Минпромторг планирует притормозить экспансию сетей » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Минпромторг планирует притормозить экспансию сетей

7 октября 2014 Инвесткафе Гринченко Роман
Минпромторг продолжает показывать свою озабоченность судьбой небольших FMCG магазинов и малого бизнеса. По данным СМИ, на этот раз предлагается принять норматив, который будет вводить новые правила по обеспеченности населения магазинами. Правительство хочет сделать обязательным наличие как минимум двух конкурирующих магазинов в радиусе 300 м от места жительства населения.

На мой взгляд, стремление правительства поддержать малый бизнес и увеличить конкуренцию может нанести ущерб как населению, так и крупным игрокам. Учитывая тот факт, что данный норматив предполагается установить в качестве KPI, можно ожидать более активной работы местных властей в данном направлении. На мой взгляд, наиболее вероятный способ улучшить этот показатель будет выражаться в виде «рекомендаций» торговым сетям по тому, где именно было бы желательно появление новой торговой точки. При это я предполагаю, что такая «рекомендация» будет носить скорее приказной характер. В таком случае нежелание торговой сети следовать указанию местных властей может привести к осложнению отношений между ними. Это в свою очередь может затруднить расширение сетей и привести к снижению темпов роста их оборотов.

Учитывая тот факт, что финансовые результаты и инвестиционная привлекательность отечественных FMCG сетей в значительной мере зависят от экспансии, такие последствия могут привести к снижению рентабельности и объема инвестиций в сектор. Я предполагаю, что сети будут перекладывать свои потери на население, что отразится на динамике цен. Причиной возможного снижения рентабельности, либо замедления экспансии является то, что местные власти могут навязывать заранее менее эффективные места для новых магазинов, опираясь лишь на стремление повысить свой KPI.

При планировании открытия новой торговой точки крупные сети проводят тщательный и взвешенный анализ возможной эффективности местоположения магазина. В определенных случаях в таких местах может уже работать несколько конкурирующих торговых точек, и открытие новой в месте, выбранном сетью, может быть не столь предпочтительно, как открытие в месте, выбранном местными органами управления.

Отдельно стоит сказать о возможных ограничениях. Дело в том, что в заявлении замминистра промышлености и торговли Виктора Евтухова, опубликованном Ведомостями, в качестве одной из важнейших задач выделяется увеличение именно независимых торговых точек (как ИП, так и ЮЛ). Несмотря на то, что в обрисовке предлагаемого норматива не описаны какие-либо ограничения для крупных игроков, такая постановка задачи наводит на мысль, что в конечном варианте будут отданы предпочтения именно небольшим представителям сектора. Это также может негативно повлиять на скорость оформления разрешений, лицензий и т.д. для магазинов крупных сетей, что негативно отразится на их темпах роста.

В случае введения подобных мер публичными компаниями, находящимися в зоне риска, станут Магнит, X5 Retail Group и Дикси, делающие упор в основном на магазины небольших форматов. Впрочем, пока перспективы этой инициативы туманны и нет четкого представления, что она из себя будет представлять, поэтому в краткосрочном периоде она не отразится на капитализации компаний.

/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter