Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Михаил Хазин, НАКАНУНЕ » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Михаил Хазин, НАКАНУНЕ

Управляемая катастрофа мировой финансовой системы состоится не ранее 2009 года. Следующие 12 месяцев необходимы ее организаторам, чтобы минимизировать собственный ущерб в будущей драме и максимизировать негативные последствия для растущих конкурентов «западного» глобального проекта
15 января 2008 Профиль
Управляемая катастрофа мировой финансовой системы состоится не ранее 2009 года. Следующие 12 месяцев необходимы ее организаторам, чтобы минимизировать собственный ущерб в будущей драме и максимизировать негативные последствия для растущих конкурентов «западного» глобального проекта.

Начало года — время составления прогнозов. Дело вроде бы нехитрое, но только на первый взгляд. Проблема в том, что самое главное в профессии прогнозиста — обосновать свой прогноз. Для этого нужно взять несколько событий из уже прошедшего периода, в нашем случае — года, втиснуть их в некоторую тенденцию и потом продлить эту тенденцию на будущее. Поскольку событий много, а их комбинаций еще больше, то и тенденций у различных авторов получается много, и прогнозы у них получаются различные. Если, конечно, речь идет о настоящих прогнозистах, а не о тех, кто подгоняет свои рассуждения под заранее утвержденный (вариант — оплаченный) результат.
Не менее важен при составлении прогноза и выбор ключевых точек, событий, анализ которых позволяет выявить доминирующие тенденции. На взгляд автора, за минувший год их набирается вполне достаточно, чтобы построить на них вполне отчетливую картину эволюции мировой экономики в году наступившем.
Во-первых, к числу серьезных событий можно отнести то, что впервые официальные представители «западного» глобального проекта (к которым, в частности, можно отнести нового премьера Великобритании Г. Брауна) начали говорить о том, что современная структура мировых финансов нежизнеспособна.
Во-вторых, финансовый кризис в августе для США нонсенс, август — мертвый сезон в финансовой сфере. И есть серьезные основания считать, что он носит рукотворный характер — речь, возможно, идет о реструктуризации американской финансовой системы, попытках ее серьезного оздоровления.
В-третьих, операция по созданию «центра силы» в Евросоюзе (заключение Лиссабонского договора, предусматривающего введение постов президента и министра иностранных дел ЕС) была во многом проведена вопреки интересам основных союзников Вашингтона в регионе. Такие жертвы США, вообще говоря, не свойственны, и, значит, что-то очень существенное они должны были получить взамен. Скорее всего — поддержку Европы в части создания системы «атлантического единства». В этом смысле попытка реструктуризации американских финансов понятна: без нее объединение двух финансовых систем — США и ЕС — просто невозможно.
Но самыми главными все-таки стали другие два события. Одно — смена политики ФРС США, разворот от политики повышения ставки к ее снижению. Причем разворот этот не был очевидным: даже в рамках голосования членов комитета по открытым рынкам ФРС были споры. Но только на первом этапе. А вот дальше все четко выстроились в рамках единой стратегии. При этом других действий по изменению ситуации к лучшему не наблюдается, более того, не исключено, что в рамках ослабления денежной политики в финансовую систему влили денег даже больше, чем в нее поступало под фиктивные ипотечные активы. Тогда зачем же задействовать последний ресурс, действие которого явно ограничено во времени (ставку нельзя опускать ниже нуля)?
Другое событие — отказ Европы от колоссальных сельскохозяйственных субсидий своим производителям. Теоретически такой отказ долгое время был категорическим требованием развивающихся стран Латинской Америки, Африки и Азии, производителей которых страны Евросоюза не пускали на свои рынки. И на первом этапе могло показаться, что это событие лежит в одном русле с активностью, проявленной руководством Евросоюза в части вступления в ВТО России — то есть что страны Запада готовы пойти на уступки в рамках раунда в Дохе и реанимировать ВТО. Однако вступление России в ВТО пока не состоялось, и не очень понятно, когда состоится, а рынки Европы как были закрытыми, так таковыми и остались — только механизмы их контроля изменились. А значит, опять-таки дело здесь в другом.

Управляемая катастрофа
А теперь вернемся к кризисным процессам в мировой экономике. Элита «западного» проекта не может их не видеть — уж коли прямо об этом говорит. И, в общем, не может не понимать, куда идет дело: если бы денежные власти США и ЕС не влили в августе—сентябре на рынки объемы ликвидности, сравнимые по масштабу с агрегатами М0 своих денежных систем, то «черный вторник» по образцу 1929 года уже бы случился. А какие могут быть, с их точки зрения, варианты развития событий? Полностью остановить эмиссию невозможно — во всяком случае, по своей инициативе. Поскольку это неминуемо вызовет резкое падение ВВП как в США (которые, напомню, производят около 20% мирового ВВП, а потребляют аж целых 40%), так и в Евросоюзе, который экспортирует значительную часть своей продукции не только в США, но и в страны—экспортеры в США. То есть значительную часть своих доходов ЕС получает от эмиссии долларов. А значит, эмиссионное надувание финансовых пузырей будет продолжаться еще некоторое время, хотя уже понятно, что многие из них находятся на пределе существования: после недвижимости дело дошло до кредитных СВОПов, а там, глядишь, и еще что-нибудь найдется. При этом состояние дел на мировых финансовых рынках, как показали осенние события, таково, что крупной катастрофы одного из них могут не пережить и все остальные. Значит, главные задачи, стоящие перед элитой «западного» проекта, — во-первых, минимизировать катастрофу для себя, а во-вторых, максимизировать ее для конкурентов.
Вторую задачу можно решить двояко: за счет приоритетного использования либо внеэкономических способов, либо экономических, точнее, финансовых. Собственно, политические перипетии США в ушедшем году (включая знаменитый доклад американской разведки об отсутствии у Ирана военной ядерной программы) как раз показывают, что в руководстве этой страны и элите «западного» проекта шла острая дискуссия о методах борьбы с конкурентами и победила концепция экономического влияния.
Другими словами, сделанный в ушедшем году выбор состоял в том, что в рамках дилеммы между (полу)военной диктатурой с подавлением конкурентов военной силой и сохранением «демократической» модели с использованием экономических рычагов выбор был сделан в пользу последней. Дело тут, правда, скорее всего, было не в прелестях «демократии», а в том, что «вытащить» посткризисную экономику в рамках исключительно американского рынка, емкость которого к тому же упадет в разы, невозможно. А распад мира на валютные зоны сделает «чужие» рынки практически недоступными. Значит, еще до начала острой стадии кризиса необходимо подготовить объединение рынков базовых стран «западного» проекта, а затем его осуществить, что несовместимо с диктатурой в США. Политическая целесообразность здесь явно вытекала из экономической: после принятия решения о построении «атлантического единства» доминирование команды неоконов в американской политической элите было обречено.

Китайский фактор
Отметим, что главный конкурент США — Китай, — скорее всего, эту дискуссию не оставил незамеченной и в 2007 году начал активную реализацию программы «сброса» долларовых активов путем приобретения на них всего, что можно купить за деньги. Речь идет и о различных недвижимых активах (типа месторождений в Африке), и о технологиях, и о товарах. Например, о закупке большого количества авиалайнеров в Европе. При этом была разработана замечательная схема, при которой покупки в Европе делаются в кредит, причем в качестве залога выступают номинированные в долларах активы, в частности американские казначейские обязательства. Понятно, что в случае начала острой стадии кризиса европейские банки получат не возврат долгов в евро, а именно эти залоговые активы. Сделать тут, впрочем, уже ничего нельзя: в рамках действующей финансовой системы отказаться от таких схем просто невозможно, поскольку казначейские бумаги США имеют (в некотором смысле по определению) высший рейтинг надежности.
В предстоящем году Китай будет активно наращивать эту программу, как и программу повышения внутреннего спроса, и через два-три года резко сократит свою зависимость от кризиса современной финансовой системы. По состоянию на сегодня начало дефляционного шока, резкое сокращение совокупного мирового спроса, ставит эту страну (как и многие другие страны, экономика которых сильно зависит от экспорта) перед явной угрозой экономического коллапса. Нужно напомнить, что экономическое развитие Индии и Китая идет не путем «размывания» экспортных доходов по всему обществу (как было в СССР), а путем рекрутирования все новых и новых миллионов человек из системы традиционного для этих стран образа жизни в рамки современного производства, в общем, с западными стандартами потребления. И если в России в 90-е годы средний уровень жизни упал раза в полтора, то в этих странах в случае резкого сокращения экспорта картина будет совсем иная. Большая часть населения (для Китая — около 1 млрд человек) этого практически не почувствует, но появится колоссальная по европейским или американским масштабам (десятки миллионов человек) группа, которой фактически будет предложено вернуться из нормального (по нашим меркам) общества почти в доисторический период. В таких странах, как Япония или Россия, падение уровня жизни будет сравнимо с началом 90-х у нас или с Великой депрессией в США, то есть уровень потребления сократится раза в полтора-два. И то, и другое — острейший социально-политический кризис, но вполне совместимый с сохранением правящей элиты. А вот в Китае средний уровень жизни может упасть и меньше, зато у некоторой, значительной группы — существенно глубже. Теоретически исторические традиции Китая позволяют такие группы просто нивелировать (и не обязательно физически — так называемая культурная революция тому пример), но надо понимать, что именно эта группа является символом движения Китая к лидерству во всем мире. Иными словами, борьба с потерявшими привычную основу для существования «западниками» в китайском обществе означает его замыкание, резкое усиление акцентов, направленных вовнутрь, с соответствующим ослаблением внешней активности. А если еще учесть, что «западники» получат активную поддержку из-за рубежа, то можно смело говорить о том, что такой сценарий практически неминуемо выведет Китай и другие страны с аналогичным устройством общества из борьбы за приоритетные позиции в мировой экономике и геополитике. Наша страна, впрочем, как и Япония, сегодня конкурентом для «западного» глобального проекта не является, а вот Китай ему надо вывести из строя обязательно, иначе о первенстве США и вообще Запада говорить не приходится.

Сценарий «Великой депрессии-2»
Но, еще раз повторим, такой вариант руководители Китая (и, возможно, Индии) просчитывают и предпринимают контрмеры. Это означает, что, если уж Западом выбран вариант не силового, а финансово-экономического взаимодействия, то начало острой стадии кризиса, сценарий дефляционного шока, резкого падения совокупного мирового спроса, должен быть запущен в течение не более двух лет. Теоретически логику здесь можно даже продолжить, тем более что такие рассуждения все равно принципиальны для сценария на 2008 год. В ноябре следующего года в США состоятся президентские выборы, и делать кризис под них как-то неправильно. В январе 2009-го к власти приходит новая (антикризисная) администрация, и после того, как в течение полугода она осваивается на новых местах, в частности согласовывает свои позиции с руководителями Евросоюза, можно начинать операцию. Иными словами, с точки зрения логики рукотворный дефляционный шок следует ожидать во второй половине 2009 года, а в 2008-м никаких потрясений быть не должно.
Разумеется, все вышесказанное верно только в том случае, если принять на веру описанную выше логику руководителей «западного» глобального проекта. Отметим, что альтернативной просто не видно — разве что считать этих людей клиническими идиотами.
Возвращаясь к первой задаче, которая стоит перед «западным» проектом, необходимо отметить, что его лидеры, скорее всего, рассматривают развитие ситуации именно в рамках сценария дефляционного шока по образцу 1929 года. Это хорошо видно по многочисленным заявлениям западных экспертов и чиновников. Кроме того, именно этот вариант оптимален с точки зрения экономического ослабления конкурентов. Да и отказ от силового сценария подтверждает такую оценку ситуации. Самым неприятным последствием кризиса 1929—1930 годов с точки зрения управляемости процессом со стороны элиты было разрушение банковской системы страны. Падение жизненного уровня населения, если его можно списать на внешние факторы и частично компенсировать за счет господдержки, по всей видимости, не представляется таким уж опасным. Во всяком случае, падение жизненного уровня в два раза пережили как сами США во времена Великой депрессии, так и, например, Россия в 90-е годы, и социально-политической катастрофы это не вызвало.
А вот разрушение банковской инфраструктуры, особенно «на местах», то есть той ее части, которая непосредственно связана с инфраструктурой, обеспечивающей жизнедеятельность рядовых граждан и малого бизнеса, может стать очень серьезной проблемой. Даже более серьезной, чем в 1929—1930 годах, поскольку современная институциональная структура американской экономики значительно более сложная, чем почти 80 лет назад. И если в период активной эмиссионной накачки главную роль в экономике играют крупные банки, через которые напечатанные деньги «легализуются» в экономике, то после дефляционного шока ключевую роль будут играть мелкие и средние региональные банки, обеспечивающие связь с экономической инфраструктурой на местном уровне. Но многие годы эмиссионного бума серьезно подорвали надежность и качество именно этих институтов. В качестве активов они выбирали (в том числе и по рекомендациям крупных банков-корреспондентов, своих, так сказать, «старших товарищей») как раз те активы, которые сегодня поставлены под серьезные сомнения. Для крупных банков, особенно впрямую допущенных к эмиссионным деньгам, это не проблема. А для региональной банковской сети, как показал опыт 1929—1930 годов, да и Японии начала 90-х, это станет катастрофой. И если исходить из логики неизбежности рукотворного дефляционного шока, то получается, что главной задачей денежных властей США является реструктуризация именно региональной банковской сети, существенное оздоровление ее активов.
Что при этом будет с крупными банками — в общем, наплевать. Во-первых, часть из них можно и обанкротить (в том числе с крупным иностранным участием), поскольку не так уж и много их нужно на всю страну. Во-вторых, их главное преимущество — международная сеть — может быть как единое целое передана тем из них, которые будет сочтено целесообразным сохранить. В-третьих, само значение этой сети в условиях дефляционного шока резко упадет. Ну и, наконец, можно обанкротить вообще все крупные банки, поскольку доступ к эмиссии автоматически делает крупным любой финансовый институт.

Симптомокомплекс
Приведенный анализ дает возможность достаточно четко описать ту систему действий и событий, которая ожидает мировую экономику в 2008 году. Этот год будет характеризоваться постоянно идущей реструктуризацией финансовых институтов зоны доллара, причем акцент будет делаться на выявление все новых и новых ненадежных инструментов. Реструктуризация будет состоять в том, что крупные американские финансовые институты станут выкупать у региональных эти ненадежные инструменты, оздоровляя их балансы и принимая на себя дополнительные риски. Компенсироваться они будут частично за счет эмиссионных денег, частично за счет средств иностранных инвесторов. Некоторые из которых будут искренне рады войти в капитал системообразующих банков, куда их ранее не пускали, а некоторые — понимая неизбежность дефляционного шока и считая, что в рамках непосредственного участия в крупнейших американских банковских институтах они смогут лучше защитить свои капиталы.
Не исключено, что часть этих крупных финансовых институтов будет вынуждена обанкротиться еще в текущем году. Однако, скорее всего, данная процедура произойдет путем разделения этих структур на составные части по направлениям деятельности, которые и будут выкуплены другими участниками рынков. Банкротств типа «Энрона» ожидать не приходится, современное состояние мировой финансовой системы таких катаклизмов может не пережить.
При этом будет происходить постепенная адаптация бюджетных систем США и Евросоюза. Именно в рамках этой процедуры, скорее всего, и были сокращены сельскохозяйственные дотации в ЕС. Цель этой процедуры — объединение рынков Европы и Северной Америки. Развитие ситуации на финансовых рынках станет продолжением тенденций, сложившихся в предыдущем году. Ускоренный рост цен на «реальные» (в рамках действующей экономической модели) активы, постепенное (но не принимающее катастрофические формы) ослабление доллара и рост альтернативных валют, быстрый рост доходов нефтеэкспортеров и стран, имеющих крупные экспортные поставки в США. Международный товарооборот будет активно расти не только в денежном, но и в натуральном выражении — за счет повышения покупательной активности стран—владельцев крупных долларовых активов. Россия, впрочем, как всегда, здесь останется «не при делах», поскольку нашими финансами руководят люди, слепо подчиняющиеся элите «западного» проекта, кровно заинтересованной ныне в том, чтобы найти как можно больше «емкостей» для сброса избыточной ликвидности. Собственно, кроме России непонятно даже, куда ее сегодня можно сбрасывать — дураков больше нет. А значит, Россия останется в наступившем году единственной в мире крупной страной, страдающей от избытка спекулятивных капиталов при явном недостатке капитальных инвестиций.

http://www.profile.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу