Главное из обзора
Финансовые результаты за первое полугодие 2025 года оказались слабыми.
Рост бизнеса планируется за счет новой линейки продуктов, расширение клиентской базы и экспансии на новые рынки.
Основные риски: высокая конкуренция и сокращение IT-бюджетов заказчиков.
Дивидендная доходность, на наш взгляд, не ключевой фактор при оценке IT-компании.
Рекомендация — «держать», целевая цена — 145 ₽.
Покупку акций на текущих уровнях не рекомендуем.
IVA Technologies — один из ведущих российских разработчиков ПО для корпоративных коммуникаций. Компания предлагает корпоративным клиентам 16 полноценных решений для связи. Основные продукты компании позволяют заменить ПО от иностранных игроков: Cisco, Webex, Avaya и других.
Рынок корпоративных коммуникаций в России: тренды и конкуренция
Согласно отраслевому отчету J’son & Partners Consulting, в 2024 году рынок корпоративных коммуникаций (с учетом продаж оборудования) должен был вырасти на 22% г/г, до 99 млрд рублей, в 2025-м — еще на 21% г/г. Однако мы полагаем, что темпы роста будут слабее с учетом сложных макроэкономических условий.

Отметим, что доля иностранных решений в сегменте корпоративных коммуникаций намного выше, чем на других рынках ПО и IT-услуг. Так, по оценке J’son & Partners Consulting, доля российских разработчиков в 2023 году составила 45%, остальные же 55% рынка по-прежнему занимали решения Zoom, Avaya, Cisco, Microsoft, Oracle, IBM.
По нашей оценке, из-за высоких процентных ставок и возможного возвращения иностранных игроков рынок российских решений в сфере корпоративных коммуникаций в 2028 году будет на 45% меньше, чем прогнозируют J’son & Partners Consulting в базовом сценарии.

Подчеркнем, что полноценное возвращение иностранных игроков все еще под большим вопросом. Вопрос конкуренции со стороны решений, закупаемых на сером рынке, и продуктов других российских компаний остается актуальным при оценке перспектив IVA Technologies.
Позиционирование IVA Technologies и доля на рынке
Доля IVA Technologies на рынке корпоративных коммуникаций в России составляет около 7%. Компания является лидером в сегменте ВКС (видео-конференц-связи) с долей 24% по итогам 2023 года. В долгосрочной перспективе компания также планирует получить существенную долю вне рынка ВКС: 9—10% на рынке корпоративной телефонии, 5—6% на рынке корпоративного общения (мессенджеры) и до 10—12% на рынке почтовых решений.

Конкурентные преимущества компании: экосистема и безопасность
Основными конкурентными преимуществами компании являются:
Экосистемность. Продукты IVA Technologies можно применять самостоятельно в зависимости от потребностей покупателя. Однако после использования иностранного ПО клиенты заинтересованы в экосистемных решениях, интегрированных между собой и позволяющих сделать клиентский опыт наиболее простым и целостным.
Безопасность. Продукты компании разработаны без использования открытого исходного кода. Это отличает IVA Technologies от основных конкурентов. Она использует собственное техническое решение IVA Media Processor, которое применяется в большинстве продуктов экосистемы и обеспечивает безопасность и конфиденциальность данных клиентов.
Сейчас основная часть клиентов IVA Technologies — это компании из сегментов B2G+ (44%), B2G (24%) и B2B (28%). Компания обладает существенным потенциалом для расширения использования своих решений у имеющихся клиентов, а также планирует увеличить базу B2B-заказчиков. В долгосрочной перспективе IVA Technologies может выпустить ПО и для сегмента B2C. К 2028 году компания ставит амбициозную цель увеличить количество клиентов с текущих 562 заказчиков до 30 тысяч.
IVA Technologies уже сейчас работает не только на российском рынке, но и в нескольких зарубежных странах, а также планирует дальнейшую международную экспансию. В долгосрочной перспективе доля выручки, полученной за рубежом, может составить до 20% от общей выручки IVA Technologies.
Финансовые итоги первого полугодия 2025 года: выручка, рентабельность, чистая прибыль
По итогам первого полугодия выручка компании показала околонулевую динамику и составила 1 млрд рублей. Такие темпы роста соответствуют общей картине российского ИТ-рынка. Это связано со сложной макроэкономической конъюнктурой, в рамках которой потенциальные заказчики сокращают текущие расходы на ИТ.

Мы также полагаем, что IVA может испытывать давление со стороны конкурентов. На российском рынке довольно много решений в сегменте корпоративных коммуникаций, как от специализированных игроков, так и от крупных ИТ-компаний, включая МТС, Яндекс и VK. Тем не менее, по данным последнего исследования TelecomDaily, IVA остается лидером российского рынка видеоконференцсвязи.
Прошлой осенью менеджмент заявлял, что выручка может вырасти до 6—7 млрд рублей. Это предполагает рост на 80—110% по итогам 2025 года. С учетом последних результатов компании и текущих макроэкономических условий мы считаем достижение таких уровней нереалистичным.
По итогам года мы прогнозируем выручку IVA, близкую к отметке 4 млрд рублей, что соответствует росту на 13,8%.

Из-за сезонности большая часть выручки российских провайдеров ПО и ИТ-услуг приходится на вторую половину года, тогда как расходы планомерно распределены по кварталам.

По итогам первого полугодия компания показала незначительное ухудшение рентабельности по EBITDA — до 61,6%. Главной причиной стало давление со стороны расходов на персонал.

Несмотря на сложные внешние условия, IVA продолжает активно инвестировать в портфель существующих и новых продуктов — в дальнейшем это должно стать драйвером роста и поддержать конкурентное преимущество бизнеса.
Капитальные затраты по итогам первого полугодия 2025-го выросли до 973 млн рублей, рост на 75%. Пресса также сообщала о намерениях компании в будущем вложить 0,5 млрд рублей в разработку собственных ИИ-продуктов.
Инвестиционная активность компании оказала дополнительное влияние на рентабельность по EBITDAC: показатель существенно снизился с положительных 12% годом ранее до отрицательных 29% по итогам первого полугодия 2025 года.
Мы ожидаем, что во втором полугодии компания продемонстрирует постепенное улучшение данного показателя, но из-за растущих расходов на персонал и маркетинговых затрат рентабельность по EBITDAC будет ниже уровня прошлого года.

Отметим, что у компании сохраняется низкий уровень долговой нагрузки. Соотношение чистого долга и EBITDA составило 0,27х на конец второго квартала 2025 года. Благодаря этому у IVA сохраняется довольно высокий уровень конверсии из EBITDA в чистую прибыль.

На что еще обратить внимание инвестору
Свободный денежный поток компании показал позитивную динамику, несмотря на слабые результаты основных финансовых показателей. Это связано в первую очередь с улучшением динамики оборотного капитала, но мы прогнозируем постепенное ослабление этого эффекта к концу года.
Согласно дивидендной политике, IVA Technologies планирует направлять на выплаты не менее 25% от скорректированной чистой прибыли при долговой нагрузке (чистый долг/EBITDA) ниже 2x.
В мае совет директоров компании рекомендовал выплатить дивиденды за 2024 год в размере 3 рубля на акцию, что эквивалентно доходности 2% к текущей цене. Однако на годовом общем собрании акционеров, которое прошло 30 июня, не удалось набрать необходимое количество голосов по вопросу распределения прибыли и выплаты дивидендов за 2024 год. Почти 88,69% голосов были признаны недействительными.
В июле IVA объявила о стратегическом сотрудничестве с компанией ООО «Технологические инвестиции ФТИ», в рамках которого последняя приобрела миноритарную долю в размере 1% в капитале IVA Technologies. Котировки довольно бурно отреагировали на данную новость, но мы считаем подобный рост неоправданным. Эффект от этого сотрудничества довольно сложно оценить и учесть в модели оценки эмитента.
Отмена IT льгот
Минфин рассматривает возможность повышения льготной ставки страховых взносов* для IT-компаний с 7,6 до 15%. При этом ведомство предлагает сохранить льготную ставку для доходов сверх предельной базы. В 2025-м эта база составляет 2,8 млн рублей и ежегодно индексируется.
Расходы на персонал являются основными затратами для IT-компаний. По нашим оценкам, эта статья расходов может достигать до 80% всех расходов российских провайдеров ПО и IT-услуг.
Текущий уровень предельной базы является довольно низким для крупных российских IT-компаний, поэтому мы прогнозируем, что большая часть фонда оплаты труда останется незатронутой. Тем не менее мы ожидаем негативного влияния на финансовые показатели российских IT-компаний.
Мы оценили возможный эффект от повышения страховых взносов на EBITDA и EBITDAC 2026 года. По нашим оценкам, эффект от таких нововведений для IVA может составить около 140 млн рублей, что эквивалентно 10% от EBITDAC, а давление на рентабельность составит около 2,5—3,0%. Компания планирует переложить эту статью расходов в стоимость услуг.
Драйверы роста IVA Technologies: клиенты, продукты, экспорт
Развитие продуктовой линейки. Ассортимент компании насчитывает уже 16 продуктов в сегменте корпоративных коммуникаций.
Недавно IVA представила свой новый продукт IVA Mail. IVA позиционирует IVA Mail как замену Microsoft Exchange. Компания планирует к 2028 году занять 20–25% рынка корпоративных почтовых серверов.
Расширение клиентской базы. Число заказчиков в течение 2024 года выросло на 16% г/г, до 623, а количество проданных лицензий — на 32% г/г, до 152 тысяч. Напомним, что ранее компания поставила цель увеличить количество клиентов до 30 тысяч к 2028 году.
Экспансия бизнеса. IVA Technologies продолжает расширять сеть стратегических партнерств и планирует существенно нарастить присутствие на зарубежных рынках, что должно способствовать дальнейшему росту выручки. Особое внимание компания обращает на страны Юго-Восточной Азии, Персидского залива и Африки. К 2026 году компания планирует расширить географию присутствия до пяти стран, а в среднесрочной перспективе — до 10 стран. При этом доля международных рынков в выручке может превысить 20%.

Стоит ли инвестировать в акции IVA Technologies
Выручка компании осталась на уровне прошлого года, а продолжающиеся инвестиции в продуктовый портфель привели к заметному ухудшению EBITDAC и NIC. При этом результаты за первое полугодие, на наш взгляд, нельзя считать основой для прогноза на весь год.
Компания оказалась под влиянием тех же трендов, что и весь российский рынок ПО и ИТ-услуг. Из-за высокой ключевой ставки темпы роста выручки и прогнозы существенно замедлились. В условиях ограниченного роста акцент сместился на эффективность, но не всем удалось быстро сократить расходы, что ударило по рентабельности.
Высокий уровень конкуренции среди российских провайдеров средств корпоративной коммуникации. Решения IVA Technologies конкурируют с продуктами таких игроков, как МТС, Сбер и Яндекс, у которых есть широкие возможности для финансирования и развития собственных решений, а главное — крупная база пользователей. Кроме того, основной конкурент компании — это разработчик TrueConf. Сейчас он находится в активной фазе инвестирования и масштабирования собственных решений.
Инвестиционная оценка: мультипликаторы, потенциал, рекомендации
В среднесрочной перспективе мы ожидаем консолидации рынка, поэтому до ее завершения мы крайне осторожно смотрим на таких игроков, как IVA Technologies. Полагаем, что компания продолжит наращивать клиентскую базу, так как все большее число B2G-заказчиков вынуждено переходить на защищенные локальные средства коммуникации. В этом сегменте IVA Technologies является неоспоримым лидером. Однако рост клиентской базы с 623 до 30 тысяч клиентов нам кажется слишком амбициозным даже с учетом планируемой международной экспансии.
Сейчас акции компании торгуются со следующими форвардными мультипликаторами, которые учитывают прогноз на 2025 год: EV/EBITDAC — на уровне 18,5х, а P/NIC — на уровне 25,9х. Это соответствует значениям выше медианных среди российских публичных провайдеров ПО.

Марьяна Лазаричева, аналитик Т-Инвестиций
«Мы сохраняем рекомендацию «держать» c целевой ценой 145 рублей за бумагу, не рекомендуем акции для покупки по текущим ценам.»
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
