3 апреля 2025 ИХ "Финам" Братерский Александр
На должности генсека Гросси хочет сменить нынешнего главу ООН Антониу Гутерриша, представителя Португалии. Новые выборы будут проведены в 2026 году. Генсек избирается на пять лет с возможным переизбранием на второй срок, что и произошло с Гутерришем.
На пост главы международной организации, основанной после окончания Второй мировой войны державами-победительницами - CCCР, США, Францией, Великобританией и Китаем - претендует и глава МИД Германии Анналена Бербок. Против ее кандидатуры уже выступила Россия. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что Бербок не хватает профессионализма и знаний для этой должности.
Аргентинец Гросси - международный чиновник с большим опытом. Более пяти лет он возглавлял МАГАТЭ. У него есть и опыт работы в ООН. В конце 1990-х он служил президентом Группы правительственных экспертов ООН по Международному реестру вооружений, а затем стал советником помощника Генерального секретаря ООН по разоружению. Гросси также имеет опыт дипломатической работы, он был послом Аргентины при НАТО.
После начала СВО на Украине Гросси вел напряженные переговоры с представителями конфликтующих сторон по безопасности ядерных объектов и заслужил доверие своим профессиональным подходом. Он также несколько раз поводил личные встречи с президентом России Владимиром Путиным и украинским президентом Владимиром Зеленским. По мнению наблюдателей, у Гросси есть немало шансов занять этот пост, так как его взвешенность и объективность могут пригодиться. К тому же, Гросси представляет Аргентину, государство в Латинской Америке, а этот континент весьма активен в ООН.
Согласно уставу ООН, Генеральный секретарь назначается на пост Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. В 2015 году Генеральная Ассамблея приняла резолюцию, которая установила новый процесс выбора и назначения Генерального секретаря. Кандидатам на пост Генсека ООН было предложено представить свое видение будущего ООН, они также смогли принять участие в неформальных диалогах со всей Генеральной Ассамблеей. Встречи открыто демонстрировались на публику, чего ранее не происходило. Именно по этой процедуре был избран Гутерриш.
Генсек ООН — это всегда компромиссная фигура, которая обязана учитывать мнение не только влиятельных членов Совбеза, но 193 стран-членов Генассамблеи, которые в последние годы набирают большой вес благодаря голосу стран глобального Юга. «Фигура генсека ООН должна устраивать всех постоянных членов Совбеза, но все зависит от личности. Мне приходилось работать и при Кофи Аннане, и при Пан Ги Муне, и это был разный стиль руководства и разный стиль принятия решений», - говорит Finam.ru бывший заместитель генерального секретаря ООН Сергей Орджоникидзе. Эксперт напоминает, что процесс голосования происходит параллельно и в Совбезе, и в Генассамблее, и оба органа активно «воздействуют» друг на друга.
Стоит отметить, что в последнее время в адрес ООН и лично Гутерриша звучит немало критики. Бывший сотрудник ООН Виктор Мизин характеризует его как одного из «самых слабых» генсеков ООН. В свою очередь, организацию в целом упрекают в неэффективном расходовании средств. Тон задают США, главный плательщик.
При этом при руководстве Трампа США отказались от финансирования ВОЗ, агентства ООН. В качестве причины для выхода Трамп указал, что США платят ВОЗ $500 млн, в то время как КНР, где население в четыре раза больше, платит $39 млн. «Мне показалось, что это немного нечестно», - заявил Трамп. При Трампе США также сократили вклад во Всемирную продовольственную программу.
При этом при администрации демократов CША оставались одновременно крупнейшими плательщиками в бюджеты ООН и самыми крупными должниками. Ранее секретариат ООН сообщил, что в настоящее время США должны ООН в общей сложности $2,8 млрд, из которых $1,5 млрд приходится на регулярный бюджет ООН.
«Трамп и в первую каденцию угрожал сокращением финансирования ООН, просто в этот раз взялся за дело серьезнее. Штатам не нравится, что они платят больше всех и при этом не видят прямой отдачи от Всемирной организации. Они также обеспокоены усилением влияния Китая, который, по их мнению, использует ООН для продвижения своих инициатив и интересов, расширяет представленность в Секретариате, но платит намного меньше, прикрываясь формальным статусом «развивающегося государства», что не соответствует его реальной мощи», - говорит Finam.ru собеседник, имеющий опыт работы в организации.
«Конечно, в Секретариате ООН сейчас сильно напуганы сокращением американского финансирования, лихорадочно ищут альтернативные источники и думают над тем, как увеличить отдачу от имеющихся проектов. Я думаю, мы вскоре будем наблюдать некоторый отход от идеологически мотивированных инициатив к проектам, которые направлены на достижение конкретного и ощутимого результата», - продолжает собеседник. Он также отмечает, что «отдельный большой вопрос - это будущее миротворчества ООН», напоминая последние неудачи, связанные с миротворческой миссией в Конго.
Речь идет о скандалах, связанных с миссией ООН в этой стране: миротворцев обвинили в насилии по отношению к местным женщинам. Это стало предметом исследования со стороны местных властей и правозащитных организаций. Проблемы с миротворческими миссиями ранее признал и Гутерриш. «Мы видим постоянное несоответствие между мандатами и имеющимися ресурсами», - сказал он, выступая на встрече, посвященной этой проблематике. Генсек обещал реформы на этом направлении, однако ему вряд ли удастся совершить какой-то прорыв до конца срока. Между тем, эксперты не исключают, что именно миротворцы ООН из нейтральных стран могут следить за соблюдением мира в случае прекращения конфликта на Украине.
Это, несомненно, может повысить роль ООН, считают некоторые эксперты. «Неожиданным преимуществом является то, что такой подход может также предоставить ООН возможность продемонстрировать свою постоянную значимость для поддержания международного мира и безопасности», - отмечает в статье на сайте экспертного центра Stimson в Вашингтоне эксперт Лиза Шарлэнд.
«Вариант миротворческой миссии ООН не рассматривался в течение последних трех лет из-за разногласий в Совете Безопасности. Но, учитывая меняющиеся политические и связанные с безопасностью события, Россия теперь может увидеть большую ценность в развертывании миротворческой миссии ООН. Кроме того, будучи постоянным членом Совбеза, Россия будет иметь существенное влияние на то, что включено в мандат, а Франция и Великобритания будут позиционированы для защиты интересов Украины», - пишет Шарлэнд.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба