Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Надо ли ругать Германию за внешнеторговый профицит? » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Надо ли ругать Германию за внешнеторговый профицит?

ЕС расследует, почему немцы больше экспортируют, чем импортируют. Это не попытка подорвать их конкурентоспособность, а результат политики жесткой экономии, убежден Рольф Венкель.
15 ноября 2013 Deutsche Welle

Германию не первый раз критикуют за профицит во внешней торговле. Недавно министерство финансов США договорилось уже до того, что объявило "зависимость" ФРГ от экспортных отраслей и "малокровие" ее внутреннего рынка "тормозом для всей Европы".

Недоумение и возмущение

Такое утверждение свидетельствует о крайне упрощенном видении ситуации. От внешнеэкономических успехов Германии напрямую выигрывают и другие страны еврозоны, поскольку многие их предприятия являются поставщиками немецких компаний и получателями прямых немецких инвестиций. Не будь опирающаяся на экспорт немецкая экономика столь мощной, недавняя рецессия в еврозоне оказалась бы еще более глубокой и продолжительной.

Но теперь немецкий внешнеторговый профицит решила подвергнуть "углубленному анализу" и Еврокомиссия - "правительство" ЕС. Принятое в Брюсселе 13 ноября решение вызвало в Германии недоумение и даже возмущение.

Это что же, спрашивают себя многие, немецким компаниям предлагают искусственно снизить свою конкурентоспособность, взвинтив, например, зарплаты, чтобы тем самым облегчить жизнь странам Южной Европы? Получается, немцев еще и накажут за то, что они целое десятилетие упорно проводили реформы и довольствовались минимальным ростом доходов, чтобы обеспечить своей экономике эту самую международную конкурентоспособность?

Экспертиза никому не повредит

Не надо горячиться! А главное, не надо из мухи делать слона! Два года назад министры финансов ЕС, наученные горьким опытом только что закончившегося всемирного финансово-экономического кризиса, договорились наблюдать за целым рядом индикаторов, чтобы иметь возможность своевременно реагировать на неблагоприятные тенденции. Один из этих индикаторов - сальдо внешнеторгового баланса.

Среди инициаторов того решения был и министр финансов ФРГ. Так чего мы сейчас возмущаемся? Хочется поддержать комиссара ЕС по экономике Олли Рена, постаравшегося сбить накал страстей. Никто, заявил он, не собирается критиковать немецкие предприятия за то, что они успешно выдерживают конкуренцию на глобальных рынках.

Углубленный анализ определенных макроэкономических явлений Германии не повредит, подчеркнул далее Олли Рен, ведь никто не предписывает, к каким именно выводам должно прийти это исследование. В то же время еврокомиссар отметил, что каких-либо табу на подобные экспертизы быть не должно, это не в интересах ни самой Германии, ни всего Европейского Союза.

"Малокровный" внутренний спрос

Конечно, у всего на свете есть обратная сторона. У огромных успехов немецких экспортеров она состоит в явной диспропорции между бурным ростом поставок на внешние рынки и по-прежнему чересчур низким спросом на внутреннем рынке. А ведь именно увеличение импорта могло бы стать действенным способом уменьшения внешнеторгового профицита.

Внутренний спрос в Германии министерство финансов США не без оснований называет "малокровным". Многие годы приоритетом для немецких профсоюзов на тарифных переговорах с работодателями было не повышение зарплат, а сохранение рабочих мест. Высокие налоги и всевозможные социальные отчисления тоже не очень способствуют росту индивидуального потребления.

Однако спрос на внутреннем рынке обеспечивают не только потребители, но и инвестиции - и государственные, и частные. Эксперты вот уже целый ряд лет единодушно отмечают в Германии ярко выраженную недоинвестированность. Так, с 2005 года капиталовложения частного бизнеса росли медленнее, чем его прибыли. Это означает, что с тех пор компании отложили до лучших времен порядка 460 миллиардов евро. Заставить предприятия вложить эти деньги в дело невозможно.

Но еще хуже ситуация с инвестициями федеральных, региональных и местных властей. По подсчетам различных научно-исследовательских институтов, государственным органам необходимо наверстать упущенные инвестиции в инфраструктуру и образование в размере чуть ли не 300 миллиардов евро. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) утверждает, что вот уже десять лет объемов государственных инвестиций не хватает даже для текущего ремонта, например, школ или дорог. Иными словами: режим жесткой экономии ведет к износу, даже к саморазрушению.

Пока такой вывод не всем очевиден - у Германии ведь огромные успехи в экспорте, неплохие показатели экономического роста и самый высокий уровень занятости со времени воссоединения. Вполне возможно, что намеченный Европейской комиссией "углубленный анализ" немецкого внешнеторгового профицита привлечет внимание к очевидной проблеме. Ничего зазорного в выслушивании мнения сторонних наблюдателей нет.