3 апреля 2025 1ПРАЙМ
Раньше такое сложно было себе представить. Возможно этот шаг адресован основным конкурентам США, чтобы показать им решительность и бескомпромиссность нынешней администрации. Сразу вспоминается поговорка "бей своих, чтобы чужие боялись". Так формируется модель действий для третьих стран, которая подразумевает беспрекословное выполнение требований Трампа без ввязывания в споры и конфликты, которые могут привести к введению заградительных барьеров для доступа товаров на рынок США и ущербу экономикам этих стран.
Но почему не учитываются последствия для экономики самих Штатов? Ведь повышение импортных пошлин напрямую отразится на внутренних ценах как в потребительском секторе, так и в корпоративном. Видимо, в этом вопросе превалирует принцип “too big to fail”, который сыграл злую шутку с американскими корпорациями в кризисные 2007-2009 гг.
Конечно, реформирование торговой системы США можно представить частью программы развития промышленности внутри страны, то есть своего рода политики импортозамещения. Поскольку важны не только внутренние, но и иностранные прямые инвестиции, повышение тарифов могло бы привести к переносу производства в США.
Среди возможных целей можно назвать ЕС и его автомобильную и фармацевтическую отрасли, или азиатские государства, в которых размещены производственные площадки международных корпораций. Например, США могут ввести повышенные пошлины на оборудование для приёма и передачи информации из Вьетнама, около 60% экспорта которого ориентировано именно на американский рынок. Поскольку доля Вьетнама в структуре импорта США значительно ниже – около 20%, возможно оказание ценового давления на вьетнамских экспортёров.
Аналогично с фармацевтической продукцией из Ирландии, зависимость которой от американского рынка значительно выше (доля в экспорте около 50%), чем импортёров США от ирландских поставок (доля которых составляет менее 20% в импорте).
Однако торговая война между США и Китаем, как и санкционное давление на Россию, показала неоднозначность ограничительных мер. Так, компаниям проще принять меры в рамках текущей деятельности (ценовая политика, закупки и сбыт продукции), нежели заниматься разработкой плана переноса производств в страну с более высокими производственными издержками.
Но вернёмся к политике Трампа. Следует отметить, что он не боится делать касаемо введения или повышения импортных пошлин неожиданные заявления, которые бывают противоречивыми и недолговечными. Достаточно вспомнить, как быстро менялась информация о введении тарифов против Канады и Мексики после первого месяца отсрочки: то принимается решение, то ещё на месяц откладывается.
Следовательно, сложно делать выводы на основании заявлений об условиях изменения импортных пошлин, включая размер ставок и перечень товаров, подпадающих под действие ограничений. По всей видимости, такой подход используется Трампом для изучения реакции рынка, готовности того или иного государства следовать предложенной модели, а также ситуации в целом.
Другим мотивом может быть намеренное создание хаоса на международной арене. Но зачем США это нужно? Для ослабления своих основных конкурентов на фоне ограниченного потенциала и нехватки внутренних ресурсов для развития собственной экономики.
Проблемы в реальном секторе экономики и инфраструктуре являются в этом плане ключевыми. Причём дело не только в том, что в своё время корпорации переносили производства в развивающиеся страны для оптимизации расходов. Здесь и техническое состояние инфраструктуры, и качество производственных процессов (например, проблемы у Boeing).
В таких условиях США становится всё сложнее конкурировать с Китаем, поэтому действенным шагом представляется создание хаоса в международной торговле и мировой экономике. В пользу этого говорит характер изменений, ведь пошлины повышаются не на считанные процентные пункты, а кратно (озвучивалось даже установление 100%-ных тарифов).
В таком ключе для США более выгодным будет расширение негативных последствий торговых войн на большее число стран, прежде всего, на основных конкурентов, Китай и ЕС. К таковым эффектам можно отнести: рост стоимости международной доставки и страхования грузов (как было в период пандемии) и мировых цен, нарушение цепочек создания стоимости, возникновения дефицита товаров на локальных рынках или риска перепроизводства.
При таком развитии событий важна кооперация между другими странами, например, на площадке БРИКС для снижения перечисленных рисков и выстраивания прозрачной и надёжной системы международного сотрудничества, которая не основывается на односторонних ограничениях и санкциях.
Автор - Анастасия Прикладова, к.э.н., доцент кафедры международного бизнеса РЭУ им. Г.В. Плеханова
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба