18 августа 2021 Financial One Хестанов Сергей
Расследование Минторга США в отношении России обсудили с Сергеем Хестановым, экономистом, доцентом РАНХиГС.
Далее делимся мнением эксперта от первого лица.
Статус страны с рыночной экономикой важен только для тех отраслей, которые чувствительны к возможному введению пошлин. Таким товарам как нефть и газ, которые поставляются без пошлин и рынок которых является почти абсолютно глобальном, статус рыночной экономики не дает ничего.
Россия получила этот статус только в 2002 году, через 10 лет постсоветского развития. Тем не менее экспорт углеводородов никак от отсутствия этого статуса не страдал. Этот статус чувствителен для металлургов, потому что его получение и вступление в ВТО привело к тому, что многие страны заметно снизили или вообще отменили пошлины на российский металл.
Поэтому для металлургии, особенно для черной металлургии, это было, конечно, большим подспорьем. Это же касается и химии, и нефтехимии, потому что там тоже по некоторым позициям многие страны защищают свои рынки, и потеря статуса рыночной экономики может привести к заметному увеличению таможенных пошлин.
Но в общем объеме российского экспорта отрасли, которые потенциально могут пострадать, занимают не слишком большой процент. Для нас очень важен Европейский союз, для нас важна Азия и особенно Китай, а вот товарооборот с США, который потенциально может пострадать от введения дополнительных пошлин, достаточно невелик.
Поэтому здесь решение носит, скорее, политический характер и вряд ли будет иметь большие экономические последствия, по крайней мере, до тех пор, пока аналогичное решение не будет принято, допустим, Европейским союзом. Это уже гораздо более чувствительно и неприятно.
Но важно помнить о том, что подобного рода решения не принимаются быстро. России потребовалось около десяти лет для получения статуса рыночной экономики после распада СССР. Поэтому в любом случае это довольно длительный бюрократический процесс. Скорее всего, даже дискуссия о потери статуса рыночной экономики потребует серьезных переговоров.
Мы прекрасно знаем, что любые процессы в ВТО очень и очень небыстрые. Быстрое решение для ВТО – это как минимум пара кварталов, а то и гораздо больше. Но в любом случае российским переговорщикам нужно начинать дискуссию. Необходимо отстаивать этот статус, поскольку если для российской экономики в целом утрата статуса рыночной будет иметь не слишком тяжелые последствия, то для отдельных отраслей это достаточно нежелательно.
Причем особенно опасно то, что потеря такого статуса с точки зрения США может оказать стимулирующее воздействие на аналогичный процесс со стороны Европейского союза, что уже весьма и весьма нежелательно. Интересно, что подобного рода споры, особенно проводимые в рамках ВТО, – это вообще нормальный процесс. То есть и страны, и лоббисты отдельных предприятий и отраслей постоянно инициирует дискуссии такого типа просто с целью подтолкнуть национального регулятора к изменению, допустим, таможенных тарифов.
Поэтому драматизировать эту новость не стоит, но и соответствующим чиновникам, которые уполномочены вести переговоры в рамках ВТО, расслабляться не стоит. Вслед за декларациями могут последовать какие-то действия, которые уже могут болезненно отразиться, по крайней мере, на отдельных секторах российской экономики.
По иронии судьбы у меня однокашник по университету в 90-е годы некоторое время работал в Министерстве и как раз отвечал за переговорный процесс. В ВТО очень медленный бюрократический процесс. В любом случае даже у предприятий, которые потенциально попадут под пошлины, как минимум будет время переориентировать экспорт и изменить производственную программу.
Далее делимся мнением эксперта от первого лица.
Статус страны с рыночной экономикой важен только для тех отраслей, которые чувствительны к возможному введению пошлин. Таким товарам как нефть и газ, которые поставляются без пошлин и рынок которых является почти абсолютно глобальном, статус рыночной экономики не дает ничего.
Россия получила этот статус только в 2002 году, через 10 лет постсоветского развития. Тем не менее экспорт углеводородов никак от отсутствия этого статуса не страдал. Этот статус чувствителен для металлургов, потому что его получение и вступление в ВТО привело к тому, что многие страны заметно снизили или вообще отменили пошлины на российский металл.
Поэтому для металлургии, особенно для черной металлургии, это было, конечно, большим подспорьем. Это же касается и химии, и нефтехимии, потому что там тоже по некоторым позициям многие страны защищают свои рынки, и потеря статуса рыночной экономики может привести к заметному увеличению таможенных пошлин.
Но в общем объеме российского экспорта отрасли, которые потенциально могут пострадать, занимают не слишком большой процент. Для нас очень важен Европейский союз, для нас важна Азия и особенно Китай, а вот товарооборот с США, который потенциально может пострадать от введения дополнительных пошлин, достаточно невелик.
Поэтому здесь решение носит, скорее, политический характер и вряд ли будет иметь большие экономические последствия, по крайней мере, до тех пор, пока аналогичное решение не будет принято, допустим, Европейским союзом. Это уже гораздо более чувствительно и неприятно.
Но важно помнить о том, что подобного рода решения не принимаются быстро. России потребовалось около десяти лет для получения статуса рыночной экономики после распада СССР. Поэтому в любом случае это довольно длительный бюрократический процесс. Скорее всего, даже дискуссия о потери статуса рыночной экономики потребует серьезных переговоров.
Мы прекрасно знаем, что любые процессы в ВТО очень и очень небыстрые. Быстрое решение для ВТО – это как минимум пара кварталов, а то и гораздо больше. Но в любом случае российским переговорщикам нужно начинать дискуссию. Необходимо отстаивать этот статус, поскольку если для российской экономики в целом утрата статуса рыночной будет иметь не слишком тяжелые последствия, то для отдельных отраслей это достаточно нежелательно.
Причем особенно опасно то, что потеря такого статуса с точки зрения США может оказать стимулирующее воздействие на аналогичный процесс со стороны Европейского союза, что уже весьма и весьма нежелательно. Интересно, что подобного рода споры, особенно проводимые в рамках ВТО, – это вообще нормальный процесс. То есть и страны, и лоббисты отдельных предприятий и отраслей постоянно инициирует дискуссии такого типа просто с целью подтолкнуть национального регулятора к изменению, допустим, таможенных тарифов.
Поэтому драматизировать эту новость не стоит, но и соответствующим чиновникам, которые уполномочены вести переговоры в рамках ВТО, расслабляться не стоит. Вслед за декларациями могут последовать какие-то действия, которые уже могут болезненно отразиться, по крайней мере, на отдельных секторах российской экономики.
По иронии судьбы у меня однокашник по университету в 90-е годы некоторое время работал в Министерстве и как раз отвечал за переговорный процесс. В ВТО очень медленный бюрократический процесс. В любом случае даже у предприятий, которые потенциально попадут под пошлины, как минимум будет время переориентировать экспорт и изменить производственную программу.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба