27 марта 2025 ИХ "Финам" Братерский Александр
The New York Times в рецензии отмечает, что книга, где критически оценивается роль российского правосудия, выходит в момент, когда США и Россия ведут переговоры о возобновлении деловых связей, прерванных из-за конфликта на Украине. Воспоминания предпринимателя вызовут интерес, однако западные предприниматели будут ориентироваться на «реальную обстановку».
«Путь одного американца: от верящего в Россию до узника государства», - гласит надпись на обложке книги «Московская Одиссея», изображающей мужчину с дорожной сумкой, идущего с понурой головой на фоне Собора Василия Блаженного.
Мужчина на обложке - американский финансовый инвестор Калви, который многие годы занимался бизнесом в России, а в 2019 году был арестован по делу о растрате 2,5 млрд рублей, когда был главой инвестиционной компании Baring Vostok. Проведя в предварительном заключении пару месяцев, Калви в августе 2021 года был приговорен к условному сроку, который на рынке оценили, как фактически «оправдательный» приговор.
В книге, выпущенной издательством The History Press, Калви рассказывает историю своей жизни, бизнеса в России, а также о довольно тяжелых условиях пребывания в камере СИЗО. Несмотря на то, что в книге немало подробностей о симпатиях бизнесмена к России, ее культуре, языку, и любви к русской супруге Юлии, The New York Times приводит в своей статье цитату о пребывании бизнесмена в тюрьме, где в «камере душно и жарко, а в воздухе висит гнетущая вонь».
Впрочем, Калви был в подобной камере недолго. Большую часть времени он провел в другой «опрятной и комфортной», где его соседями были бизнесмен и бывший чиновник. Калви подружился с сокамерниками и, как пишет The New York Times, «не может сдержать слез, когда говорит о них». Калви пишет в книге, что для того, чтобы занять себя, много читал в камере и его любимыми книгами стали романы Франца Кафки.
«От инвестора-первопроходца до финансового титана и тюремного заключения в самой печально известной московской тюрьме — Майк Калви глубоко проник в русскую загадку. Он знает о посткоммунистической России, как о хорошем, так и о плохом, больше, чем любой другой западный человек на земле. … Один из самых проницательных и успешных управляющих активами в мире, он также превосходный писатель, с потрясающей историей, которую он может рассказать», - пишет о книге бизнесмена обозреватель британской The Telegraph Лиам Халлиган.
Площадка Amazon, где опубликована рецензия на книгу, напоминает о том, что Калви впервые приехал в Россию почти 30 лет назад для того, чтобы посмотреть на возможности для потенциальных инвестиций. Обосновавшись в Москве, он создал несколько инвестиционных фондов и активно занимался привлечением в Россию американских инвесторов. В статье о Калви Bloomberg называло его «легендой на российском рынке, с известным отвращением к любой нечестной игре».
Созданная им инвестиционная компания Baring Vostok стала одной из первых private equity структур в РФ наряду с «Тройкой Диалог» и Russia Partners.
«Одиссея Москва» — это история не только о Майкле Калви, но и о том, как в России, наконец, умерла эпоха надежд и стремлений, и как свет можно найти в самых темных местах» - говорится в рецензии на книгу, опубликованной британским изданием The Guardian Review of Books.
Калви и его деловому партнеру, французу Филиппу Дельпалю предъявили обвинения в растрате 2,5 млрд рублей. По версии следствия, банк «Восточный», аукционером которого был инвестфонд Калви, заключил с ним невыгодное соглашение: вместо возврата долга банку передали 59,9% акции люксембургской компании International Financial Technology Group. Как писало РБК, акции Калви и его партнеры оценили в 3 миллиарда рублей, хотя, как считали следователи, их стоимость была в пять раз меньше. Впоследствии экспертиза Российского общества оценщиков, отметила, что на момент совершения сделки акции стоили 260 млн руб., но их рыночная стоимость была выше — 3,8 млрд руб.
Ни Калви, ни его французский компаньон, ни другие фигуранты вину не признали. После того, как предприниматели провели пару месяцев в СИЗО, они были переведены под домашний арест.
В августе 2021 года инвестор получил условный срок в виде пяти лет и шести месяцев колонии. Его деловой партнер Дельпаль, также получил условный срок в 4 года. На условном сроке настояла прокуратура, так как Калви и его партнеры возместили ущерб своим партнерам.
После освобождения Калви и его партнер, по данным СМИ, уехали в США. Как писали американские и российские СМИ, история Калви негативно сказалась на российском деловом климате.
Как отмечает The New York Times? книга выходит в момент, когда США и Россия начинают говорить о возможности потепления отношений после окончания конфликта. В деловых кругах США и России не исключают возможности возвращения покинувших Россию на фоне СВО иностранных компаний. В начале марта руководство Американской торговой палаты в России объявило о создании так называемой «белой книги» с рекомендациями о том, какие санкции необходимо снять первыми. В РСПП, в свою очередь, рассказали, что приветствуют создание такого перечня.
При этом недавно выступая перед представителями Российского союза промышленников и предпринимателей президент России Владимир Путин отметил, что, хотя власти приветствуют возвращение в Россию иностранных компаний, никаких привилегий они не получат, а выкупить свой бизнес за небольшие деньги будет невозможно.
«Г-н Калви ожидает возвращения некоторых американских компаний, хотя он считает Россию слишком рискованной для долгосрочных инвестиций. Однако мирное соглашение может побудить его инвестировать в Украину. Он поддерживает интернет-стартапы в других местах, нанимая молодых технических талантов, которые покинули Россию», - ссылается на беседу с Калви The New York Times.
Воспоминания предпринимателя, несомненно, вызовут определенный интерес среди финансистов, экономистов и юристов, отчасти дипломатов и политологов, но вот влияние на общественное мнение будет минимальным, говорит Finam.ru член московской «Деловой России», директор Лаборатории актуальных, междисциплинарных, прикладных и системных исследований Алексей Лампси. «Если говорить о российском обществе, то оно за последние несколько лет уже привыкло к весьма критичным взглядам на нашу действительность со стороны западной публицистики. Это, до определенной степени, сделало общество невосприимчивым к подобным инвективам, тем более, что книга Майкла Калви тут будет не из числа самых критичных. Что до предпринимателей, то они меньше всего будут ориентироваться на воспоминания, а больше на реальную обстановку и конкретные выгоды», - считает Лампси.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба