Химический комплекс занимает третье место в товарной структуре экспорта Российской Федерации. В структуре экспорта продукции химической промышленности доля удобрений составляет примерно 45%. На долю смешанных минеральных или химических удобрений (содержащих два или три питательных элемента: азот, фосфор и калий) приходится 40% отгрузок, азотные удобрения занимают 35%, калийные – 25%.
До 2022 года основными странами-импортерами российских удобрений были Бразилия (21%), США и Китай (по 9%), Эстония (6%), Индия (5%), Польша (3%), Латвия и Румыния (по 2%), причем, по официальным данным Росстата, в 2021 году по отношению к предыдущему году экспорт калийных удобрений подскочил сразу на 24% с 9,5 млн до 11,9 млн тонн, а в денежном выражении рост составил 87% (с 1,8 млрд до 3,3 млрд долларов США). Экспорт азотных удобрений в натуральном выражении увеличился на 5% (с 13,7 млн тонн до 14,5 млн тонн), а в денежном выражении рост составил 80% (с 2,5 млрд до 4,5 млрд долларов США).
Похожая динамика наблюдалась и с экспортом смешанных удобрений, где рост в натуральном выражении составил 3% (с 10,8 млн тонн до 11,1 млн тонн), а в денежном – на 72% (с 2,7 млрд до 4,7 млрд долларов США). К 2024 году, по данным Российской ассоциации производителей удобрений, объем производства минеральных удобрений в России составил 63,2 млн тонн, что обеспечило долю России в общем объеме мирового производства удобрений на уровне 14%.
С 1 июля 2025 года вступили в силу новые решения Совета Европейского Союза (ЕС), согласно которым вводятся в действие очередные санкционные меры, предполагающие значительное увеличение таможенных сборов на ввоз в ЕС сельскохозяйственных товаров и удобрений российского и белорусского происхождения. Решение затрагивает свыше 145 категорий товаров, включая продукцию животноводства, молочные изделия, мясо, жиры, растительные масла (в том числе пальмовое), живые растения и кофе, с применением дополнительной пошлины в размере 50%.
В отношении удобрений предусмотрен поэтапный трехлетний механизм повышения сборов. На начальном этапе с 01.07.2025 пошлины на удобрения повышены до 6,5% и установлены дополнительные сборы в размере 40-45 евро за тонну. Европейская комиссия также оставила за собой право введения максимальных ограничительных пошлин в случае достижения импортом предельно допустимых объемов (более 2,7 млн тонн в 2025-2026 гг., более 1,8 млн тонн в 2026-2027 гг., более 0,9 млн тонн в 2027-2028 гг.). Введение данных мер объяснялось направленностью на строгий контроль импорта и защиту интересов европейских сельхозпроизводителей.
Однако ведение пошлин ЕС на российские удобрения уже привело к росту мировых цен на эту продукцию. Например, с мая по июль 2025 года по данным Всемирного банка средние цены на карбамид выросли на 27% до 496 долл. США за тонну. Карбамид является одним из самых востребованных и универсальных удобрений азотного типа. Сфера его применения охватывает подкормку широкого спектра растений: от зерновых и масличных культур до кукурузы, овощей и корнеплодов. Аграрии применяют его в качестве основной заправки грунта, для подкормок в период вегетации и для внекорневого опрыскивания.
Удорожание напрямую сказывается на себестоимости сельхозпродукции, так как удобрения составляют существенную часть расходов фермеров. Учитывая, что, например, цены на пшеницу уже находятся на пятилетнем минимуме, фермеры столкнутся с серьезным давлением на рентабельность. Европейский агропром сильно зависел от российских поставок дешевых удобрений. Пошлина, введенная как защитная мера, ударила по этим критически важным импортным цепочкам. Это может привести к росту потребительских цен на продукты питания в ЕС на 10-15% в среднесрочной перспективе.
Украина наращивает экспорт агропродукции в ЕС, где часто конкурирует за счет более низких цен. Это стало возможным благодаря "коридорам солидарности", хотя их пропускная способность ограничена, а логистические затраты высоки.
Демпинговый экспорт вызывает недовольство местных фермеров, особенно в странах Восточной Европы. ЕС пытается балансировать: с одной стороны, помогая Украине с экспортом, а с другой – защищая своих внутренних производителей ограничительными мерами. Ожидать, что украинский демпинг решит проблему роста цен внутри ЕС не приходится. Скорее он усугубляет положение местных фермеров, ведь дешевая украинская продукция будет сдерживать рост розничных цен на полках супермаркетов. Ритейлеры будут закупать ее, чтобы предлагать покупателям более доступные альтернативы. Однако для местных производителей это означает ужесточение конкуренции и потерю рынков сбыта.
Прямого развала собственного АПК в ЕС не предвидится благодаря его мощи, развитой системе поддержки и политической воле, однако отрасль переживает серьезный структурный кризис, характеризующийся падением рентабельности, социальными протестами и перестройкой логистических цепочек. Успех будет зависеть от способности ЕС управлять этим переходным периодом, поддерживая своих производителей и находя баланс между защитой внутреннего рынка и выполнением обязательств перед Украиной. ЕС сознательно идет на краткосрочные экономические издержки и риски для фермеров в рамках долгосрочной геополитической стратегии ослабления России и укрепления собственной продовольственной безопасности.
Введенные против российских удобрений пошлины, по иронии судьбы, больнее всего ударили по самим европейским производителям, обнажив их уязвимость и зависимость от глобальных цепочек поставок.
Автор - Светлана Ильяшенко, доцент Базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г. В. Плеханова
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
