Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Блеск и нищета ВТО: страны G20 все подписывают и ничего не соблюдают » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Блеск и нищета ВТО: страны G20 все подписывают и ничего не соблюдают

Георгиос Георгиадис и Йоханнес Граб из ЕЦБ предлагают перестать восхищаться успехам Балийской встречи ВТО: подписанное соглашение ничего не значит и не будет работать. Как только рост экономик замедляется, а конкурентоспособность падает, страны G20 тут же начинают защищать своих производителей всеми возможными способами, доказали экономисты
11 декабря 2013 Финмаркет
РИА Новости, Алексей Майшев

На прошлой неделе был подписан долгожданный Балийский пакет реформ - крупнейшее соглашение стран-участниц ВТО с момента создания организации. Это событие должно завершить длящийся 12 лет Дохийский раунд переговоров.

Причиной затянувшейся дискуссии, по мнению известного индийского экономиста Супарны Кармакар, была уверенность развивающихся и бедных стран в том, что соглашение защищает интересы развитых экономик.

Несмотря на сомнения Индии и нескольких стран Латинской Америки, Балийский пакет все-таки был подписан. Он предусматривает упрощение процедур торговли, ограничение экспортных субсидий и программ поддержки АПК, а также поддержку наименее развитых государств. Восторженные экономисты тут же поспешили заявить, что богатые уступили бедным, и справедливость, наконец, восторжествовала.

Но развитые страны никогда не будут честны с бедными, а ВТО не помешает им и дальше строить баррикады на пути иностранных производителей на своих границах. Георгиос Георгиадис и Йоханнес Граб из ЕЦБ проанализировали статистику по странам G20 и выяснили, что, как только рост экономики или конкурентоспособность падают, они тут же начинаются использовать "серый" протекционизм - меры поддержки своих производителей, не запрещенные, но идущие вразрез с громкими заявлениями об открытости рынков.

Серая зона

До начала кризиса статистика показывала, что власти всегда возводят торговые барьеры, когда их экономики находится находится в рецессии и конкурентоспособность падает. Однако после острой фазы кризиса 2008 года ряд экономистов стали говорить о том, что правительства G20 стойко сопротивляются искушению "подлить" протекционизма в свою политику, и никакой связи между экономическим ростом, конкурентоспособностью и протекционизмом давно нет.

С одной стороны, связь между протекционизмом и ростом разорвалась из-за постепенной фрагментации цепочек поставок между странами, что снизило стимулы для закрытия внутренних рынков для иностранных производителей. Если это так, то обвинения в протекционизме голословны. С другой стороны, если эта связь все еще существует, то влияние протекционизма лишь на время было снижено и будет нарастать. Тогда G20 или ВТО должны продолжать прилагать усилия по сдерживанию протекционистской политики.

Чтобы выяснить правду, экономисты провели исследование, в котором рассмотрели связь между экономическим ростом, реальными обменными курсами и случаями протекционизма в политике стран G20 после финансового кризиса. Данные о традиционной и тарифной защите и мерах "серого" протекционизма были взяты из открытых источников экспертной группы Global Trade Alert.

"Серый" протекционизм включает в себя государственные меры, которые могут, по крайней мере потенциально, позволить законно злоупотреблять международными торговыми соглашениями или обходить их для создания дискриминационных условий для зарубежных производителей.

Примеры таких мер - правила охраны труда и техники безопасности, ограничения на покупку только местных товаров госорганами или внутренние программы выхода из кризиса. Необходимость их включения в анализ торговой политики после финансового кризиса экономисты объясняют тем, что они могли иметь более сильное воздействие на торговые потоки, чем традиционные меры.

Сильные не боятся слабых

В результате анализа данных по статистике стран G20 исследователи выяснили, что существует реальная связь между рядом ограничительных мер , приростом реального ВВП и реальным обменным курсом.

Падение роста реального ВВП на один процентный пункт, как правило, приводит к увеличению количества новых реализованных торговых ограничительных мер на 4,4 %.

Снижение курса национальной валюты на 1% приводит к увеличению дополнительных торговых ограничительных мер на 1%.

Слабый рост экономики торгового партнера не вызывает у правительств G20 желания возвести дополнительные барьеры в торговле.

Развитые страны тормозят восстановление мировой экономики

Это означает, что связь между ростом, конкурентоспособностью и протекционизмом, которая была устойчивой до начала финансового кризиса, и после него никуда не делась. При этом страны с более развитой экономикой чаще прибегают к "серому" протенционизму в случае снижения роста ВВП или потери конкурентоспособности, чем их более слабые коллеги по G20 и страны, не входящие в группу.

Вера в недискриминационную торговую политику стран G20 сдерживает восстановление мировой экономики, резюмируют экономисты. Развитые страны должны задуматься об этом и честно соблюдать все требования ВТО или Global Trade Alert.

http://www.finmarket.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу