11 декабря 2013 Финмаркет
На прошлой неделе был подписан долгожданный Балийский пакет реформ - крупнейшее соглашение стран-участниц ВТО с момента создания организации. Это событие должно завершить длящийся 12 лет Дохийский раунд переговоров.
Причиной затянувшейся дискуссии, по мнению известного индийского экономиста Супарны Кармакар, была уверенность развивающихся и бедных стран в том, что соглашение защищает интересы развитых экономик.
Несмотря на сомнения Индии и нескольких стран Латинской Америки, Балийский пакет все-таки был подписан. Он предусматривает упрощение процедур торговли, ограничение экспортных субсидий и программ поддержки АПК, а также поддержку наименее развитых государств. Восторженные экономисты тут же поспешили заявить, что богатые уступили бедным, и справедливость, наконец, восторжествовала.
Но развитые страны никогда не будут честны с бедными, а ВТО не помешает им и дальше строить баррикады на пути иностранных производителей на своих границах. Георгиос Георгиадис и Йоханнес Граб из ЕЦБ проанализировали статистику по странам G20 и выяснили, что, как только рост экономики или конкурентоспособность падают, они тут же начинаются использовать "серый" протекционизм - меры поддержки своих производителей, не запрещенные, но идущие вразрез с громкими заявлениями об открытости рынков.
Серая зона
До начала кризиса статистика показывала, что власти всегда возводят торговые барьеры, когда их экономики находится находится в рецессии и конкурентоспособность падает. Однако после острой фазы кризиса 2008 года ряд экономистов стали говорить о том, что правительства G20 стойко сопротивляются искушению "подлить" протекционизма в свою политику, и никакой связи между экономическим ростом, конкурентоспособностью и протекционизмом давно нет.
С одной стороны, связь между протекционизмом и ростом разорвалась из-за постепенной фрагментации цепочек поставок между странами, что снизило стимулы для закрытия внутренних рынков для иностранных производителей. Если это так, то обвинения в протекционизме голословны. С другой стороны, если эта связь все еще существует, то влияние протекционизма лишь на время было снижено и будет нарастать. Тогда G20 или ВТО должны продолжать прилагать усилия по сдерживанию протекционистской политики.
Чтобы выяснить правду, экономисты провели исследование, в котором рассмотрели связь между экономическим ростом, реальными обменными курсами и случаями протекционизма в политике стран G20 после финансового кризиса. Данные о традиционной и тарифной защите и мерах "серого" протекционизма были взяты из открытых источников экспертной группы Global Trade Alert.
"Серый" протекционизм включает в себя государственные меры, которые могут, по крайней мере потенциально, позволить законно злоупотреблять международными торговыми соглашениями или обходить их для создания дискриминационных условий для зарубежных производителей.
Примеры таких мер - правила охраны труда и техники безопасности, ограничения на покупку только местных товаров госорганами или внутренние программы выхода из кризиса. Необходимость их включения в анализ торговой политики после финансового кризиса экономисты объясняют тем, что они могли иметь более сильное воздействие на торговые потоки, чем традиционные меры.
Сильные не боятся слабых
В результате анализа данных по статистике стран G20 исследователи выяснили, что существует реальная связь между рядом ограничительных мер , приростом реального ВВП и реальным обменным курсом.
Падение роста реального ВВП на один процентный пункт, как правило, приводит к увеличению количества новых реализованных торговых ограничительных мер на 4,4 %.
Снижение курса национальной валюты на 1% приводит к увеличению дополнительных торговых ограничительных мер на 1%.
Слабый рост экономики торгового партнера не вызывает у правительств G20 желания возвести дополнительные барьеры в торговле.
Развитые страны тормозят восстановление мировой экономики
Это означает, что связь между ростом, конкурентоспособностью и протекционизмом, которая была устойчивой до начала финансового кризиса, и после него никуда не делась. При этом страны с более развитой экономикой чаще прибегают к "серому" протенционизму в случае снижения роста ВВП или потери конкурентоспособности, чем их более слабые коллеги по G20 и страны, не входящие в группу.
Вера в недискриминационную торговую политику стран G20 сдерживает восстановление мировой экономики, резюмируют экономисты. Развитые страны должны задуматься об этом и честно соблюдать все требования ВТО или Global Trade Alert.
http://www.finmarket.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу