19 июля 2011 slon.ru
Главная проблема «Газпрома» в том, что он «Газпром». Когда «Лукойл» покупает автозаправки в США – местные морщатся, но «проглатывают». Когда «Роснефть» покупает НПЗ в Европе – Европейская комиссия с неохотой, но одобряет сделку. И даже когда русский олигарх Михаил Абызов, неизвестно как заработавший свои миллиарды, приобретает электростанцию и угольное месторождение в сердце Британии, – ничего, вроде бы можно.
Другое дело «Газпром». Когда «Газпром» завел себе бизнес в Великобритании, чтобы продавать природный газ конечным потребителя, местные газеты вылили на головы обывателей полный комплект страшилок о зловещих русских. Результат – проект «Газпрома» особого развития не получил. Когда русская газовая монополия подала заявку на покупку 50% газовой биржи в Австрии, Еврокомиссия ее отвергла. Литва обязала «Газпром» продать местную газораспределительную сеть. Польша не дала разрешения строить вторую нитку газопровода «Ямал-Европа». Список неудач можно продолжать. Алгоритм один и тот же. «Газпром» начинает проект. Находит и договаривается с местными партнерами. Дело вступает в активную стадию, вроде бы все согласовано. Но когда история становится достоянием общественности, на затее можно ставить крест.
Почему у «Газпрома» не получается? Ответ прост – русский бизнес в Европе не любят. Это аксиома. Не любят потому, что он чужой, он несет коррупцию, специфические русские «корпоративные практики». Но металлургам, нефтяникам и большинству «прочих» (в конечном итоге, даже Владимиру Антонову, навязчивому спасателю SAAB) многое прощается, потому что – деньги! Всем нужны русские деньги. С «Газпромом» получается по-другому. Он слишком большой. Он в слишком концентрированном виде «русский». «Газпром», в представлении европейца, это и есть Россия. Вместе с ее Путиным, коррупцией, авторитаризмом, гомофобией, «делом Ходорковского», войной на Кавказе и всем остальным. Как можно пустить этого монстра на порог собственного дома? И вот на наших глазах разыгрывается новый акт бесконечной пьесы о «выходе «Газпрома» на европейский рынок». На этот раз с немецким концерном RWE в роли партнера.
На прошлой неделе «Газпром» подписал с немцами протокол о намерении сотрудничать в электроэнергетике. Речь в нем идет о создании совместного предприятия, которое бы занялось строительством новых теплоэлектростанций. Spiegel, ссылаясь на анонимный источник, написал, что глава RWE не исключает покупки «Газпромом» не только доли в новом СП, но и пакета, близкого к контрольному в самом концерне. Аналитики тут же бросились рассуждать о том, насколько выгодна для российской монополии будет сделка, и насколько сильно RWE заинтересован в продаже крупного пакета «Газпрому». Антимонопольное ведомство ФРГ выступило с заявлением о том, что связь RWE и «Газпрома» «будет подлежать тщательному изучению». Все вроде бы указывает на серьезность происходящего.
И, действительно, немцы после аварии АЭС «Фукусима» отказались от АЭС. Теперь им нужно будет чем-то затыкать дыру в энергобалансе, которая образуется к 2025 году, когда будут выведены из эксплуатации все атомные станции. Значит, надо строить тепловые электростанции. И, да, действительно, RWE, крупнейший производитель электроэнергии в Германии и третий в Англии и Голландии – испытывает проблемы и заинтересован в снижении цены на газпромовский газ. А потому, наверное, готов взять русских в партнеры. Все вместе это выглядит как шанс для «Газпрома» наконец закрепиться в Европе «по-настоящему». Выстроить пресловутую вертикаль от «скважины до розетки». Но шанс так и останется шансом. Масштаб очередного «посягательства» «Газпрома» — обсуждается ни много ни мало получение едва ли не контрольного пакета в одном из крупнейших европейских энергоконцернов — лишь укрепляет неизбежность неудачи.
Сегодня отношение немецкого общества к зависимости от «Газпрома» и его поставок газа сродни тому, что было в отношении атомной энергетики до «Фукусимы». Негативно-равнодушное. Как к неизбежному злу, которому нет альтернативы. Конечно, зеленые бунтовали против атомной энергетики всегда. Но их назойливое жужжание не мешало строить планы развития АЭС. Не мешало вплоть до аварии на АЭС «Фукусима». Трагедия в Японии придала недовольству атомной энергетикой совсем другой характер. Равнодушие сменилось волной масштабных протестов и немедленными политическими решениями. Никакое отраслевое лобби, а также возможные экономические потери в будущем, АЭС не спасли. С «Газпромом» – та же история.
Общественное мнение Германии сегодня однозначно негативно относится и к порядкам в России, и к «Газпрому», и, как считается, к его настоящему хозяину Владимиру Путину. Для кристаллизации этих настроений подойдет любой повод. Взять тот же скандал с присуждением российскому премьеру премии «Квадрига» (вручается деятелям, обладающим «духом первопроходца» и стремлением к «общественному благу»). Учредители премии из числа доброхотов Владимира Путина явно не ожидали вызвать столь яростную реакцию. Несколько прежних номинантов пригрозили отказаться от полученной премии, пресса полна едких комментариев. В итоге решили премию в этом году и вовсе отменить. И это всего лишь премия.
В случае действительно серьезных бизнес-успехов «Газпрома» на немецком рынке реакция будет не в пример острее. И никакие доводы о возможном экономическом ущербе не смогут остановить власти ФРГ от принятия запретительных мер. В общем, стоило подняться шуму вокруг будущих совместных проектов RWE и «Газпрома», как руководство немецкого концерна поспешило объявить, что ни о какой продаже контрольного пакета RWE «Газпрому» речи не идет. Что подписано всего лишь мало к чему обязывающее соглашение о возможных совместных проектах в электроэнергетике. Вы удивлены?
Михаил Козырев
https://slon.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу