25 декабря 2013 Финмаркет
Докризисная модель глобальной экономики была устроена довольно просто: крупнейшие покупатели планеты - развитые страны и, прежде всего, США - имели дефицит счета текущих операций, за счет этого дефицита счет текущих операций развивающихся стран, обслуживавших этот потребительский бум, становился профицитен. США долгое время оставались "покупателем последней инстанции": даже в самые тяжелые времени спрос американских домохозяйств поддерживал мировую экономику.
Кризис сломал этот простой и эффективный механизм перераспределения труда и капитала. Теперь сохраняющийся дефицит счета текущих операций США уже не приводит к росту профицита в других странах. США перестали быть главным мировым потребителем.
Джошуа Айзенман из University of Southern California и его коллеги уверены, что ты наблюдаем процесс масштабной перенастройки мировой экономики. Наиболее ярко его можно увидеть на примере Китая: профицит счета текущих операций в стране снижается, резервы растут медленнее, чем раньше, страна ищет новую модель развития.
От дисбалансов до кризиса
Одной из причин нынешнего кризиса считаются внешние дисбалансы, которые до 2008 года были просто огромны.
Профицит счета текущих операций Китая в 2008 году составлял порядка 0,7% мирового ВВП.
Дефицит счета текущих операций США в том же году составил 1% мирового ВВП.
Помимо Китая счет текущих операций был профицитен у стран-экспортеров: Японии, Германии и других. Если сложить весь этот профицит, то получится 2,5% мирового ВВП.
2,5% ВВП составлял и мировой дефицит. К странам, страдающим от проблем со счетом текущих операций, относятся страны ервозоны и государства Азии без учета Китая.
Росли международные резервы Китая: во вторую половину 1990-х годов они достигли 15% ВВП. После 2000-х года они росли примерно на 4% в год. К 2007 году они достигли 45% ВВП.
Что естественно, то не безобразно
Экономисты пытались оправдать появление огромных дисбалансов. Согласно одной из теорий, дисбалансы - это неотъемлемая часть международной экономики. Развивающиеся страны, например, Китай применяют стратегию ускоренного экспортоориентированного роста. Благодаря этому их счет текущих операций остается профицитным, а аналогичный показатель их торговых партнеров - дефицитным.
Со временем развивающиеся страны начнут богатеть, их финансовые рынки будут либерализованы, а на смену профицитам придут дефициты. Но пока в мировой экономике на долгие годы складывается баланс: страны периферии имеют профицит текущего счета, а страны центра - дефицит.
В мире сложилась уникальная ситуация. Дефицит счета текущих операций США превратился в рост спроса на американские активы. США получили возможность использовать все мировые сбережения, хотя в самой стране практически не сберегали. При этом США финансировали развивающиеся страны за счет своего потребления.
Все изменилось после кризиса: экономика развитых стран замедлилась и они уже не могли скупать в тех же количествах товары производимые развивающимися странами товары. Низкого обменного курса и значительных резервов стало недостаточно, чтобы поддержать рост экспорта. Это привело к перестройке мировой экономики.
США перестали быть главным мировым покупателем
Экономисты исследовали данные по 95 развитым и развивающимся странам в период 1980-2012 годов, чтобы понять механизм образования дисбалансов.
Текущий счет формируется на основе решений населения этих стран о сбережениях и инвестициях. Экономисты попытались понять, что влияет на эти решения, в том числе, они проанализировали спрос со стороны США.
Существует зависимость между профицитом счета текущих операций и увеличением международных резервов и объемами торговли.
Практически для всех стран сохраняется положительная корреляция между профицитом счета текущих операций и увлечением спроса со стороны США. Но взаимосвязь остается сильной лишь в докризисный период, после кризиса зависимость не наблюдается.
Взаимосвязь между профицитом счета текущих операций и реальными темпами роста ВВП отрицательна. То же самое касается зависимости профицита и роста госдолга.
Также профицит текущего счета негативно связан с укреплением реального обменного курса.
На статистических данных видно, что мировая экономика пережила структурную перестройку после кризиса. Фактически, все зависимости после кризиса стали более сильными, например, между профицитом текущего счета и ростом госдолга. Даже страны, имеющие профицит текущего счета, начали сокращать расходы бюджета - они стараются не увеличивать долги.
Исключением стала лишь зависимость профицита текущего счета от спроса в США. Американское население и бизнес в ответ на кризис начали экономить и сокращать задолженность. В итоге, США постепенно лишились роли "потребители последней инстанции": раньше именно они определяли мировой спрос. Рост дефицита текущего счета США автоматически приводил приводил к росту профицита у других стран, теперь эта зависимость ослабла.
Китай избавляется от дисбаласнов
Появление дисбаласнов во многом связано с политикой Китая. Правительство сознательно выбрало стратегию по стимулированию экспорта для поддержания роста экономики. Стратегия оказалась крайне успешной.
Но после кризис она дала сбой: покупать китайские товары стали меньше. Китай, наконец, услышал призывы международных организаций, советовавших ему реформировать экономику. Признаки структурной перестройки экономики уже видны.
Перед финансовых кризисов темпы роста ВВП Китая достигли 14%. Сейчас они серьезно замедлились.
Профицит счета текущих операций достиг 10% ВВП в 2007 году. В 2009 году он снизился до 5,1% ВВП, а в 2012 году - до 2,3%.
При этом резервы Китая продолжают расти. Их рост зависит от профицита торгового баланса, роста кредитования и укрепления валютного курса. Последние два фактора и работали на их наполнение после кризиса.
В 2012 году внутренние инвестиции в Китае достигли 50% ВВП, а кредитования - 200% ВВП. Уровень сбережения остается выше нормы. Это значит, что экономика Китая до сих пор не перестроилась: китайцы предпочитают сберегать, а не потреблять.
Но этот процесс уже начался - это видно по динамике профицита счета текущих операций. Китай будет меньше копить, зато будет больше потреблять и развивать внутренние сектора экономики.
Частью этого перехода может служить направление международных резервов в иностранные активы и на инвестиции зарубеж.
После кризиса мировая экономика стала более сбалансированной
Хотя глобальные дисбалансы сохраняются, мировая экономика после кризиса выглядит более здоровой.
После кризиса торговые дисбалансы в мире резко снизились: с 2,5% мирового ВВП до 2%.
Если в 2008 году профицит счета текущих операций Китая составлял 0,8% мирового ВВП, то после кризиса он снизился до 0,27% в 2012 году. Это самое значительное падение за последние 30 лет.
Дефицит счета текущих операций США снизился с 5% ВВП в 2007 году до 2,8% в 2012 году.
http://www.finmarket.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу