Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
90-е возвращаются: Армения оказалась на новом Шелковом пути для товаров в попавшую под санкции Россию » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

90-е возвращаются: Армения оказалась на новом Шелковом пути для товаров в попавшую под санкции Россию

19 июля 2023 Financial Times
Автомобильный рынок на окраине Еревана, Армения. Многие трейдеры приезжают из России, чтобы купить подержанные автомобили

Тысячи подержанных автомобилей провозятся через Кавказ, чтобы обойти запреты США и ЕС

Ряды автомобилей тянулись во все стороны от здания таможни на окраине Гюмри, второго города Армении. У многих отсутствовал бампер; у некоторых были раздавлены крылья или двери, заклеенные полиэтиленовыми пакетами.

Между машинами бродили молодые русские мужчины. Для них этот уголок Кавказа стал ключевой остановкой на быстро развивающемся торговом маршруте: ввоз подержанных автомобилей в Россию, где санкции из-за конфликта на Украине привели к тому, что автомобили западных марок теперь трудно найти.

«Ничего из того, что вы здесь видите, не осталось в Армении», — сказал один из них, указывая на море машин, раскаленных от жары. «Все это реэкспортируется в Россию, часть в Казахстан».

Армения не производит автомобили, но экспорт автомобилей из крошечной страны в Россию резко вырос после начала конфликта на Украину — с 800 000 долларов в январе 2022 года до чуть более 180 миллионов долларов в том же месяце этого года.

«В России все автосалоны закрылись, BMW, Audi, все», — сказал молодой трейдер. Как и другие россияне, работающие на таможенном посту в Гюмри, он отказался назвать свое имя.

«Любой состоятельный человек, который раньше пошел бы в автосалон и купил машину, больше не может этого делать», — добавил он. «Поэтому они обращаются к нам или к кому-то еще и забирают машину».

Неподалеку стоял автовоз, загруженный разбитыми и помятыми «Фордами». По краю таможенного участка брокеры рекламировали свои услуги на щитах витрин: «Покупка автомобилей на аукционах США»; «Пересылка в закрытом контейнере в Гюмри»; «Реэкспорт в Россию».

90-е возвращаются: Армения оказалась на новом Шелковом пути для товаров в попавшую под санкции Россию


Самым ярким примером являются автомобили, но экспорт других товаров из Армении в Россию также вырос, что привело к почти двукратному увеличению торговли между двумя странами в 2022 году.

Российские потребители обратились к третьим странам в поисках того, чего им не хватает из-за западных санкций и ухода корпораций, в результате чего такие страны, как Армения, Турция и Казахстан, оказались в центре оживленного нового торгового маршрута потребительских товаров.

Для Армении это способствовало массовому буму: ее валовой внутренний продукт вырос на рекордные 13 процентов в 2022 году, что более чем вдвое превышает темпы предыдущего года.

Но это также разочаровало западные столицы. Официальные лица США в марте включили Армению в число государств, используемых для «контрабандного ввоза запрещенных товаров» в Россию. В последнем санкционном пакете ЕС , направленном на предотвращение обхода санкций третьими странами, в число виновных также включены организации в Армении.

Правительство Армении категорически отвергает это обвинение. Сообщения об обходе санкций «не более чем слухи», заявил в марте премьер-министр Никол Пашинян.

«Реальность как раз противоположна».

«Руководство Армении публично заявило о своем намерении ограничить торговлю всеми санкционными товарами», — заявило министерство иностранных дел, добавив, что тесно сотрудничает с США и ЕС и составило список товаров, которые могут быть использованы российскими военными, которые сейчас находятся под особо строгим контролем.

Для россиян иномарки являются ценной мишенью после того, как США запретили экспорт в Россию всех легковых автомобилей, как подержанных, так и новых. ЕС также быстро запретил экспорт автомобилей стоимостью более 50 000 евро и недавно расширил его, включив в него все более крупные автомобили с объемом двигателя около двух литров и более.

Многие иностранные автомобильные компании продали свои заводы и закрыли дилерские центры в России. Некоторые из них также ушли с рынка, хотя на них не распространяется прямой экспортный контроль. Южнокорейская компания Hyundai приостановила свою деятельность и планирует продать свои российские заводы.

Китайские модели доступны, но непопулярны. Отечественных моделей немного, и их производство сильно сократилось из-за санкций, лишивших автопроизводителей высокотехнологичных производственных компонентов. Цены на вторичном рынке подскочили.



По словам брокеров и покупателей, автомобили в основном прибывают из США через черноморский порт Поти в Грузии. Затем многие из них доставляются в Армению для таможенного оформления, поскольку страна является частью блока беспошлинной торговли с Россией.

Город Гюмри является ключевым транспортным узлом, откуда автомобили направляются на север в Россию по дороге, снова пересекая Грузию.

«Эта схема США-Грузия-Армения-Грузия-Россия не единственная. Таких много», — сказал Павел, новый торговец, проезжавший через Гюмри из Санкт-Петербурга, который отказался назвать свое настоящее имя. «Эти схемы распространились, как корни дерева».

