В феврале 2024 г. Калужский ликеро-водочный завод Кристалл провел IPO. С тех пор в российской экономике произошло много разных событий, одно из которых — серьезные колебания ключевой ставки. Председатель совета директоров и владелец компании Павел Победкин в эксклюзивном интервью БКС Экспресс рассказал, как работать на рынке в эпоху высоких ставок и о трансформации потребления алкоголя в России.
— Потребление алкоголя в РФ в последние годы падает. Как ваша компания подстраивается к этому тренду?
— Я бы не сказал, что потребление алкоголя падает. Мне кажется, оно скорее трансформируется, потому что люди, которые пережили ковидные вечера и самоизоляцию, сейчас приходят к тому, что просто употреблять в тишине однокомпонентные напитки — крайне некомфортно и болезненно.
Смещение рынка идет в сторону напитков «сложносочиненных», тех, которые раньше на территории России не продавались. Этот рынок сейчас растет весь. Поэтому корректнее сказать так: популярность водки действительно снижается, но увеличивается спрос на другие продукты.
Что касается нашего бизнеса, мы привлекали деньги на IPO как раз для того, чтобы развивать линейку продуктов, которые в России никогда исторически не производились. Либо даже выпускать то, что никогда до этого не производилось в мире. Собственно, благодаря IPO и инвестициям в производство, которое удалось вырастить в десятки раз, на сегодняшний день мы имеем возможность делать то, что недоступно другим производителям.
Например, запустили газированный соджу — его никто до нас в мире еще не выпускал. Это абсолютно новый напиток. Мы установили все оборудование по газации, газировальную линию и смогли соединить газированный напиток с исходно корейским сырьем, подобного никогда в самой Корее в принципе не было. А сейчас у нас это самый успешный продукт нынешнего лета.
— Каковы цели и задачи бизнеса на ближайшие годы?
— Мои цели и задачи — реализовать ту стратегию развития, которую я презентовал инвесторам. Вот это глобальная задача. Да, рынок в I квартале 2025 г. действительно показал колоссальный спад. Мы ощутили это в полной мере в падении выручки, объемов и т.д. Но сейчас мы уже воскресли.
Показатели II квартала выше по сравнению с аналогичным периодом 2024 г., и динамика роста очень высокая. Это означает, что III квартал точно будет не меньше, IV квартал тоже. Поэтому задача — та же, что была отражена в нашем изначальном проспекте: увеличивать выручку и выполнять обещания, которые были даны инвесторам.
Не менее важной стратегической задачей для нас остается снижение долга. По состоянию на 30 июня 2025 г. долговая нагрузка компании составляла чуть меньше 2 млрд руб. с учетом лизинга. К концу года мы погасим около 150 млн. Нынешнее соотношение Чистый долг/EBITDA — 3,7. Это пока не самый оптимальный показатель, но мы продолжаем процесс наращивания EBITDA и снижения долга.
— Как долгий цикл высоких ставок в экономике повлиял на ваш бизнес?
— Производство у нас уже растет при учете высоких ставок. Однако, заканчивая 2024-й финансовый год, мы, конечно, не рассчитывали, что ставка ЦБ столь кардинально изменится. Поэтому мы закладывали максимально высокие ставки, я бы сказал, консервативный сценарий — свыше 30% — в нашу финансовую модель. Другое дело, что когда ты работаешь с интересными напитками и предлагаешь рынку то, чего никто другой предложить не может, у тебя есть поле для деятельности. И ты можешь закладывать те высокие ставки, которые преподнес наш финансовый регулятор. Сейчас, конечно, у нас только радость от того, что ставки снижаются.
— Какого подхода к долговой политике вы придерживаетесь?
— Мы внимательно следим за уровнем долговой нагрузки. Один из индикаторов — поддержание умеренного отношения Чистый долг/EBITDA, который сейчас чуть выше 3. Но наш целевой ориентир — выйти к концу года на уровень в пределах 2,5 и дальше удерживаться в этом диапазоне.
Также, конечно, важно поддерживать адекватное покрытие процентных расходов. Это для многих компаний сейчас больная тема. У нас есть действующий кредитный рейтинг от НКР на уровне ВВ-, он отражает приемлемый уровень долговой нагрузки и хорошее покрытие текущих обязательств ликвидными активами.
