7 июня 2011 The New York Times
Большинство ученых сходятся во мнении, что лет через двадцать Китай «перегонит» США и станет крупнейшей экономикой мира. А к 2050 году с ним, в свою очередь, сравняется Индия. Эта перспектива волнует многих – в первую очередь бизнесменов, но также и правительства азиатских стран. Позади десятилетия упорного труда и лишений, и вот теперь сотни миллионов людей готовы пополнить ряды среднего класса.
Оценивая нынешние тенденции, Всемирный банк и Международный валютный фонд прогнозируют: за период с 2005 по 2050 год общемировой ВВП должен вырасти в 6-7 раз. За это же время совокупный ВВП азиатских стран увеличится с нынешних 30 триллионов долларов до 230 триллионов. Ошеломляющая цифра. Но можно ли считать такой результат желательным – или хотя бы возможным?
Если к Соединенным Штатам присоединятся еще две экономики той же весовой категории (а точнее, все они станут еще «тяжелее», ведь по прогнозам ВВП Америки к середине столетия должен возрасти втрое), это станет невероятной нагрузкой для нашей планеты. Мы уже прошли тот рубеж, вплоть до которого ресурсы Земли были способны к воспроизводству, но в прогнозах экономического роста этот фактор практически не учитывается. Возьмем энергоносители. Если их среднедушевое потребление в Китае и Индии сравняется с американским уровнем, общий объем энергопотребления в этих странах будет в 14 раз больше, чем в США. И даже если азиатские страны будут ограничивать потребление энергии, как это делают европейцы, оно все равно в 8-9 раз превысит нынешний показатель для США.
Как ни считай, очевидно одно: планета не выдержит такого роста энергопотребления. При выработке энергии традиционными методами выбросы двуокиси углерода достигнут такого объема, что мы будем обречены на неуправляемое изменение климата, а их замена альтернативными технологиями – даже такими освоенными, как ядерная – в упомянутые сроки просто нереальна.
Или возьмем автомобили. По оценкам, если в Китае, Индии и других развивающихся странах их количество на душу населения достигнет западного уровня, через сорок лет в мире будет до 3 миллиардов машин – вчетверо больше, чем сейчас. Откуда брать топливо для такой армады, и каковы будут последствия для экологии?
Аналогичные расчеты можно привести в отношении всего, что требуется человеку – от бройлеров до айпадов. Вывод прост: еще на две страны с американской моделью потребления ресурсов планеты попросту не хватит. Политики, экономисты и бизнесмены игнорируют этот очевидный факт, предлагая нам надеяться на инновации, свободный рынок и финансовые механизмы. Но, как говориться, на бога надейся, да сам не плошай.
Правительствам азиатских стран следует отвергнуть ошибочное мнение тех, кто призывает их граждан к безудержному потреблению – будь то западные экономисты и лидеры, желающие, чтобы регион превратился в «локомотив роста», способный восстановить баланс в мировой экономике, или собственные политики, считающие, что безостановочное повышение темпов роста отвечает потребностям населения Азии.
Это не означает, что азиаты должны по-прежнему жить в бедности. И я, конечно, не против экономического развития. Речь идет о сдержанности в сфере потребления с тем, чтобы оно не усиливало нагрузку на нашу сырьевую базу, не ухудшало и не обедняло нашу среду обитания, не оборачивалось ростом объема вредных выбросов и токсинов, не ставило под угрозу средства к существованию и здоровье миллионов людей.
Чтобы обеспечить благосостояние большинству населения Азии, страны региона должны найти альтернативные способы развития человека и экономики. Приоритетом для них должно стать создание стимулов по принципу «лучше меньше, да лучше», вознаграждающих за рациональное использование ресурсов. Важнейшими первыми шагами в этом направлении должно стать введение налогов на углеводороды и другие виды сырья, поощряющих предприятия использовать для производства продукции намного меньше исходных материалов и энергии. Это, в свою очередь, изменит и модель потребления.
Уже один указанный шаг, инициаторам которого выступит Азия, стал бы началом новой промышленной революции – которая, в отличие от предыдущей, не будет строиться на удешевлении сырья и переводе его подлинной стоимости в экстерналии. Это будет означать отход от нынешней «крайней» формы капитализма, его преобразование в соответствии с реалиями «перенаселенного» 21 века.
Стимулы должны быть действенными. Возьмем, опять же, Китай. Чтобы достичь поставленной цели, – обеспечить народу «умеренное процветание» к 2050 году, увеличив среднедушевой ВВП примерно в четыре раза по сравнению с нынешним показателем – КНР необходимо в семь раз повысить эффективность использования ресурсов. Аналогичная задача стоит и перед Индией. Независимо от характера их политического строя, обеим странам понадобится смелое и решительное вмешательство государства в экономику, особенно для борьбы с групповыми интересами. Эти меры должны быть подкреплены драконовскими ограничениями на потребление ряда товаров, особенно ископаемого топлива, рыбных ресурсов и продукции лесного хозяйства.
Потребуются также массированные инвестиции в общественную инфраструктуру – чтобы предоставить людям остро необходимые услуги в области транспорта, водоснабжения, санитарии, здравоохранения и образования. Важнейшей целью – более приоритетной, чем индустриализация сельского хозяйства – должна стать безопасность и высокое качество продуктов питания.
Внедрить в Азии концепцию, согласно которой разумное потребление ресурсов должно занимать центральное место в экономической политике, будет непросто – особенно в тех странах, где последние несколько десятков лет укоренялось представление о том, что единственный путь к процветанию связан с традиционной моделью экономического роста, ориентированного на потребление. Но если государства региона окажутся на высоте этой задачи, судьба нашей планеты будет решаться не в Европе и Америке, как мы привыкли за последние 200 лет, а в Пекине, Дели и Джакарте.
Чандран Наир – основатель и генеральный директор паназиатского аналитического центра под названием Глобальный институт завтрашнего дня (Global Institute for Tomorrow), автор книги «Потреблениеномика: роль Азии в преобразовании капитализма и спасении планеты» (“Consumptionomics: Asia’s role in Reshaping Capitalism and Saving the Planet”)
Can the Planet Support More Americas? Чандран Наир (Chandran Nair)
http://www.nytimes.com/ Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
