Крипторынок все больше напоминает не Дикий Запад, а начало XX века Америки — когда вместо шерифов пришли регуляторы, а вместо ковбоев — банки и фонды. На уровне национальных регуляторов происходят качественные изменения: SEC пересматривает жёсткие нормы, заложенные при администрации Байдена, в то время как Конгресс США продвигает законопроекты CLARITY и GENIUS Act.
Они определят роли SEC и CFTC и внедрят нормативную базу для выпуска стейблкоинов. Это создаёт окно возможностей для крупнейших банков (Bank of America, US Bancorp), которые начали разработку собственных цифровых валют на фоне одобрения со стороны Сената.
За неделю BTC вырос на 1,3% до $107 тыс., ETH — на 5,3% до $2,6 тыс. Притоки в криптопродукты составили 1,9 млрд, после +$0,3 на прошлой неделе.


Параллельно развиваются реальные кейсы применения токенизированных активов: от трансграничных расчетов в e-HKD с участием Chainlink и ANZ до токенизации фондов Fidelity в Гонконге. Société Générale и BNY Mellon масштабируют своё присутствие в секторе, запуская USDCV и расширяя MiCA-совместимую инфраструктуру. Усиливается централизация: 216 игроков владеют 31% предложения BTC.
Активность на фронте правоохранительной и комплаенс-деятельности усиливается: Binance содействует закрытию крупнейших даркнет-ресурсов, а Гонконг разрабатывает инструменты для отслеживания криптопреступлений. В Коннектикуте запретили создавать крипторезерв, в то время как в Верховную Раду Украины внесли законопроект о его создании.
Трансграничный платеж в CBDC из Австралии в Гонконг с проверками KYC/AML. ЦБ Гонконга совместно с VISA, Australia and New Zealand Banking Group (ANZ), а также управляющими активами ChinaAMC и Fidelity International протестируют использование e-HKD для трансграничных платежей. В тестируемом сценарии австралиец покупает токенизированный актив в Гонконге: инвестор обменивает австралийский доллар на стейблкоин A$DC (эмитент — ANZ); ANZ выпускает обернутую версию e-HKD в сети DASChain (контролируемая сеть ANZ); Chainlink переносит эти токены в блокчейн Ethereum; инвестор за e-HKD может купить акции токенизированных фондов, выпущенных Fidelity International или China Asset Management (Hong Kong). Кроме того, Chainlink обеспечит верификацию пользователей по стандартам KYC/AML.
Société Générale запустит долларовый стейблкоин USDCV на Ethereum и Solana. Кастодианом выступит Bank of New York Mellon (BNY), который также хранит обеспечение для USDC и предоставляет услуги для BlackRock. В апреле 2023 года банк запустил евровый стейблкоин EURCV (капитализация — €41,8 млн), при этом 90% эмиссии последнего распределено между четырьмя кошельками, из которых три (на €25 млн) остаются почти неактивными. Оба продукта соответствуют требованиям MiCA. SG-FORGE имеет лицензию эмитента стейблкоинов от французского регулятора — ACPR. USDCV и EURCV можно использовать для торговли криптовалютой, трансграничных платежей и залогов. Клиенты смогут круглосуточно конвертировать стейблкоины и фиат, а также практически мгновенно совершать транзакции. Стейблкоины будут доступны на криптобиржах и их смогут использовать институциональные, корпоративные и розничные инвесторы через криптоброкеров и поставщиков платежных услуг. При этом USDCV и EURCV не будут доступны для американских граждан.
Binance помогла властям США и Европы закрыть даркнет-площадки на $200 млн. Криптовалютная биржа помогла американским и тайваньским правоохранителям ликвидировать рынок наркотиков Incognito Market. Binance отследила связь криптокошельков с руководителем платформы, гражданином Тайваня Линем, и заморозила $3,5 млн в криптовалюте. Incognito Market проводила операции на сумму $100 млн через криптоактивы. Биржа также участвовала в операции Европола по закрытию даркнет-площадок Nemesis, Tor2Door, Bohemia и Kingdom Markets. В ходе операции изъято $200 млн в наличных и криптовалюте, более 2 тонн наркотиков, оружие и другие запрещённые товары. Полиция арестовала 270 человек, включая 130 в США.
В Верховную Раду Украины внесён законопроект (13356) о создании BTC-резерва. Документ предоставляет право Национальному банку Украины размещать часть резервов в криптоактивах. При этом объём вложений, сроки и виды токенов НБУ определяет самостоятельно. Соавтор инициативы Ярослав Железняк заявил, что они ориентировались на аналогичный законопроект США. Он отметил, что законопроект о виртуальных активах заблокировал офис президента. Железняк подчеркнул, что оба законопроекта желательно принять одновременно. Золотовалютные резервы Украины составляют $44,5 млрд, из которых 6,5% — золото ($2,9 млрд).
В Коннектикуте запретили создавать крипторезерв. Ассамблея и Сенат штата единогласно приняли законопроект HB 7082, который запрещает штату и муниципалитетам покупать, хранить, инвестировать в криптоактивы или создавать резервы. Законопроект расширил определение денежных переводов: теперь к ним относятся транзакции с цифровыми кошельками и криптокиосками. Они обязаны соответствовать строгим требованиям по лицензированию и раскрытию информации. Лицензиаты должны поддерживать резервы виртуальной валюты в соотношении 1:1, выдавать квитанции и предотвращать мошенничество. Также они обязаны уведомлять пользователей о рисках — особенно пожилых людей и при проведении крупных транзакций. Коннектикут также обязал несовершеннолетних получать согласие родителей для доступа к криптоактивам.
Законопроект CLARITY, который определяет полномочия SEC и CFTC на крипторынке, прошел комитеты Палаты представителей США. Комитет по финансовым услугам проголосовал 32 голосами «за» и 19 «против». Ранее законопроект, который регулирует структуру крипторынка, поддержал Комитет по сельскому хозяйству (47 голосов «за» и 6 «против»). Теперь CLARITY будет вынесен на голосование в Палату представителей. Законопроект разделяет полномочия SEC и CFTC по регулированию крипторынка и устанавливает временные требования к регистрации в CFTC. Эти требования распространяются на криптобиржи, платформы цифровых товаров, брокеров и дилеров. Участники рынка должны раскрывать информацию, соблюдать правила сегрегации клиентских активов и вести учет. CLARITY также разрешает пользователям хранить криптовалюту в некастодиальных кошельках и совершать p2p-транзакции.
Stripe покупает разработчика криптовалютных кошельков Privy. Условия сделки не разглашаются, однако Privy продолжит работу как независимый продукт внутри экосистемы Stripe. С апреля 2022 года проект привлёк $41,3 млн инвестиций от фондов, включая Paradigm, Coinbase Ventures и Sequoia Capital. Во время последнего раунда финансирования в марте 2025 года на $15 млн Privy была оценена в $230 млн. NFT-платформа OpenSea использует Privy для того, чтобы пользователи могли приобретать NFT напрямую, без необходимости вручную создавать кошельки через сторонние сервисы (например, MetaMask или Coinbase Wallet). Программа автоматически создает кошелёк от имени клиента и привязывает его к учётной записи. По состоянию на январь 2025 года Privy обслуживала более 75 млн аккаунтов и работала с 1 тыс. команд разработчиков. Среди клиентов — DeFi-платформа Hyperliquid, ресторанный сервис Blackbird и платёжный стартап Toku. В феврале Stripe также приобрела платформу для стейблкоин-платежей Bridge за $1,1 млрд.
216 централизованных игроков владеют 31% предложения BTC. Речь идёт о шести категориях: централизованные биржи (CEX), ETF-фонды, публичные и частные компании, DeFi-контракты и государственные структуры. За последние 10 лет объём BTC у этих участников вырос в 10 раз — с 600 тыс. BTC до 6,1 млн BTC (около $657 млрд). На долю бирж приходится 3 млн BTC ($322 млрд), ETF-фондов — 1,3 млн BTC ($143 млрд). В пяти из шести категорий три крупнейших участника контролируют от 65% до 90% объёма активов. Согласно совместному отчёту Gemini и Glassnode, через CEX и ETF проходит 75% объёмов транзакций в сети Bitcoin. Аналитики отмечают, что рост централизации снижает волатильность и способствует повышенному интересу со стороны институциональных инвесторов. В отчёте также подчёркивается влияние обсуждений о возможных BTC-резервах правительства США. После этих заявлений публичные и частные компании начали накапливать более 20 тыс. BTC ежемесячно — это крупнейшие притоки с 2021 года.
Крупнейшие американские банки разрабатывают стейблкоины. CEO US Bancorp Гунджан Кедия признала, что криптопроект банка, запущенный в 2021 году, провалился из-за неопределённости регулирования, но подчеркнула, что интерес к данной услуге возрос. По её словам, банк располагает рядом пилотных решений и может предоставлять инфраструктуру и кастодиальные услуги для стейблкоинов. Глава Bank of America Брайан Мойнихэн подтвердил, что его банк ведёт разработку стейблкоина как самостоятельно, так и в партнёрстве с другими игроками отрасли. Оба банка ориентируются на законопроект GENIUS Act, регулирующий выпуск стейблкоинов. Мойнихэн подчеркнул, что принятие закона прояснит коммерческую целесообразность продукта. Сенат уже одобрил выдвижение инициативы на голосование, которое может состояться 16 июня.
SEC отозвала более десятка предложенных во время администрации Байдена крипто-правил. Отозванные правила были представлены с марта 2022 года по ноябрь 2023-го, при бывшем председателе Гэри Генслере. Они предусматривали ужесточение крипторегулирования, включая положения, слабо применимые к специфике отрасли. SEC отозвала правило 3b-16, которое предлагало включить DeFi-протоколы в определение «бирж» и ужесточить стандарты хранения криптовалют. В случае его принятия многие децентрализованные протоколы могли бы подпасть под определение бирж ценных бумаг. Комиссия также отменила правило, обязывавшее институциональных участников хранить криптовалюту клиентов у «квалифицированных кастодианов», требованиям которых большинство криптобирж не соответствуют. Среди других отменённых инициатив — предложения по управлению рисками, кибербезопасности и отчётности для инвестиционных консультантов и фондов.
Для криптовалют не будет поблажек, несмотря на позицию администрации Трампа. Кэролайн Фам, и.о. председателя CFTC, заявила, что лёгкого пути для регулирования не существует. Она добавила, что курс агентства на инновации и рост не означает отсутствие наказаний. Фам отметила, что рада прекращению принудительного регулирования криптовалют со стороны CFTC — это позволило сосредоточиться на поимке мошенников. По её словам, цифровые активы должны быть интегрированы в повседневную жизнь, чтобы их нельзя было просто запретить. Ранее суд штата Массачусетс обязал руководителей My Big Coin (MBC), Марка Джиллеспи и Джона Роша, выплатить CFTC $25,8 млн — из них $19,3 млн составил штраф, а $6,4 млн подлежат возврату инвесторам. Им также запрещено осуществлять деятельность в юрисдикции CFTC. В 2014–2017 годах они обманули 28 инвесторов более чем на $6 млн, утверждая, что MBC обеспечен золотом. На деле же мошенники переводили средства на личные счета и покупали предметы роскоши.
Гонконг разрабатывает криптовалютный инструмент для отслеживания отмывания средств. Таможенная служба Гонконга сотрудничает с Университетом Гонконга. Совместно они провели семинар с представителями правоохранительных органов Китая, Индии, Ирана, Новой Зеландии, Таиланда и Сингапура. Помощник комиссара Марио Вонг Хо-Инь отметил, что департамент расширяет сотрудничество с учёными, финансовыми институтами и компаниями, работающими с виртуальными активами. Однако он отказался раскрывать подробности. С 2021 года по май 2025 года в Гонконге зафиксировано 39 крупных случаев отмывания денег, из которых 7 были связаны с криптовалютами на сумму 9 млрд гонконгских долларов ($1,1 млрд). В частности, в апреле 2024 года были арестованы три человека по делу о тысяче транзакций на сумму 1,8 млрд гонконгских долларов ($230 млн). Они были связаны с пятью компаниями и 18 банками.




Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