Что еще важно — поддержание высокого уровня коэффициента автономии, то есть доли капитала в пассивах. Капитал у нас стабильно выше 30% от валюты баланса, что обеспечивает комфортный уровень капитального покрытия долговой нагрузки и повышает финансовую устойчивость. И, конечно, диверсификация долга. С этой целью мы и выпускали облигации, снижая зависимость от банковского финансирования. Это позволило также удлинить срочность фондирования и снизить зависимость от отдельных крупных кредиторов.
— Многие компании активно применяют в производстве искусственный интеллект (ИИ) или новые технологии. Как вы к этому относитесь?
— Мы очень активно используем ИИ: это дает возможность быстрой реализации дизайнерских мыслей. Крайне интересная штука, потому что дизайн — история затратная и долгосрочная. Любой дизайн-макет рождается долгое время. А искусственный интеллект помогает быстро создать картинку и оценить идею сразу. Дело в том, что я выступаю в нашей компании в роли творца, и мне очень важно увидеть реализацию идеи на экране компьютера в максимально короткие сроки. И здесь, конечно, ИИ очень помогает.
— А если брать производство, возможно, у вас появилось какое-то уникальное оборудование?
— Такого нет. Мы сейчас работаем на новом оборудовании — уже закупленном, но достаточно понятном и известном. Здесь какого-то ноу-хау нет. Есть большая команда людей с творческой жилкой. Они берут идеи, которые я им излагаю, и реализуют их. Плюс, конечно, мы с интересом смотрим на международный рынок, путешествуем в разные страны и оттуда привозим необычные напитки, которые любопытно разобрать на молекулы. Понять, какие в них плюсы и минусы, насколько они имеют потенциал роста. А дальше посмотреть, насколько это можно реализовать в России.
— С момента выхода Кристалла на IPO прошло больше года. Что за это время изменилось в бизнесе и как это повлияло на корпоративное управление?
— Однозначно выросла команда специалистов, появилось больше контроля. То есть все, что в рамках корпоративного управления мы декларировали, на сегодняшний день удается реализовать. Также у нас выросла роль совета директоров и коллегиальных органов по управлению рисками и процессами. Публичность подтолкнула нас к улучшению корпоративного управления. Это не только защищает интересы миноритариев и других инвесторов, например, в наш облигационный долг, но и совершенно точно изменило отношение — и мое, и менеджмента — к управленческим решениям и рискам. Если бы не выход на биржу, рано или поздно большинство этих новаций мы все равно внедрили бы, но IPO стало таким триггером.
Кроме того, за это время мы трансформировали производство, многократно его увеличив. Пока еще не до конца все ввели в эксплуатацию, но усиленно работаем над этим. Я полагаю, что до конца года все основные мощности будут запущены.
Плюс расширили наши складские возможности. Мы купили уже готовый логистический комплекс, под лицензирование, и параллельно собираемся в IV квартале достроить (но уже не в том масштабе, в котором планировали изначально) еще один комплекс — намного меньше, с меньшими инвестициями.
— В последние годы на фондовом рынке сохраняется повышенная волатильность. Вы не жалеете, что провели размещение в такое непростое время?
— Я человек энергичный, ни о чем не жалею. Считаю, все, что ни делается — это в конечном счете твой жизненный опыт. А в нашей ситуации вообще безоговорочно: если бы мы этого не сделали, то не были бы сейчас впереди всей отрасли по ряду показателей, в том числе со своей производственно-технической базой и с возможностью реализовывать огромное количество номенклатурных позиций.
Планируем до конца года запустить еще порядка 30–40 новых позиций. Вы представляете, какой это объем? Это все разные вкусы, разные емкости, трубопроводы, линии и т.д. Сейчас у нас есть технологическая база для реализации всех этих замыслов.
— Стоит ли ждать, что после снижения Банком России ключевой ставки большее количество компаний пойдет на IPO?
— Наверняка да, потому что сейчас есть отложенный спрос, и множество людей, в том числе воодушевленных нашим опытом, понимают, что можно и нужно достигать своих целей. Я думаю, мы увидим большое количество выходов на IPO уже в конце 2025 г.
— Что бы вы посоветовали компаниям, которые собираются на IPO?
— В первую очередь — нужно понять, для чего это делается. Я четко понимал свою цель, точку входа и точку выхода. Есть разные факторы, которые важно учитывать. Кредитная политика государства. Или акцизная политика, которая бьет по нам и смещает, корректирует, притормаживает наши планы. Все это объективно есть. Но это жизнь.
И тем не менее я считаю: если люди понимают свою цель и для этой цели им необходим такой инструмент, как IPO, его можно и нужно использовать. Нет ничего невозможного.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
