Глава ФРС: Рост экономики выше тренда может послужить основанием для дальнейшего ужесточения ДКП » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Глава ФРС: Рост экономики выше тренда может послужить основанием для дальнейшего ужесточения ДКП

28 августа 2023 The Wall Street Journal
Делимся с вами переводом выступления главы ФРС США Джерома Пауэлла на экономическом симпозиуме в Джексон-Хоуле.

Доброе утро. На прошлогоднем симпозиуме в Джексон-Хоуле я выступил с кратким и прямым посланием. В этом году мое выступление будет несколько длиннее, но смысл его тот же: задача ФРС – снизить инфляцию до целевого уровня в 2%, и мы сделаем это. За последний год мы значительно ужесточили политику. Хотя инфляция снизилась по сравнению со своим пиком, чему можно только порадоваться, она по-прежнему остается слишком высокой. Мы готовы к дальнейшему повышению ставок, если это будет необходимо, и намерены удерживать политику на ограничительном уровне до тех пор, пока не убедимся, что инфляция устойчиво движется вниз к нашей цели.

Сегодня я проанализирую достигнутые нами успехи и обсужу перспективы и неопределенности, с которыми мы сталкиваемся в процессе достижения целей двойного мандата. В заключение я кратко опишу, что это означает для политики. Учитывая пройденный нами путь, на предстоящих заседаниях мы намерены действовать осторожно, оценивая поступающие данные, а также меняющиеся перспективы и риски.

Снижение инфляции
Продолжающаяся серия высоких темпов роста инфляции первоначально возникла в результате столкновения очень высокого спроса и ограниченного пандемией предложения. К тому моменту, когда Федеральный комитет по операциям на открытом рынке повысил ставку в марте 2022 года, стало ясно, что снижение инфляции будет зависеть как от устранения беспрецедентных искажений спроса и предложения, связанных с пандемией, так и от ужесточения денежно-кредитной политики, что замедлит рост совокупного спроса и даст время предложению наверстать упущенное. Хотя эти две силы в настоящее время совместно работают над снижением инфляции, нам предстоит пройти еще долгий путь, даже несмотря на благоприятные недавние показатели.

В 12-месячном исчислении общая инфляция по индексу потребительских цен (ИПЦ) в США достигла пика в 7% в июне 2022 года и снизилась до 3,3% по состоянию на июль, следуя траектории, примерно соответствующей мировым тенденциям. Именно общую инфляцию домохозяйства и предприятия ощущают на себе самым непосредственным образом, поэтому ее снижение – очень хорошая новость. Однако цены на продовольствие и энергоносители зависят от глобальных факторов, которые остаются нестабильными и могут дать неверный сигнал о том, куда движется инфляция. Далее я сосредоточусь на базовой инфляции по ИПЦ, в которой отсутствуют компоненты, связанные с продуктами питания и энергоносителями.

В 12-месячном исчислении базовая инфляция по ИПЦ достигла пика в 5,4% в феврале 2022 года и постепенно снизилась до 4,3% в июле. Мы рады видеть более низкие месячные показатели базовой инфляции в июне и июле, но два месяца хороших данных – это только начало пути к уверенности в том, что инфляция устойчиво движется к нашей цели. Мы еще не можем знать, в какой степени это снижение продолжится и где будет находиться базовая инфляция в ближайшие кварталы. В 12-месячном исчислении базовая инфляция по-прежнему высока, и для возвращения к ценовой стабильности необходимо пройти еще значительный путь.

Чтобы понять, какие факторы будут определять дальнейший прогресс, полезно отдельно рассмотреть три широких компонента базовой инфляции: инфляцию товаров, инфляцию жилищных услуг и инфляцию всех прочих услуг (иногда мы называем эту категорию нежилищными услугами).

Базовая инфляция резко снизилась, особенно по товарам длительного пользования. Ее снижению способствуют как ужесточение денежно-кредитной политики, так и медленное преодоление диспропорций в спросе и предложении. Хорошей иллюстрацией может служить сектор автотранспорта. В начале пандемии спрос на автомобили резко вырос, чему способствовали низкие процентные ставки, бюджетные трансферты, сокращение расходов на личные услуги, а также отказ от использования общественного транспорта и проживания в городах. Однако из-за нехватки полупроводников предложение автомобилей фактически сократилось. Цены на автомобили резко возросли, и возник большой объем отложенного спроса. По мере того как пандемия и ее последствия ослабевали, производство и запасы росли, и предложение улучшалось. В то же время повышение процентных ставок негативно отразилось на спросе. С начала прошлого года процентные ставки по автокредитам выросли почти в два раза, и покупатели отмечают, что повышение ставок сказывается на доступности автомобилей. В целом инфляция на транспортные средства резко снизилась благодаря совокупному воздействию факторов спроса и предложения.

Аналогичная динамика наблюдается и в отношении базовой инфляции товаров в целом. Со временем эффект от сдерживания денежно-кредитной политики должен проявиться более полно. За последние два месяца цены на товары снизились, но в 12-месячном исчислении базовая инфляция остается значительно выше допандемического уровня. Необходим устойчивый прогресс, и для его достижения следует проводить ограничительную денежно-кредитную политику.