Сидя в кафе под открытым небом, наполненном запахом бензина и жареного мяса, Павел сказал, что подумывал поехать в Беларусь — пункт въезда автомобилей из Германии — но остановился на кавказском маршруте. 20-летний трейдер, впервые попробовавший себя в России в качестве брокера по недвижимости, сказал, что хочет сам заняться бизнесом по импорту автомобилей, и это был его пробный запуск.

Сначала Павел несколько месяцев изучал рынок и общался онлайн с русским «автоселектором» в Грузии. Селектор помог ему найти подержанный Hyundai, выставленный на аукцион в США.

Многие другие трейдеры также выбирают американские автомобили. В январе 2022 года, перед началом конфликта России и Украины, Армения импортировала из США автомобилей на сумму 2,8 млн долларов. Но год спустя эта цифра взлетела до 29,5 млн долларов. С тех пор цифра продолжает расти. В апреле этого года Армения импортировала американских автомобилей на сумму 34 миллиона долларов.

По словам покупателей и брокеров, большинство из них покупаются дешево в США на аукционах подержанных/разбитых автомобилей, организованных страховыми компаниями. Затем автомобили чинятся в ремонтных мастерских в Грузии или Армении. Это поддерживает высокие показатели прибыли. Отремонтированные подержанные автомобили могут быть проданы в России намного дороже их себестоимости, несмотря на то, что им предстоит пройти долгий путь.

Это также удерживает трейдеров в соответствии с ценовым пределом европейских санкций, на котором сейчас настаивают некоторые местные таможенники.

«Вот почему все ввозят разбитые автомобили», — сказал молодой русский торговец из Гюмри. «Дорогие, но достаточно потрепанные, чтобы быть оцененными дешевле 50 000 долларов, тоже на счету».

Павел добрался из Санкт-Петербурга на юг России на самолете, а затем через границу в Грузию на автобусе, взяв с собой около 1,5 млн рублей (17 000 долларов) наличными. Он нашел Hyundai в отличной форме после ремонта в ремонтной мастерской.

Пройдя таможню в Гюмри, он собирался отвезти его домой, где, как он был уверен, его будет легко продать.

«На российском рынке все плохо, — сказал он. «Люди будут покупать его, потому что у них нет выбора из-за обстоятельств».



Количество новых автомобилей, проданных в России, в прошлом году упало на 60%, в то время как внутреннее производство — после ухода западных автопроизводителей — упало до самого низкого уровня с 1991 года, когда распался Советский Союз, согласно анализу данных Автостата, проведенному Рейтер.

Сокращение предложения и снижение семейного бюджета привели к тому, что в прошлом году россияне купили гораздо меньше автомобилей, как подержанных, так и новых. Новые автомобили, которые действительно были проданы, были в основном отечественной маркой «Лада», классическим советским автомобилем. Его доля рынка выросла до 37 процентов в первом квартале этого года.

В настоящее время также продается больше новых китайских автомобилей, при этом рыночная доля государственного бренда Chery выросла на 165% в первом квартале этого года по сравнению с прошлым годом. Россия стала крупнейшим импортером китайских автомобилей.

Большинство россиян обратились к покупке подержанных автомобилей. В прошлом году подержанные автомобили составили почти три четверти продаж. Но даже на этом рынке становится тесно, говорит Александр, молодой россиянин, оформляющий автомобиль на таможне в Гюмри для личного пользования. Цены завышены, а хороших подержанных автомобилей становится все меньше.

Александр сказал, что только что продал свой Ford Focus в России, получив за него сейчас больше денег, чем заплатил за него новым в 2009 году, «хотя он и постарел, пробег увеличился, а состояние ухудшилось». Он решил использовать эти средства для поиска автомобиля на Кавказе, сказал он, потому что «русские уже вывезли из Германии все более-менее приличные подержанные автомобили».

Хотя Запад стремится усилить экспортный контроль, некоторые аналитики также опасаются сдерживания всплесков роста небольших экономик в регионе, которые, похоже, все больше склоняются к разрыву своих исторических связей с Россией и обращению лицом к Западу.

В недавнем рабочем документе Европейский банк реконструкции и развития отметил, что, хотя эта торговля через такие страны, как Армения, составляет лишь небольшую часть того, что Россия импортировала с запада, «эти суммы велики для стран-посредников» и внесли «значительный вклад» в их экономический рост.

Российских покупателей подержанных автомобилей также можно найти на рынке Эребуни на окраине Еревана, над которым парит заснеженная вершина горы Арарат. В недавнюю субботу группа россиян всех возрастов прошла между очередями машин, желая купить машины как для себя, так и для продажи.

Рынок в Эребуни существует уже несколько десятилетий, но, по словам одного работника рынка, сейчас сюда приезжает гораздо больше россиян. То же самое касается затянувшихся путей импорта в целом, по словам Александра, покупателя в Гюмри.

«Этот бизнес существует давно. Он был суперпопулярен в 1990-е годы, потому что официальный рынок еще не сформировался, дилеры и бренды еще не пришли в Россию», — сказал он, имея в виду период сразу после распада Советского Союза, когда торговля часто была мутной и закулисной.

«Теперь мы снова возвращаемся к этому, — сказал Александр. «90-е возвращаются».

http://www.ft.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу