Дыра в бюджете. Как будет справляться экономика России? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Дыра в бюджете. Как будет справляться экономика России?

3 февраля 2023 ИХ "Финам" Аседова Наталия
Сегодня Минфин России сообщил о том, что размер недополученных нефтегазовых доходов в феврале может составить 108 млрд рублей. Отклонение фактически полученных нефтегазовых доходов от ожидаемого месячного объема составило в январе минус 52,1 млрд рублей, что объясняется поступлением экспортной пошлины на газ в меньшем объеме. Залатать дыру в бюджете правительство решило расширением объема продажи юаней по бюджетному правилу.

Так, начиная с 7 февраля и до 6 марта плановый объем продажи валюты на внутреннем рынке составит 8,9 млрд руб. в день. В январе ежедневный объем покупок равнялся 3,2 млрд рублей. Теперь совокупный объем средств, направляемых на продажу иностранной валюты, будет в эквиваленте 160,2 млрд руб.

Что будет с бюджетом России в дальнейшем? Имеются ли дополнительные резервы? Насколько это серьезно для экономики, и какие меры может еще предпринять правительство для пополнения бюджета? В этих и других вопросах Finam.ru разбирался вместе с экспертами.

Размер дефицита остается на приемлемом уровне
Минувший год уже преподнес серьезный вызов. Глава Минфина Антон Силуанов ранее заявлял о том, что дефицит федерального бюджета в 2022 году оказался одним из крупнейших в истории России, выше он был только в пандемийном 2020 году.

Так, по итогам 2022 года дефицит российского бюджета достиг 3,3 трлн руб. или же 2,3% ВВП. Тем не менее, несмотря на санкции и высокую неопределенность правительство умело управляло государственным бюджетом. В частности, приостанавливалось действие бюджетного правила, вводились масштабные пакеты мер поддержки населения и бизнеса, тратились средства ФНБ. При этом резкое увеличение расходов, повлекшее за собой и заметный рост дефицита бюджета, было связано с решением правительства перенести часть трат 2023 года на конец 2022-ого.

В декабре прошлого года президент России Владимир Путин подписал закон о федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024-2025 годов. Согласно закону, расходы бюджета в этом году составят 29 трлн руб., а доходы - 26,1 трлн рублей. Дефицит, как ожидается, будет на уровне 2% ВВП (или же порядка 3 трлн руб.), а закрыть его предполагается преимущественно за счет заимствований. При этом прогнозируется, что дефицит бюджета будет постепенно сокращаться - до 0,7% ВВП в 2025 году. Стоит заметить, что бюджет на 2023 год верстался из расчета цен на нефть Urals в $70,1 за баррель, поэтому серьезное отклонение от этих уровней может нести существенные риски для российской экономики. Однако такой уровень дефицита бюджета является допустимым, и у России есть деньги для его финансирования.

С чем связаны выпадающие нефтегазовые доходы?
Выпадающие нефтегазовые доходы бюджета связаны прежде всего с тем, что средняя цена российской экспортной нефти Urals в январе, по данным Минфина, составила чуть менее $50/барр., в то время как утвержденный базовый размер нефтегазовых доходов в 2023-2025 гг. (8 трлн руб.) рассчитан, исходя из цены в районе $60/барр. (при условии объемов добычи около 10 млн баррелей в день). Кроме того, по словам Ольги Беленькой, руководителя отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам», Россия недополучает экспортные пошлины на газ в связи с резким падением экспорта «Газпрома» в ЕС (в результате чего общий экспорт компании в страны дальнего зарубежья в прошлом году сократился на 46%, несмотря на рекордные поставки в Китай). При этом низкая цена Urals – следствие рекордного ценового дисконта к международным бенчмаркам в результате вступления с 5 декабря в силу эмбарго ЕС и потолка цен на морские поставки российской экспортной нефти; аналогичные санкции должны вступить в силу с 5 февраля и для нефтепродуктов.

«Бюджет 2023 года сверстан исходя из средней цены $70,1/барр., в нем заложено 8,9 трлн руб. нефтегазовых доходов (т.е. выше долгосрочного «базового» значения 8 трлн руб., от которого Минфин считает недополученные доходы), и даже при этом в бюджет заложен плановый дефицит 2,9 трлн руб. Исходя из матрицы, приводившейся в одном из документов Минфина, при цене около $50/барр., объем выпадающих нефтегазовых доходов по отношению к плановым 8,9 трлн руб. может составить около 2 трлн руб. – настолько же может увеличиться и дефицит бюджета», - отмечает Беленькая.

Резервы точно есть
По словам директора департамента корпоративных финансов ИК «ИВА Партнерс» Артема Тузова, бюджет РФ в дальнейшем будет исполняться в рамках заложенных в него доходов и расходов. И если доходы от нефтегазовой отрасли будут снижаться, государство сможет занять на рынке ОФЗ необходимую сумму. Эксперт успокаивает, что резервы у России еще есть, при этом их много. «Во-первых, в 2022-м году выросли ненефтегазовые доходы бюджета. Россия успешно развивает альтернативные нефти и газу источники доходов. Плюс всегда есть возможность занять средства на рынке ОФЗ», - подчеркивает он.

Ольга Беленькая, в свою очередь, отмечает, что пока Минфин закрывает выпадающие (по отношению к базовому уровню) нефтегазовые доходы незамороженными резервами ликвидной части ФНБ, продавая юани, в соответствии с вступившей в силу в этом году новой версией бюджетного правила. На начало года их запасы составляли 309 млрд юаней, что несколько выше 3 трлн руб. по текущему курсу. По ее словам, достаточность резервов, очевидно, зависит от того, на каком уровне сложится средняя экспортная цена Urals в этом году. Если она останется вблизи $50/барр., и объемы добычи существенно не снизятся, резервов в юанях, по оценкам Беленькой, может хватить на 2-3 года.

При этом, по мнению эксперта «Финама», средняя цена нефти Urals в течение года может быть выше, чем в декабре-январе (ожидаемый диапазон в течение года $50-70/барр.). «При средней цене Urals в районе $60/барр. уже можно выйти на базовый уровень нефтегазовых доходов (тогда продавать юани из резервов не придется, а при доходах выше базовых Минфин, наоборот, должен начать покупать юани) и сократить отставание от заложенных в бюджет значений», - считает Беленькая.

Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global, также полагает, что для сведения бюджета есть различные варианты и резервы. Пока правительство использует новое бюджетное правило и продает юани из ФНБ для устранения дефицита бюджета. «По состоянию на 1 декабря в ФНБ находилось 310 млрд юаней, что эквивалентно примерно 3,3 трлн рублей. Если представить, что правительство ежемесячно будет продавать юаней из ФНБ на сумму в 160 млрд рублей, то средств ФНБ хватит примерно на 20,6 месяцев, то есть чуть более полутора лет. Но помимо продажи средств из ФНБ у правительства еще есть возможности заимствований на внутреннем рынке за счет размещения облигаций федерального займа (ОФЗ). Данный инструмент заимствований активно используется Минфином РФ в текущем году и привлекает большие объемы финансирования», - заявляет он.

Что будет с бюджетом и экономикой в будущем?
По мнению Владимира Чернова, бюджет будет дефицитным до тех пор, пока не вырастут нефтегазовые доходы России или не упадет курс рубля. При этом в условиях установления потолка цен для российской нефти и нефтепродуктов, а также падения объемов поставок газа в ЕС он может оставаться дефицитным долгое время. По мнению эксперта, ситуация может измениться во второй половине 2023 года, если дисконт на российские энергоресурсы сократится, как того ожидает зампред правительства Александр Новак, указывая на аналогичную ситуацию в прошлом году. При этом он полагает, что нефтегазовые доходы бюджета можно увеличить с помощью переориентации всех экспортных потоков, в том числе и газа, в этом может помочь строительство газового хаба в Турции или ускорение строительства трубопровода «Сила Сибири-2», но все понимают, что на строительство хаба и трубопровода может уйти не один год.

«Значительный дефицит бюджета связан не только с недополученными доходами (следствие геополитической конфронтации России с Западом и санкций), но и с резко выросшими расходами, структура которых с апреля прошлого года перестала публиковаться Минфином», - заявляет Ольга Беленькая. Как следует из пояснительной записки к закону о бюджете, суммарная доля расходов на статьи «Национальная оборона» и «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» должны были возрасти с 23,9% в 2021 году до 27% в 2022 году и 32% в 2023 году – это данные на конец сентября прошлого года. Как отмечают аналитики ЦБ РФ, увеличенные бюджетные расходы дополнительно поддержат спрос в экономике, но фискальный мультипликатор (то есть вклад в среднесрочный рост экономики) может оказаться невысоким из-за смещения структуры расходов в сторону менее производительных. По словам Беленькой, с учетом низкого госдолга РФ, даже такие уровни бюджетного дефицита можно закрывать за счет привлечения заимствований, однако, это будет иметь неблагоприятные последствия для экономики – более высокие значения инфляции и процентных ставок. Также возрастает вероятность, что правительство будет искать возможности увеличения налоговых доходов для сокращения дефицита.

Тем не менее, пока ситуация в российской экономике развивается по сценарию, который лучше большинства прогнозов, и ряд аналитиков ожидает роста ВВП РФ в 2023 году. Таким мнением с Finam.ru поделился Артем Тузов.

Владимир Чернов тоже не видит серьезного риска для российской экономики, пока бюджет будет сводиться за счет средств из ФНБ. Кроме того, он считает, что, в первую очередь, правительству необходимо продолжать заимствования на внутреннем рынке в виде размещений ОФЗ. «Правительство планирует выпустить бескупонные ОФЗ с фиксированным доходом, инвестиции в которые могут быть доступны рядовым гражданам, так как они позволяют инвестировать в них пенсионные накопления, а это уже совсем другие объемы. Поэтому необходимо донести до населения выгоду от таких инвестиций», - считает эксперт. Кроме того, он полагает, что искусственное ослабление курса рубля могло бы в корне изменить ситуацию, потому что чем дешевле национальная валюта, тем больше ее поступит в бюджет после конвертации экспортных валютных доходов. Однако здесь, подчеркивает Чернов, ситуация осложняется тем, что проводить прямые интервенции ЦБ теперь не может из-за заморозки ЗВР. «Попытки влиять на курс рубля с помощью покупки или продаж китайского юаня на бирже тоже не приносят успеха, но помочь в ослаблении рубля могут вербальные интервенции», - заключил эксперт.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter