В далеком 2020 году ЦБ выпустил документ «О концептуальных подходах к регулированию вопросов обеспечения прав владельцев облигаций» Документ уникальный тем, что публиковался до слушаний и содержит общее видение Регулятора без влияния других интересантов. Т.е. это квинтэссенция позиции ЦБ. Вот выжимка
Проблема
Реструктуризация облигаций в текущем регулировании часто не защищает миноритариев, даёт эмитенту слишком широкие возможности и позволяет недобросовестным компаниям:
🔹затягивать выплаты на неоправданно долгие сроки
🔹ухудшать экономические параметры займов для инвесторов (снижение NPV, замена выплат на отступное и т.п.)
🔹через «договорённости» с крупными держателями навязывать условия остальным (решения принимаются >75% голосов)
Совокупно это снижает доверие к корпоративным облигациям и повышает стоимость заимствований для эмитентов
Ключевые выводы ЦБ
Добросовестный эмитент использует её, чтобы избежать дефолта. Но практика показывает злоупотребления, ухудшающие положение инвесторов.
🔹Порог в 75% голосов — слабое место. Эмитенту достаточно договориться с мажоритариями, и решение автоматически распространяется на всех, включая миноритариев. Это создаёт риск навязывания условий.
🔹Инвесторы часто недостаточно информированы. К собранию владельцев облигаций (ОСВО) эмитенты не обязаны раскрывать: использование привлечённых средств, реальный план реструктуризации, независимую оценку её экономической целесообразности. ЦБ предлагает расширить перечень обязательных материалов
🔹Повторные реструктуризации не ограничены. Эмитент может реструктурировать долг несколько раз, внося существенные ухудшения условий. ЦБ предлагает вводить: ограничение на повторную реструктуризацию, если NPV уже снижали ≥20%, лимиты на максимальные сроки отсрочек
ЦБ предлагает
🔹Ужесточение порога голосования. Повышение с 75% до 90% в случаях, когда условия значительно ухудшаются: NPV падает >20% / регулярные купоны заменяются единовременной выплатой с отсрочкой >1 года / отсрочка выплат >2 лет
🔹Ограничения повторных реструктуризаций. Запрет повторной реструктуризации после существенного ухудшения условий (снижение NPV ≥20%)
🔹Введение процедуры «компромиссного соглашения» через суд. Суд утверждает единый план реструктуризации по всем обязательствам эмитента- аналог зарубежных моделей. Это предотвращает несправедливые условия для отдельных групп кредиторов
🔹Повышение качества корпоративного управления. Усиление ответственности членов совета директоров и менеджмента при нарушениях интересов владельцев облигаций
🔹Укрепление роли Представителя владельцев облигаций повышение компетентности / более чёткое регулирование взаимодействия с инвесторами / прозрачные правила оплаты и ответственности
🐾Кошачий взгляд: условие, что по выпуску нужно согласие 75% держателей-двояко: договорившись с держателями ¾ остаётся всего ничего. И мы скорее видим проблему, что если у выпуска нет крупных держателей (а в ВДО мало фондов) – договориться невозможно, т.к. банально не собрать / не найти держателей 3/4. Увеличение согласных до 90% будет неэффективным, т.к. на примере НИКИ крупный пакет был распределен на огромное число держателей. Если у инвестора 10-20 бумаг ему невыгодны вообще никакие действия ❗️ т.к. даже поход на почту не окупится. С другой стороны, обсуждаемое сейчас (2025 год) согласие 30% позволит после дефолта скупить эти 30% на бирже уже по бросовым ценам и обязать остальные 70% согласиться на невыгодные условия
В остальном (решение через суд, повышение роли представителя (ПВО), качество корп.управления) – полностью согласны. Когда мы пытались как-то помочь инвесторам в НИКА, мы столкнулись с полным безразличием ПВО, отсутствием вообще любого давления на эмитента, и очень сложными бюрократическими процедурами по коммуникациям и консолидированным действиям. Очень помогло бы единое место обсуждения (виртуальная переговорная), электронный учет каждого держателя и голосование по вопросам в электронном виде (без почты и пр.). Очень важны инструменты блокирования деятельности, т.к. дефолт никак не влияет на должника.
Пост в контекст вероятной реструктуризации Монополии, но рестракт будет еще по старым правилам. Всё будет понятно на следующей неделе. Если эмитент будет предпринимать попытки коммуникаций. Почему паника в Уральской стали? — вопрос открытый
👉 Реструктуризация Гарант-Инвест
👉 Грабительская реструктуризация Обувь России
В памяти также всплывает просто 🤬 бля**кая реструктуризация Фин-Авиа (ЮТ Эйр). Суды идут до сих пор, есть попытки оспорить легитимность принятых решений, но это очень долгий путь
Неплохие условия были в Мечеле, S7 (2009 год), вроде Аптеки 36 и 6. Но статистика упряма: до успешной не грабительской реструктуризации доходят 5-8% дефолтов. И чем ниже рейтинг – тем менее вероятны адекватные условия. Мы верим, что в Монополии может быть честная реструктуризация, т.к. сам продукт крутой и большая доля рынка. Но старший Кот сказал, что знает «1000 и 1» способ легальный вывести активы. И деньги не вернуть, и бизнес восстановить на другом юр.лице. Так или иначе – всё зависит от порядочности собственников
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
