Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
10 уроков, которые преподал инвесторам «великий и ужасный» 2025 год » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

10 уроков, которые преподал инвесторам «великий и ужасный» 2025 год

Сегодня, 12:16 finversia.ru Чайка Федор

Ларри Сведроу, блогер и автор 18 книг по инвестированию, сформулировал для инвестора 10 уроков в качестве домашнего задания. Многие из них повторяются из года в год, тем не менее, слишком многие инвесторы не усваивают их, и продолжают совершать одни и те же ошибки.

1. Не стоит использовать оценки для прогнозирования рынка
Мы вступили в 2025 год с исторически высокими показателями оценки стоимости акций в США. В частности, популярный показатель, известный как Shiller CAPE10, составлял 37,14. Единственными двумя годами, когда этот показатель был выше, были 1999 (40,57) и 2000 (43,77). А показатель 37,14 более чем в два раза превышал среднее историческое значение, составляющее около 17. Это заставило некоторых прогнозистов предсказать низкую доходность. Инвесторы, которые прислушались к этому совету и продали акции, упустили возможность заработать на росте рынка, так как к концу года индекс поднялся до уровня выше 40.

В своём исследовании 2012 года Клифф Эснесс, соучредитель и директор по инвестициям хедж-фонда AQR Capital Management, продемонстрировал, почему данный индекс не следует использовать для прогнозирования рынка. Он обнаружил, что, когда индекс превышал 25,1, реальная доходность в течение следующих 10 лет составляла в среднем всего 0,5%.

Вот ещё пример. 1 января 1997 года индекс CAPE10 составлял 28,3. Алан Гринспен, председатель ФРС выступил с речью, в которой назвал фондовый рынок США «иррационально оптимистичным». В результате японский рынок упал примерно на 3%, за ним последовали другие рынки. Но в следующие 3 года индекс S&P500 вырос суммарно почти на треть.

2. Предсказывать будущее сложно: инвертированная кривая доходности как инструмент прогнозирования
Инверсия, которая длилась с лета 2022 года до прошлого лета, была самой продолжительной за всю историю. Инверсия закончилась больше года назад, но мы всё ещё ожидаем рецессии.

С 1960-х годов перевёрнутая кривая доходности, когда долгосрочные ставки по 10-летним казначейским облигациям падают ниже краткосрочных надёжно сигнализирует о рецессии, хотя перевёрнутая кривая 2019 года оказалась пророческой лишь формально, поскольку трейдеры, торгующие облигациями, не могли предсказать пандемию.

Другой ранее надёжный индикатор рецессии, индекс деловой активности в производственном секторе США от ISM, сокращался в течение целых 26 месяцев подряд вплоть до 2025 года. Эта серия закончилась в январе, когда индекс преодолел отметку в 50 и в феврале оставался чуть выше этого значения. Однако в конце года началась новая серия спада. Барометр обычно указывает вниз, когда начинается рецессия.

3. Даже имея хрустальный шар, невозможно предсказать поведение рынков
Представьте, что 1 января 2025 года вам подарили хрустальный шар, который позволяет увидеть основные геополитические и экономические события наступающего года. Учитывая весь список проблем, с которыми мир столкнулся весь прошедший год, мало кто из инвесторов мог предсказать, что американские акции будут расти и в следующем году. Тем не менее, индекс S&P500 вырос на 17,9% благодаря узкой группе компаний с мегакапитализацией, связанных с технологиями и искусственным интеллектом.

Урок состоит в том, что даже если вы можете точно предсказать события, не стоит пытаться предугадать поведение рынков.

4. «Великолепная семёрка» в 2025 году превратилась в «Великолепную двойку»
В то время как индекс S&P500 в 2025 году вырос на 17,9%, только два участника Великолепной семёрки – Nvidia и Alphabet – превзошли этот показатель. Однако, большая часть доходность основного индекса пришлась на «Великолепную семёрку», поскольку их средняя совокупная доходность в размере 21,9% составила примерно 40% от общей доходности индекса. Это не прогноз краха, а предупреждение о том, что по крайней мере эти акции, на долю которых в настоящее время приходится около трети общей рыночной капитализации США, имеют исторически экстремальные оценки.

Урок заключается в том, что компаниям с высокой стоимостью акций очень сложно сохранять высокие показатели в долгосрочной перспективе. Причина в том, что эмпирические данные показывают, что аномально высокие темпы роста прибыли, как правило, возвращаются к среднему значению со скоростью около 40%, а реальные прогнозы, как правило, недооценивают скорость возврата к среднему значению рентабельности.

5. Чтобы не сбиваться с курса в течение длительных периодов низкой доходности, нужны терпение и дисциплина
Любая инвестиционная стратегия, предполагающая использование рисковых активов, будет иметь длительные периоды низкой эффективности. Стоит вспомнить индекс S&P500, который трижды в течение как минимум 13 лет отставал от безрисковых казначейских векселей сроком на один месяц. Чтобы воспользоваться преимуществами диверсификации и отойти от традиционного портфеля 60/40, инвестору нужно быть дисциплинированным и придерживаться выбранного курса.

Экономисты знают, что, когда речь идёт о рисковых активах, 10 лет – это, скорее всего, просто шум, то есть риски, за которые вы получаете ожидаемую, но не гарантированную премию. Инвесторы, которым не хватает этого понимания, как правило, отказываются даже от хорошо продуманных стратегий после нескольких лет низкой доходности. Они не понимают, что низкая доходность обычно приводит к гораздо более выгодной оценке активов и, следовательно, к более высокой ожидаемой доходности в будущем.

Вот два примера, демонстрирующих необходимость дисциплины.

После того как с 2014 по 2017 год доходность фонда Style Premia Alternative составляла 6,7% годовых, что на 6,4% выше доходности безрисковых казначейских векселей сроком на один месяц, в 2018 году доходность составила -12,3%, в 2019 году – -8,1%, а в 2020 году – -21,9%. Это заставило многих инвесторов уйти. Однако, уже в 2021, 2022, 2023, 2024 и 2025 годах доходность фонда составила: 25,0%, 30,8%, 12,8%, 21,1% и 14,9% соответственно. К сожалению, многие инвесторы не смогли получить такую высокую доходность, потому что утратили дисциплину.

Инвесторы в фонд Stone Ridge Reinsurance Risk Prem столкнулись с похожей ситуацией.

Единственный способ, с помощью которого инвесторы могут извлечь выгоду из диверсификации, – это включить в портфель уникальные риски (например, акции компаний, акции международных компаний и альтернативные инвестиции) и признать, что каждый рисковый актив, скорее всего, будет демонстрировать значительно более низкие показатели в течение длительного времени.

Нассим Николас Талеб, автор книги «Одураченные случайностью», объяснил, как правильно думать о результатах: «О результатах в любой сфере можно судить не по ним самим, а по цене альтернативы.

Как советует Джон Стебек, автор книги «Скептический инвестор»: «Чтобы избежать подобных ошибок, вы должны признать, что не можете ни знать будущее, ни контролировать его. Таким образом, ключ к успешному инвестированию – это принятие правильных решений в условиях неопределённости, основанных на чётком понимании ваших целей и инструментов, которые помогут вам достичь этих целей. Одно правильное решение может привести к плохому результату. А одно неправильное решение может привести к хорошему результату. Но принятие множества правильных решений со временем должно привести к лучшему результату, чем принятие ряда неправильных решений. Чтобы принимать правильные решения, нужно дистанцироваться от интуитивных решений в сфере инвестиций.

6. Риск-активы с низкой доходностью имеют механизмы самовосстановления
Когда доходность рисковых активов низкая, это обычно связано как с плохой производительностью, так и с падением стоимости. Поскольку лучшим показателем реальной будущей доходности акций является рентабельность по прибыли (обратный коэффициент P/E, или E/P), падение стоимости означает, что ожидаемая реальная доходность в будущем теперь выше. Инвесторы, подверженные эффекту новизны, не понимают этого и продают, а не покупают.

Например, после того как в период с 1929 по 1943 годы доходность казначейских векселей сроком на один месяц была низкой, доходность CAPE10 снизилась с 25,3 до 10,7. С 1944 по 1965 годы доходность S&P500 составляла 15,0%, что на 13,2 процентных пункта в год превысила доходность казначейских векселей сроком на один месяц.

Урок для инвесторов состоит в том, чтобы помнить о механизмах самовосстановления, которые срабатывают после периодов низкой доходности. Таким образом, опытные инвесторы знают, что выигрышная стратегия – не поддаваться эффекту новизны и следовать совету Уоррена Баффета не ориентироваться на рыночные циклы, но если вы не можете удержаться, то «бойтесь, когда другие жадничают, и жадничайте, только когда другие боятся». Кроме того, как мы уже говорили, не совершайте ошибку, поддаваясь эмоциям.

7. «Продавай в мае и уходи» не умирает – несмотря на доказательства
Эта поговорка не зря живёт: исторические данные действительно показывают сезонные закономерности. С 1926 года доходность акций с ноября по апрель была выше, чем с мая по октябрь. Цифры впечатляют: годовая премия индекса S&P500 по сравнению с казначейскими векселями сроком на один месяц составляла 10,7% с ноября по апрель по сравнению с 3,8% в летние месяцы – разница почти в три раза.

В период с мая по октябрь также чаще наблюдалась отрицательная доходность: 33% шестимесячных периодов были убыточными по сравнению с 27% периодов с ноября по апрель.

Так почему бы не последовать этому примеру? Важная деталь, которую все игнорируют.

Портфель, сформированный с мая по октябрь, по-прежнему обеспечивал положительную годовую премию за риск по акциям в размере 3,32% по сравнению с казначейскими векселями. Другими словами, сохранение инвестиций в среднем по-прежнему давало более высокую доходность, чем хранение средств в наличной форме.

Например, ETF-фонд Vanguard S&P500 с мая по октябрь 2025 года вырос на 27,3%, что на 25,2 п. п. больше доходности казначейских векселей сроком на один месяц, которая составила 2,1%. На самом деле, если не считать 2022 год, когда наблюдался медвежий рынок, вам придётся вернуться в 2011 год, чтобы найти последний раз, когда стратегия «продавай в мае» действительно приносила больше прибыли, чем портфель с постоянными инвестициями.

8. Победители прошлого года с такой же вероятностью могут стать проигравшими в этом году
Исторические данные свидетельствуют о том, что индивидуальные инвесторы гонятся за доходностью – они покупают вчерашние «выигрышные» акции – после того, как они показали высокие результаты. И продают вчерашние «проигравшие» акции – после того, как они уже показали низкие результаты. Это приводит к тому, что инвесторы покупают дорого, а продают дёшево – не лучший рецепт для успешного инвестирования.

Урок заключается в том, что для успешного инвестирования необходимы дисциплина и терпение, которые не позволят вам отказаться от долгосрочного плана и поддаться эффекту новизны, который приводит к погоне за результатами.

9. Активное управление неэффективно даже в идеальных рыночных условиях
Несмотря на десятилетия исследований, которые показывают, что пассивное инвестирование стабильно превосходит активное управление, многие индивидуальные инвесторы продолжают платить больше за активно управляемые фонды. Факты говорят сами за себя: активное управление стабильно уступает пассивным стратегиям, независимо от того, растут рынки или падают.

В прошлом году у активных управляющих были идеальные условия для демонстрации своей эффективности. Индекс S&P500 вырос на 17,9%, но доходность отдельных акций сильно различалась.

К примеру, акции 10 наиболее успешных компаний выросли как минимум на 108%. Разница в 90 с лишним процентных пунктов открывает широкие возможности для квалифицированного выбора акций – просто купите эти акции. С другой стороны, 10 акций потеряли в цене не менее 40%, а худшие из них – 68%. Несмотря на эти очевидные возможности, активные управляющие в целом снова не смогли превзойти индексные фонды с низкой стоимостью – как они делают это из года в год.

При 15-летнем горизонте такие пассивные фонды, как Vanguard и Dimensional, заняли 25-е и 24-е места. То есть, эти недорогие фонды обошли 75–76% активно управляемых конкурентов. Что ещё более важно: эти рейтинги страдают от эффекта выжившего: около 7% активно управляемых фондов исчезают каждый год, а вместе с ними исчезает и их низкая доходность. Таким образом, в долгосрочной перспективе эффективность активных управляющих была гораздо ниже.

Итог данного урока: перестаньте платить за надежду, начните инвестировать, опираясь на факты.

10. Диверсификация всегда работает – иногда вам нравятся результаты, иногда нет
Диверсификацию называют единственным бесплатным обедом в мире инвестиций, потому что при правильном подходе она снижает риски без ущерба для ожидаемой доходности. Но как только вы диверсифицируете свой портфель за пределами популярного индекса, вы должны быть готовы к тому, что почти наверняка столкнётесь с периодами (даже длительными), когда данный популярный индекс, будет показывать более высокие результаты, чем ваш более диверсифицированный портфель. Шумиха в СМИ станет проверкой вашей способности придерживаться выбранной стратегии.