20 сентября 2016 Conomy
В прошлой статье мы рассмотрели черную металлургию, а теперь проанализируем цветную.
В 2015 году металлургическая отрасль пережила сильнейший спад. В результате мировые цены на сталь, алюминий, медь, свинец, цинк, никель, олово и некоторые другие металлы упали до рекордно низких отметок за последние пять лет.
В чем причины металлургического кризиса и какие будут последствия для цветной металлургии?
Цветные металлы и продукция из них имеют различную структуру спроса и предложения и своеобразную структуру затрат на производство, поэтому целесообразно рассматривать каждый сегмент цветной металлургии отдельно: алюминиевую промышленность, медную, свинцово-цинковую, никель-кобальтовую и оловодобывающую.
Алюминиевая промышленность
Алюминиевая промышленность по масштабам производства и потребления занимает первое место среди подотраслей цветной металлургии. По этим же показателям она второй по важности металлургический сегмент и уступает лишь стали.
Основные продукты алюминиевой промышленности — первичный алюминий, сплавы на его основе и оксид алюминия (глинозем). Первые два используются в производстве конечной продукции, а оксид алюминия — основное сырье для производства первичного алюминия.
Алюминий широко применяется в машиностроении, строительстве, энергетике, пищевой промышленности и в других отраслях экономики.
Основные объемы производства алюминия сосредоточены, как и в случае с черной металлургией, в Китае. На его долю приходится более половины мирового производства.
В начале двухтысячных спрос на алюминий зачастую превышал предложение товара, из-за чего на рынке возникал его дефицит, и, как следствие, цены на металл были высокими. С 2010 года дефицит алюминия снижался, снижались и цены. В 2015 году дефицит превратился в профицит, а цены на алюминий упали до рекордно низкого уровня за последние шесть лет.
Дефицит товара снижался, как и в случае с черной металлургией, из-за перепроизводства металла в Китае. В 2015 году Китай увеличил экспорт алюминия и полуфабрикатов: только в первом полугодии экспорт полуфабрикатов вырос на 47% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это привело к накоплению запасов металлопродукции.
Ключевые игроки
По итогам 2015 года мировым лидером по производству алюминия стала китайская компания Hongqiao с объемом производства в 4,421 млн тонн алюминия. Она подвинула на второе место российский РУСАЛ. В пятерку мировых лидеров также входят алюминиевый дивизион одного из крупнейших металлургических концернов Rio Tinto, государственная китайская компания Chalco и американская компания Alcoa.
Производство алюминия среди лидеров мировой отрасли, несмотря на постоянно растущий спрос, снижается. Из-за неблагоприятной ситуации на рынке производители вынуждены закрывать мощности по производству металла. Выделяется только компания Hongqiao, производственные показатели которой существенно растут. Это тоже вызвано ухудшением ситуации на рынке: компания пытается компенсировать снижение цен наращиванием производства и экспорта.
Ситуация с выручкой похожа на происходящее с производственными показателями. Она падает из-за снижения производства и цен. У компании Hongqiao выручка растет из-за роста производства, однако она не может расти такими же темпами, так как цены постоянно снижаются.
Рентабельность продаж у компании Hongqiao по всем видам прибыли со временем становится все хуже. У РУСАЛа и Alcoa ситуация обратная. У Chalco показатели рентабельности очень низкие среди лидеров рынка и они понемногу растут по валовой и операционной прибыли.
Для металлургических компаний важна долговая нагрузка, особенно на фоне постоянной нестабильности в отрасли. Согласно коэффициенту автономии, наибольшую долговую нагрузку среди рассматриваемых компаний имеет РУСАЛ, а наименьшую — Alcoa. Успешнее всего к нестабильности мирового рынка алюминия адаптируется российский РУСАЛ. Большинство активов компании расположено на территории России, подавляющая часть себестоимости производства оценивается в рублях, и девальвация рубля способствовала росту продаж компании в денежном выражении, но не росту себестоимости. На территории России производство алюминия обходится дешевле, нежели в Китае, Европе или Америке в силу более низких цен на ресурсы, поэтому РУСАЛ получил существенные выгоды от падения курса отечественной валюты. В результате по итогам 2015 года РУСАЛ имеет самую высокую рентабельность продаж по валовой и операционной прибыли.
Чистая прибыль компаний нестабильна, что связано в первую очередь с низкой рентабельностью. Свою роль в этом играет и обесценение активов. В случае с РУСАЛом высокая долговая нагрузка компании провоцирует высокие финансовые расходы и удорожание кредитов на фоне девальвации рубля.
Самой дорогой компанией с точки зрения рынка на сегодняшний день является Alcoa с капитализацией в 12,42 млрд долларов США по состоянию на 16.09.2016. Наиболее дешевая компания — Chalco с капитализацией 4,9 млрд долларов США.
По рыночным коэффициентам выходит, что самая переоцененная компания — Chalco. Это не удивительно, учитывая очень низкую рентабельность и не самые вдохновляющие финансовые результаты. Наиболее недооценены РУСАЛ и Hongqiao. Учитывая постоянное снижение финансовых показателей Hongqiao, привлекательнее выглядит РУСАЛ.
Перспективы развития отрасли
Из-за масштабного производства металла в Китае и огромного объема экспорта между Китаем и внешним рынком сложились неблагоприятные отношения. Чтобы наладить отношения с экспортными рынками и выйти из кризиса перепроизводства, правительство Китая решило стабилизировать производство алюминия. Немало алюминиевых заводов в Китае уже приостановили мощности из-за нерентабельности производства. Так что мы ожидаем снижения производства металла в Китае и падения объемов экспорта со стороны китайских компаний.
На долю Китая приходится более половины мирового производства, поэтому мировой рынок алюминия значительно разгрузится, а цены вырастут.
Это также позволит компаниям, которые не представляют Китай, нарастить объемы производства. Спрос на алюминий постоянно растет. На данном этапе он не позволяет рынку рухнуть, а в будущем может стать одним из драйверов роста цен на товар.
https://conomy.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу