В июле традиционно смотрим, как живут публичные застройщики. Полугодовые операционные отчеты уже опубликовали ЛСР, Эталон, Glorax, АПРИ, Джи-Групп – и это хороший срез того, как отрасль проходит непростые времена.
Важно понимать, что сейчас сравнение идет с одним из самых аномальных периодов отрасли последних лет —первым полугодием 2024 года, когда рынок перегрелся на фоне окончания льготной ипотеки. Программы начали сворачиваться, и покупатели массово выходили на сделку, фиксируя условия, «запрыгивая в последний вагон». Это привело к всплеску продаж, который теперь формирует высокую базу для сравнения. Поэтому даже умеренное снижение сейчас — не тревожный сигнал, а скорее нормализация.
В таких условиях особенно показательно, кто и как адаптируется к новой реальности. Кто-то делает ставку на географическую диверсификацию, кто-то пытается удерживать продажи за счет скидок и маркетинговых акций, а кто-то перестраивает продуктовый портфель.
Glorax, к примеру, нарастил продажи, но здесь нужно делать поправку: компания начинала с очень низкой базы, поэтому рост в ее случае — пока нельзя расценивать как свидетельство системной устойчивости. Сравнивать их с более зрелыми игроками, вроде Эталона или ЛСР, — некорректно.
Из группы компаний, которая раскрыла показатели за первое полугодие, особенно интересно смотрится отчет Эталона. Да, общие продажи снизились на 23% год к году в метрах и на 21% год к году в рублях.Но важно — куда сместился их фокус. Компания пересобирает свой продукт: продажи в премиальном сегменте выросли на 52% год к году в метрах и на 50% год к году — в деньгах. При этом российский рынок премиум-сегмента в целом вырос только на 23%.
Средняя цена квадратного метра по группе составила 210 тыс. руб., при этом в жилой недвижимости — уже 300 тыс. руб. (+11% год к году).

Во 2 квартале 2025 года эффект смещения в сторону премиум-продукта особенно заметен – средняя цена реализации выросла до 239 тыс. руб./кв. м, что на 25% выше по сравнению с 1 кварталом. Такой рост связан не только с ценовой политикой, но и с изменением структуры продаж — доля бизнес и премиум-сегмента выросла с 29% до 33%.

Показательно, что Питер дал компании прирост выручки: +16% по сравнению с первым полугодием прошлого года.На сегмент премиума сохраняется устойчивый спрос. И в случае с премиумом ипотека — уже не ключевой фактор. Даже с долей ипотечных сделок в 44% (против 26% в первом квартале) застройщик чувствует себя уверенно, учитывая текущую конъюнктуру рынка.

Что мы видим в итоге? Девелоперы перестраиваются. Одни расширяют присутствие в регионах, надеясь на менее насыщенную конкуренцию и локальный спрос, другие растят премиальный сегмент, который всегда остается актуален.
Если текущий тренд на снижение ключевой ставки сохранится, можно ожидать постепенное оживление и в массовом сегменте. Но на горизонте ближайших кварталов именно премиум выглядит как наиболее защищенная ниша.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
