их доход за год вырос почти на 20% до 130 млн рублей. Российские рекламодатели за год потратили на рекламу в запрещенных соцсетях в восемь раз больше, чем в 2023 году, 4,7 млрд рублей.

Однако 25 марта 2025 года Госдума приняла законопроект, который запрещает размещение рекламы в экстремистских соцсетях. По информации «Известий», депутаты также хотят в 40 раз увеличить штрафы за размещение рекламы в запрещенных соцсетях: с 2,5 тыс. до 100 тыс. рублей.

Однако проблема ограниченного роста российских соцсетей по-прежнему актуальна.

Леонид Делицын считает, что, во-первых, проекты VK и так охватывают 95% аудитории российского интернета. Переманивать из зарубежных соцсетей некого. Заменить услуги других соцсетей полностью, в реальности ни одна сеть не может.

По словам аналитика, VK - в России доминирующий игрок, который предоставляет стандартизованный продукт всем пользователям. Идейно он относится к тому периоду, когда Павел Дуров решил сделать российский вариант проекта Марка Цукерберга, и у него хорошо получилось. Но помимо стандартного массового продукта всем нам требуются и более адаптированные под наши индивидуальные нужды. Одним нужно эстетично расположить фотографии, другим - писать длинные глубокомысленные тексты, третьим - краткие злободневные сообщения. Детям нужны такие места, куда не ходят родители. Поэтому несколько игроков с разной конкурентной стратегией будут всегда - доминирующий игрок с массовым продуктом, разработчик VIP-решений, и нишевые инструменты, адаптированные под сообщества. Исторически сложилось так, что у нас сформировался доминирующий игрок - VK, а кто исповедует две другие стратегии - даже трудно сказать. Может быть, наш рынок слишком мал для всех трёх стратегий, тем более что есть глобальные игроки, предоставляющие соцсети и мессенджеры на любой вкус.

«Я не говорю, что у российских соцсетей - конкурентов ВК - вообще нет шансов, но они малы. Опять-таки история учит, что, когда соцсеть проходит этап быстрого развития, и идеи у неё самой выдыхаются, она превращается в хищного, компетентного и удачливого инвестора, скупающего все перспективные проекты. Таким путем когда-то шёл Rambler, а потом и Mail.ru - ведь ВК был куплен именно Mail.Ru, а основатель проекта отправился делать Telegram. То же самое делает и Цукерберг - ведь ни WhatsApp, ни Instagram (признана в РФ экстремистской организацией и запрещена) не были разработаны внутри его соцсети, Цукерберг их купил», - добавляет Делицын.

По мнению эксперта, поскольку крупных венчурных инвесторов, способных тягаться с Яндексом, VK и Сбером, у нас нет, можно предположить, что все восходящие «звезды» будут так же куплены экосистемами, как когда-то «Живой журнал», «Одноклассники» и «ВК». А экосистемы будут продолжать расширяться и выходить на более крупные рынки. В-общем-то, и VK следовал этим путём, и My.Games был главным направлением роста. Поэтому можно ожидать, что как только ослабнет международная напряжённость, VK вернется к игровому бизнесу, и может быть, даже вернет утраченный актив.