Магнит — второй игрок на рынке российского продовольственного ритейла с долей почти 12%, по данным INFOLine на конец 2024 года. Около 368 000 сотрудников компании обслуживают более 32 500 магазинов.
В обзоре разбираемся, как устроен бизнес Магнита, оцениваем его финансовые и операционные результаты, а также даем прогноз по дивидендам и рекомендацию по акциям.
Ключевые тезисы:
Мы ожидаем снижения темпов роста LFL-продаж Магнита на фоне замедления продовольственной инфляции, перехода населения к более экономной модели потребления, а также усиления конкуренции со стороны маркетплейсов и дискаунтеров.
Маржинальность останется под давлением. Ожидаем, что рентабельность по EBITDA продолжит снижаться из-за роста промо-активности, затрат на персонал, e-grocery и будущего повышения НДС.
Долговая нагрузка, по нашим прогнозам, заметно вырастет. Чистый долг к концу 2025 года увеличится на фоне активной инвестпрограммы и сделки по покупке Азбуки Вкуса.
Покупка Азбуки Вкуса — неоднозначный шаг. Сделка проведена с премией к рынку, а потенциал синергии с бизнесом Магнита, ориентированным на массовый сегмент, ограничен.
Дивиденды в ближайший год маловероятны. Рост долговой нагрузки и сокращение маржинальности делают отказ от выплат ожидаемым.
Бизнес-сегменты
Ритейлер фокусируется на развитии мультиформатной модели, которая включает в себя следующие бизнес-сегменты.
Магазины у дома
Магнит и Дикси
Ключевой для компании сегмент, который генерирует почти 80% всей выручки по состоянию на конец первого полугодия 2025-го. В среднем один магазин сети имеет площадь примерно 346 кв. м и предлагает на продажу около 5 290 товарных позиций.
Супермаркеты и гипермаркеты
Магнит Семейный, Магнит Экстра и СамБери
Сегмент включает в себя 441 магазин крупного формата и приносит компании порядка 8% выручки. В среднем каждый магазин занимает 850–5 000 кв. м и предлагает 14 000–24 000 товарных позиций.
Дрогери
Магнит Косметик
Крупнейшая российская сеть дрогери, которая насчитывает 8 014 магазинов и приносит ритейлеру около 7% выручки. В среднем магазин имеет площадь около 229 кв. м и предлагает на продажу почти 8 200 товарных позиций.
Дискаунтеры
Моя цена и Первый выбор
Магнит продолжает развивать форматы магазинов с низкими ценами и фокусом на собственные торговые марки в ответ на тренд рационального потребления. Сейчас у ритейлера есть два формата дискаунтеров:
мягкие дискаунтеры Моя цена;
экспериментальный формат жестких дискаунтеров Первый выбор (175 магазинов, по состоянию на конец 2024-го).
Аптечная сеть
Магнит Аптека
Аптечная сеть Магнита, которая поддерживает ритейл экосистему компании. Это небольшие точки площадью 20 000–70 000 кв. м., в которых продается более 3 800 товарных позиций.
На конец 2024-го у ритейлера насчитывалось 1 084 аптеки в 435 населенных пунктах. Сеть находится на 13 месте по выручке среди всех аптечных ритейлеров России, согласно данным агентства DSM.
Электронная коммерция
Магнит Доставка и Магнит Маркет
С 2020 года Магнит активно развивает онлайн-направление, включая собственный сервис Магнит Доставка. Приложение дает доступ к доставке и самовывозу из продуктовых магазинов, дрогери и аптек.
К середине 2025-го онлайн-сервисы охватывали 29 907 магазинов, обеспечивая товарооборот (GMV) в 77,6 млрд рублей. Компания продолжает расширять онлайн-направление: в ноябре 2023 года Магнит приобрел маркетплейс KazanExpress, на базе которого в мае 2024-го запустил Магнит Маркет, интегрированный в программу лояльности.
Операционные показатели Магнита
Динамика LFL-продаж
LFL-продажи — это продажи в сопоставимых магазинах, которые были открыты и работают не менее года.
С середины 2023 года LFL-продажи Магнита показывают значительный рост на фоне ускорения продовольственной инфляции.
Однако LFL-трафик остается нестабильным. Его волатильность объясняется оттоком покупателей из супермаркетов Магнит и Магнит Косметик. Это происходит из-за ужесточения конкуренции, в том числе со стороны маркетплейсов в непродовольственном сегменте.

Мы ожидаем замедления LFL-продаж Магнита в ближайшие годы под воздействием следующих факторов.
Темпы продовольственной инфляции замедляются: ослабление инфляционного фактора снизит номинальный рост продаж и уменьшит стимулы для повышения цен в ритейле.
Все больше проявляется эффект trading down: на фоне постепенного замедления роста реальных заработных плат население переходит к более экономной модели потребления, что подразумевает миграцию спроса в более низкие ценовые сегменты
Конкуренция растет: усиление позиций маркетплейсов в непродовольственном сегменте и агрессивное расширение форматов дискаунтеров создадут дополнительное давление на трафик.
Динамика торговых площадей
Увеличение торговых площадей остается ключевым драйвером развития Магнита. Речь идет про расширение сети за счет новых магазинов и/или M&A-сделок.
Александр Самуйлов, CFA, аналитик Т-Инвестиций:
«По нашим прогнозам, к 2027 году доля магазинов у дома (Магнит, Моя цена, Первый выбор) вырастет почти до 67,6%, тогда как доля супермаркетов сократится до 6,5% из-за перетока трафика».
Темпы открытия новых магазинов замедлятся на фоне насыщения рынка и жесткой конкуренции, а уровень закрытия точек останется стабильным. Это позволит компании удерживать позиции и наращивать присутствие даже в условиях консолидации рынка.

Прогнозы по финансовым результатам Магнита
Выручка
По итогам 2025 года мы ожидаем сокращения темпов роста выручки до 13% и замедления в следующих периодах. Причинами станут:
постепенное снижение динамики продовольственной инфляции;
давление на LFL-трафик Магнита на фоне более осторожного и экономного поведения потребителя по мере замедления экономики (эффект trading down).

EBITDA и рентабельность
Мы ожидаем, что рентабельность по EBITDA компании опустится до 5% в 2025 году. Давить на маржинальность продолжат:
рост промо-активности для удержания трафика покупателей на фоне замедления доходов;
активный рост заработных плат линейного персонала ввиду сохранения безработицы на рекордно низких уровнях;
увеличение расходов на доставку товаров курьерами в рамках e-grocery-направления.
Александр Самуйлов, CFA, аналитик Т-Инвестиций:
«Дополнительное давление на рентабельность ритейлера по EBITDA в 2026 году окажет увеличение НДС до 22%. По нашим прогнозам, Магнит будет переносить увеличение НДС в цены на полке с лагом, что снизит валовую рентабельность на 0,2 п.п.».

Чистая прибыль
Мы ожидаем, что Магнит закроет 2025 год вблизи уровня безубыточности. На наш взгляд, это будет вызвано:
значительным ростом чистых процентных расходов группы на фоне дополнительного расширения кредитного портфеля ритейлера к концу года;
снижением рентабельности по EBITDA;
увеличением ставки по корпоративному налогу на прибыль с 20% до 25%.
В 2026 году мы не ожидаем роста чистой прибыли на фоне сохраняющегося давления операционных издержек. Вместе с тем мы прогнозируем негативный эффект от валютной переоценки кредиторской задолженности группы в результате ослабления рубля.

Долговая нагрузка
Мы ожидаем, что к концу 2025 года чистый долг Магнита вырастет на 58% г/г, до 432 млрд рублей. Коэффициент долговой нагрузки (чистый долг/EBITDA), по нашим прогнозам, поднимется до 2,3x. В 2026 году долговая нагрузка Магнита по этому показателю может дополнительно возрасти до 2,5x.
Основные причины:
сохранение расширенной капитальной программы;
покупка Азбуки Вкуса, в результате которой дополнительно увеличивается бюджет для инвестиций в 2025 году;
слабый рост EBITDA в 2025-2026 годах.

Свободный денежный поток (FCF)
По нашим прогнозам, свободный денежный поток акционерам (FCFE) Магнита в 2025 году упадет до -128 млрд рублей.
Причины:
значительный рост процентных платежей в результате увеличения кредитного портфеля по текущим высоким ставкам;
расширение программы капитальных затрат для обновления грузового автопарка, оснащения новых торговых площадей и открытия пекарен для расширения сегмента готовой еды;
покупка контрольной доли в Азбуке Вкуса, которая привела к дополнительному оттоку денежных средств из компании.
В 2026 году мы ждем возвращения FCFE в положительную зону за счет сокращения капитальной программы, постепенного снижения процентных расходов, а также роста выручки и EBITDA.

Дивиденды Магнита: ждать ли выплат
Александр Самуйлов, CFA, аналитик Т-Инвестиций:
«С точки зрения текущего финансового положения группы мы считаем логичным отказ от распределения прибыли между инвесторами, особенно с учетом наших ожиданий по расширению капитальных затрат и рефинансированию долгов ритейлера в этом году».
По-видимому, компания пропустит выплату за девять месяцев 2025-го, так как стандартные сроки по рекомендации дивиденда советом директоров уже прошли.
Поэтому мы ожидаем, что Магнит откажется от дивидендных выплат и в ближайшие 12 месяцев на фоне роста долговой нагрузки и сокращения маржинальности.
Вместе с тем инвесторам следует помнить, что Магнит умеет преподносить рынку дивидендные сюрпризы, поэтому полностью исключать вероятность выплат не стоит.
Азбука Вкуса: шаг в премиум-сегмент
В мае Магнит закрыл сделку по покупке 82% в уставном капитале розничной сети Азбука вкуса за 29,7 млрд рублей. Магнит оценил 100% капитала премиального ритейлера в 36 млрд рублей.
Александр Самуйлов, CFA, аналитик Т-Инвестиций:
«По нашим оценкам, это соответствует мультипликатору за последние 12 месяцев EV/EBITDA в 7,3x. Это значительно выше оценок публичных ритейлеров в 3,9–5,3x EV/EBITDA, которые были в мае 2025-го (c учетом премии за контрольный пакет)».
Мы считаем, что Магнит оценил ритейлера с премией за счет потенциальной синергии с текущим бизнесом компании, в том числе за счет расширения присутствия в сегменте готовой еды.
— Перспективы синергии у бизнеса, ориентированного в основном на массовый эконом-сегмент, и премиального ритейлера кажутся нам ограниченными. Главное преимущество сделки для Магнита — наращивание доли на рынке готовой еды, который растет наиболее высокими темпами в продовольственном ритейле.
Наше мнение по акциям Магнита
Мы сохраняем осторожный взгляд на акции Магнита и подтверждаем целевую цену в 3 200 рублей на акцию. Рекомендация по бумагам — «держать». Наш таргет учитывает ожидаемое нами падение чистой прибыли и свободного денежного потока компании, а также рост долговой нагрузки к концу 2025 года.
Мультипликаторы

Источник: данные компаний, расчет и прогноз Т-Инвестиций, консенсус-прогнозы
* EBITDA и чистая прибыль компаний рассчитаны в соответствии со стандартом IAS17. ** Среднее и медиана по мультипликатору P/E рассчитаны без учета показателей Магнита ввиду аномально высоких значений.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
