Цветные и драгоценные металлы продолжают стремительно дорожать. По нашим оценкам, этот рост еще не до конца отыгран в котировках Норникеля, и в ближайшие месяцы мы можем увидеть позитив в бумаге. В то же время на рынке алмазов продолжается стагнация: ждем, что слабые результаты De Beers и АЛРОСА за 2025 г. разочаруют инвесторов и приведут к коррекции в акциях алмазодобытчика. Открываем парную идею «Лонг Норникель / Шорт АЛРОСА» с целевым совокупным спредом 12% за 3 месяца.
Главное
• Три причины для парной идеи:
В акциях АЛРОСА предпосылок для позитива нет: результаты алмазной отрасли за 2025 г., вероятно, будут слабыми. В середине февраля раскроет операционные показатели и результаты по МСФО De Beers, в конце марта отчитается по МСФО АЛРОСА.
На алмазном рынке сейчас низкий сезон: в январе–феврале импорт алмазов в Индии и экспорт бриллиантов из Индии, как правило, сезонно снижаются. Слабая статистика будет негативно влиять на настроения в акциях АЛРОСА.
Ждем, что бумаги Норникеля будут расти на фоне ралли в меди, никеле и палладии, которые с начала года прибавили от 4 до 20%. Не ожидаем сюрпризов от отчетности 11 февраля.
• Оценка: в спотовых ценах мультипликатор Р/Е у Норникеля — 8,6х, на 14% выше среднеисторических 7,7х. P/E к бумаге АЛРОСА уже почти год неприменим: крепкий рубль увел прибыль к околонулевым или отрицательным значениям при историческом среднем около 7х.
• Совокупный спред: 12% за 3 месяца.
• Катализаторы: отчетности и слабая сезонность по итогам года в алмазной отрасли, стабилизация металлов на текущих высоких уровнях.
• Риски: разворот в активности потребителей бриллиантов в США, геополитическая разрядка и восстановление логистических цепочек и снижение цен на металлы.
Что недооценивает рынок в акциях Норникеля
Во всех металлах корзины Норникеля — ралли с конца прошлого года. За последние два месяца котировки меди прибавили 15%, никеля — 23%, цены на палладий выросли на 35%, платины — на впечатляющие 49%. Причины такой позитивной динамики разные: медь и никель дорожают на фоне ожиданий структурного дефицита, цены на палладий и платину подогревают рост спроса из-за ралли в золоте.

Какие структурные факторы говорят о потенциальном дефиците никеля и меди на рынке? Индонезия планирует снизить квоты на добычу никелевой руды почти на 35%, чтобы поддержать цены. Напомним, что именно Индонезия — крупнейший производитель никеля: страна выпускает 60% никеля в мире, при том, что пять лет назад она поставляла на рынок всего 30%.
В медной отрасли опасения вызывают перебои с добычей и пересмотры графиков наращивания выпуска в Чили и Перу, где сконцентрирована треть медного производства в мире. Запуск новых крупных месторождений требует миллиардных инвестиций, а от геологоразведки до запуска и выхода на проектную мощность проходят многие годы. В то же время спрос со стороны отраслей-потребителей, включая электромобили и сопутствующую инфраструктуру, растет уже сейчас.
Что касается палладия и платины, то здесь основным драйвером цен, на наш взгляд, выступает золото: бурный рост золотых котировок повысил спрос на другие драгоценные металлы. За последние два месяца котировки платины взлетели на 49%. Тем не менее отметим, что палладий — более важный металл для Норникеля: он приносит компании 27% выручки, тогда как платина почти втрое меньше — около 10%.
Норникель экспортирует значительную часть продукции и часть доходов получает в иностранной валюте. Однако курс рубля за последние два месяца укрепился незначительно, на 2%, и не является важным фактором.
За этот период котировки Норникеля выросли на 28%. Если в ближайшие месяцы цены на металлы по-прежнему будут высокими, а курс рубля значительно не изменится, прибыль компании, по нашим оценкам, может вырасти еще сильнее — почти на 40%.
Ждем, что на коротком горизонте текущие высокие уровни, прежде всего в никеле и меди, будут сохраняться, что позволит акции продолжить отыгрывать рост в этих металлах в ближайшие 2–3 месяца.
Что будет с ценами на алмазы
После сезонно сильного декабря мы ожидаем, что импорт алмазов в Индии в начале года традиционно упадет. Январские данные выйдут в феврале и, на наш взгляд, лишь подсветят накопленные проблемы в отрасли.

В течение 2025 г. мировой алмазный гигант De Beers пересматривал прогноз добычи в 2025 г., понизив его более чем на треть, до 20–23 млн карат. В середине февраля компания раскроет операционные показатели и результаты по МСФО и, с высокой вероятностью, покажет слабую скорректированную EBITDA. Напомним, в I полугодии показатель уже был отрицательным — минус $189 млн, а цены с тех пор не росли.
В конце декабря гендиректор АЛРОСА Павел Маринычев обозначил плановое снижение добычи компании в 2026 г. до 25–26 млн карат. Такие цифры предполагают падение на 14% с плановых 29,7 млн карат в 2025 г.
Обе компании сокращают продажи и производство, особенно на менее рентабельных направлениях, с целью ограничить дальнейшее падение цен. С учетом значительных долей компаний на мировом рынке (50–55% от оценочных 95–100 млн карат в 2025 г.) эта стратегия может смягчить падение цен и оптимизировать издержки, но разворот будет зависеть от потребителей — покупателей бриллиантов — прежде всего в США, основном рынке сбыта.
Ждем совокупный спред 12% на горизонте 3 месяцев
При текущем курсе рубля и ценах на металлы оценка акций Норникеля выглядит близкой к историческим уровням P/E, в то время как АЛРОСА уже год торгуется в условиях околонулевой или отрицательной прибыли.

По нашим расчетам, значительные колебания курса рубля будут влиять на котировки обеих бумаг похожим образом. При этом фундаментально цветные металлы находятся на подъеме, тогда как на рынке алмазов установился долгосрочный тренд сокращения спроса. Ждем, что предстоящий сезон отчетностей и комментариев топ-менеджмента компаний может стать катализатором дальнейшего разнонаправленного движения котировок.

Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
