Крупнейший в мире производитель нефти был вынужден брать кредиты, чтобы выплатить дивиденды.
Первичное размещение акций часто бывает экстравагантным. Но даже по своим гиперболическим стандартам, когда банкиры отчаянно нагнетали интерес, королевская семья Саудовской Аравии пошла на большее, когда продавала акции нефтяного гиганта Aramco (TADAWUL: 2222). Но тогда это не сработало – и не сработает сейчас.
Накануне IPO 2019 года один из самых высокопоставленных саудовских королей предупредил, что «те, кто не подписался» на листинг, будут «грызть свой большой палец» от сожаления. Оценка в $2 трлн, к которой стремились саудовцы, будет реализована через «несколько месяцев». Послание: покупайте сейчас или пропустите возможность.
Уолл-стрит не купилась на это, но и не прогадала. За последние 5,5 лет акции Aramco показали результаты хуже, чем все остальные аналогичные компании. Теперь нефтедобытчик берёт на себя долговые обязательства, чтобы покрыть свои дивиденды; его акции упали до пятилетнего минимума, а их объём снижается, что свидетельствует о том, что местные и иностранные инвесторы избегают акций компании.
По данным Bloomberg, общая доходность, включая реинвестированные дивиденды, Aramco с момента IPO составила всего 16%, что является худшим показателем среди крупнейших компаний мира. Даже находящаяся под санкциями российская нефтяная компания ПАО «Роснефть (MCX:ROSN)» добилась лучших результатов. Exxon Mobil Corp (NYSE:XOM)., Chevron Corp (NYSE:CVX). и Shell Plc обеспечили общую доходность более 50%.
Saudi Aramco (TADAWUL:2222) отстаёт от своих конкурентов
С момента выхода на IPO саудовский нефтяной гигант не смог превзойти другие ведущие международные и национальные нефтяные компании, даже с учётом высоких дивидендных выплат.
Примечание: на основе общей доходности, включая реинвестированные дивиденды в акции, нарастающим итогом с 10 декабря 2019 года
Проблемы усугубляются тем, что глобальные инвесторы считают, что у Aramco нет плана по оживлению своих акций. Послушав последние конференц-звонки с акционерами, может сложиться впечатление, что компания считает, будто она справляется со своей работой.
«Мы считаем, что предлагаем очень привлекательное инвестиционное предложение», – заявил финансовый директор Зиад аль-Муршед инвесторам в начале этого месяца. Это довольно смелое заявление, учитывая, что цена акций находится на самом низком уровне с марта 2020 года, когда Covid-19 отправил нефть марки Brent к отметке $20. При этом, когда Bloomberg обратился в Aramco, чтобы обсудить ситуацию, компания попросила прислать список вопросов; после того как журналисты его отправили, она заявила, что не желает давать комментарии.
За первые 6 месяцев 2025 года свободный денежный поток Aramco составил $34,4 млрд, что недостаточно для выплаты дивидендов в размере $42,7 млрд за тот же период. Чтобы восполнить этот пробел, компания продала облигации, что она может сделать с лёгкостью благодаря низкому уровню кредитного плеча. Саудовскому государству принадлежит около 97% акций компании, поэтому оно является крупнейшим бенефициаром дивидендов.
Примечательно, что Aramco, которая утверждает, что является самым низкозатратным производителем нефти в мире, не смогла покрыть свои дивиденды даже после того, как с января по июнь средняя цена на нефть марки Brent превышала $70 за баррель, что вряд ли можно назвать низкой ценой по любым историческим нормам. Можно только представить, какие проблемы возникнут, если цены на нефть упадут ещё больше. До сих пор во второй половине года Brent стоила в среднем $69 за баррель. Конечно, сейчас Aramco добывает больше нефти, что компенсирует некоторую слабость цен, но всё же трудно представить себе путь к росту её акций.
Чтобы процветать, Aramco нужны более высокие цены на нефть – и более высокий уровень добычи. Кроме того, ей необходимо сократить операционные расходы. В то время как такие компании, как Shell и Chevron, объявили о затягивании поясов, сокращая тысячи сотрудников, Aramco наращивает накладные расходы. 10 лет назад в компании работало около 65000 человек, сегодня, согласно годовым отчётам, их число выросло до 75000. Расходы компании на новые проекты также огромны, особенно если учесть, что она отказалась от планов по увеличению максимальной производственной мощности в ближайшие несколько лет.
Проблема с саудовским нефтяным гигантом всегда заключалась в его оценке. С тех пор как наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман в 2016 году заявил, что Aramco стоит $2 трлн, он намерен доказать, что скептики ошибаются. Хотя её рыночная стоимость достигла пика в $2,42 трлн, когда цены на нефть взлетели вскоре после начала конфликта между Россией и Украиной, сейчас она составляет всего около $1,5 трлн – огромная сумма по любым стандартам, но все же на четверть меньше той, которую королевство первоначально хотело получить.
Саудовская компания Aramco получает оценку «большой палец вниз»
После проведения IPO в 2019 году саудовский нефтяной гигант с трудом привлекает иностранных инвесторов, которых отпугивает высокая оценка, которой добивается королевство.
Инвесторы, участвовавшие в прошлогоднем вторичном размещении акций, покупали их по цене 27,5 риала за акцию и сегодня несут потери по бумагам более чем на 12%. По каким бы показателям ни оценивали саудовскую нефтяную компанию, она предлагает более выгодные условия для кредитных инвестиций – через свои облигации, в частности 10- и 30-летние бумаги, – чем для инвестиций в акционерный капитал.
К настоящему времени инвесторы усвоили этот урок: в будущем королевство, скорее всего, будет испытывать трудности с продажей акций. Это стало бы большой неудачей для королевской семьи. Перед IPO Эр-Рияд говорил о возможности продажи небольших долей Aramco каждые несколько лет для привлечения средств. Теперь же королевству придётся довольствоваться продажей долгов.
Акции Saudi Aramco падают на фоне долгов, низких цен на нефть и плохих показателей
В этом году стоимость акций крупнейшей в мире нефтяной компании Saudi Aramco упала на 14%, что стало худшим показателем среди мировых нефтяных гигантов, сообщило полмесяца назад агентство Bloomberg.
Котировки акций всех крупнейших нефтяных компаний мира упали в начале этого года, но затем в июне восстановились до прежних уровней на фоне войны Израиля с Ираном.
Однако цена акций Aramco продолжала падать, демонстрируя худшие показатели по сравнению с общим фондовым рынком Саудовской Аравии, и достигла таких низких уровней, которые наблюдались только во время глобального экономического спада, вызванного коронавирусом в 2020 году.
«У инвесторов есть целый ряд опасений – сокращение дивидендов, надвигающийся глобальный избыток нефти, отсутствие долгосрочного роста по сравнению с конкурентами, – которые говорят о том, что статус Aramco как жемчужины среди государственных нефтяных компаний всё больше снижается», – пишет Bloomberg.
«Национальные нефтяные компании обычно торгуются с дисконтом к западным интегрированным нефтяным компаниям, но Aramco стала исключением», – говорит Аллен Гуд, стратег из Morningstar Investment Services. «Рынок, возможно, сбрасывает оценку ниже, чтобы привести её в соответствие с аналогичными показателями национальных нефтяных компаний».
Bloomberg отмечает, что Aramco потеряла более $800 млрд рыночной стоимости со своего пика в $2,4 трлн в 2022 году.
Однако Aramco по-прежнему остаётся самой дорогой нефтяной компанией в мире, её стоимость оценивается в $1,55 трлн. Она продолжает выплачивать самые высокие дивиденды в отрасли.
Правительство Саудовской Аравии и его фонд национального благосостояния владеют 98% акций компании, а оставшиеся 2% акций торгуются на открытых рынках.
Компания по-прежнему контролирует крупнейшие запасы нефти и добывает её по цене менее $12 за баррель, что гораздо ниже средней стоимости нефти, добываемой крупными западными компаниями, которая составляет $28 за баррель.
В этом году цены на нефть были особенно волатильными. Достигнув в январе отметки более $80 за баррель, в мае цены упали ниже $60 после увеличения добычи странами ОПЕК+ в связи с инаугурацией президента США Трампа.
В июне на фоне войны Израиля с Ираном цены на нефть вернулись к отметке $80 за баррель, а затем снова упали до $70.
«Для Aramco снижение цен на нефть компенсирует рост объёмов сырой нефти», – говорит Хаснейн Малик, руководитель отдела стратегических исследований акций в дубайской брокерской компании Tellimer.
Ожидается, что прибыль за II квартал будет на 20% меньше, чем за тот же период год назад, и что дивидендные выплаты Aramco в этом году снизятся до $85 млрд по сравнению с $124 млрд в прошлом году.
«Возможно, для того чтобы базовая выплата приносила конкурентоспособную прибыль, потребуется снизить оценку», – говорит Гуд из Morningstar.
По оценкам Международного валютного фонда (МВФ), чтобы сбалансировать свой госбюджет, Саудовской Аравии необходима цена в $92 за баррель. Если цена не восстановится, власти Саудовской Аравии могут быть вынуждены продать дополнительные акции для привлечения денежных средств, что может привести к дальнейшему падению стоимости акций компании.
«Потенциальный избыток в связи с будущими продажами акций» может иметь такое же значение для будущей цены акций Aramco, как изменения цен на нефть и дивиденды, считает Варун Лайджавалла, управляющий портфелем акций развивающихся рынков в лондонской компании Ninety One.
Бюджет Саудовской Аравии увеличился в рамках программы экономического развития «Видение 2030».
В ноябре министр финансов Мухаммед аль-Джадан объявил, что расходы на инициативы госплана «Видение 2030», направленные на модернизацию и диверсификацию саудовской экономики, с момента их запуска выросли на 33,8% в год.
Мнение:
Инвестиционно - продажа в долгую.
Ближайшей среднесрочной целью 2222 выступает 5,5-ти летний перелоу на уровне 22,31 SAR (-175 пунктов).
Наиболее оптимальным выглядит сценарий продажи возможной коррекции к июльскому экстремуму после отскока цены от 25 SAR вниз.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