В жилищном секторе, чувствительном к процентным ставкам, последствия монетарной политики стали очевидны почти сразу. В течение 2022 года ставки по ипотечным кредитам удвоились, что привело к падению объемов ввода и продажи жилья и резкому снижению цен на него. Рост рыночной арендной платы вскоре достиг максимума, а затем неуклонно снижался. В дальнейшем, если рост арендной платы установится на допандемическом уровне, инфляция жилищных услуг также должна снизиться. Мы продолжим внимательно следить за данными по арендной плате, чтобы получать сигналы о повышательных и понижательных рисках для инфляции жилищных услуг.
Последняя категория – нежилищные услуги – составляет более половины базового ИПЦ и включает в себя широкий спектр услуг, таких как здравоохранение, питание, транспорт и жилье. В 12-месячном исчислении инфляция в этом секторе движется в боковом направлении. Однако инфляция за последние три и шесть месяцев снизилась, что не может не радовать. Отчасти сдержанное снижение инфляции в секторе услуг, не связанных с жилищными, объясняется тем, что многие из этих услуг в меньшей степени пострадали от узких мест в глобальных цепочках поставок и, как правило, считаются менее чувствительными к процентным ставкам, чем другие сектора, такие как жилищное строительство или производство товаров длительного пользования. Учитывая масштабы этого сектора, дальнейший прогресс в нем будет иметь большое значение для восстановления ценовой стабильности. Со временем ограничительная денежно-кредитная политика поможет привести совокупный спрос и предложение в равновесие, снизив инфляционное давление.

Перспективы
Что касается перспектив, то, хотя дальнейшее ослабление последствий пандемии должно продолжить оказывать некоторое понижательное давление на инфляцию, ограничительная денежно-кредитная политика, вероятно, будет играть все более важную роль. Ожидается, что для устойчивого снижения инфляции до уровня 2% потребуется период экономического роста ниже тренда, а также некоторое смягчение условий на рынке труда.

Экономический рост
Ограничительная денежно-кредитная политика приводит к ужесточению финансовых условий, что должно способствовать росту экономики ниже тренда. С момента проведения прошлогоднего симпозиума двухлетняя реальная доходность выросла примерно на 250 базисных пунктов, а долгосрочные реальные доходности выросли почти на 150 базисных пунктов. Помимо изменения процентных ставок, ужесточились стандарты банковского кредитования, и рост кредитования резко замедлился. Такое ужесточение финансовых условий обычно способствует замедлению роста экономической активности, что находит свое подтверждение и в данном цикле. Например, рост промышленного производства замедлился, а объем инвестиций в жилищное строительство сокращался в каждом из последних пяти кварталов.

Однако мы внимательно следим за признаками того, что охлаждение экономики, возможно, происходит не так, как ожидалось. До сих пор в этом году темпы роста ВВП были выше ожиданий и выше долгосрочной тенденции, а последние показатели потребительских расходов оказались особенно высокими. Кроме того, после резкого замедления роста в последние 18 месяцев жилищный сектор демонстрирует признаки оживления. Дополнительные свидетельства сохранения темпов роста выше тренда могут поставить под угрозу дальнейший прогресс в области инфляции и послужить основанием для дальнейшего ужесточения денежно-кредитной политики.

Рынок труда
Восстановление баланса на рынке труда продолжается, однако оно остается неполным. Предложение рабочей силы улучшилось благодаря более активному участию работников в возрасте от 25 до 54 лет и росту иммиграции до уровня, существовавшего до пандемии. Так, коэффициент участия в рабочей силе женщин, находящихся в активном трудоспособном возрасте, в июне достиг исторического максимума. Кроме того, спрос на рабочую силу снизился. Число вакансий остается высоким, но имеет тенденцию к снижению. Рост числа рабочих мест значительно замедлился. За последние шесть месяцев общее количество отработанных часов почти не изменилось, а средняя продолжительность рабочей недели снизилась до нижней границы диапазона, существовавшего до пандемии, что свидетельствует о постепенной нормализации ситуации на рынке труда.

Такое восстановление баланса привело к ослаблению давления на заработную плату. Рост заработной платы по целому ряду показателей продолжает замедляться, пусть и постепенно. Хотя рост номинальной заработной платы в конечном итоге должен замедлиться до темпов, соответствующих инфляции на уровне 2%, для домохозяйств важен рост реальной заработной платы. Даже несмотря на замедление роста номинальной заработной платы, реальный рост заработной платы увеличивается по мере снижения инфляции.

Мы ожидаем, что ребалансировка рынка труда продолжится. Признаки того, что напряженность на рынке труда перестает ослабевать, также могут потребовать ответных мер в области денежно-кредитной политики.

Неопределенность и управление рисками на перспективу
Целью по инфляции является и продолжит оставаться уровень в 2%. Мы стремимся к достижению и поддержанию достаточно жесткой денежно-кредитной политики, чтобы со временем снизить инфляцию до этого уровня. Конечно, сложно определить в реальном времени, когда цель будет достигнута. Существуют некоторые проблемы, характерные для всех циклов ужесточения. Например, реальные процентные ставки сейчас положительны и значительно превышают общепринятые оценки нейтральной процентной ставки. Мы считаем текущую политику ограничительной, оказывающей понижательное давление на экономическую активность, найм и инфляцию. Однако мы не можем с уверенностью определить нейтральную процентную ставку, и поэтому всегда существует неопределенность в отношении точного уровня сдерживания денежно-кредитной политики.

Эта оценка еще более осложняется неопределенностью в отношении длительности лагов, с которыми ужесточение денежно-кредитной политики влияет на экономическую активность и особенно на инфляцию. С момента проведения симпозиума год назад комитет повысил ставку на 300 базисных пунктов, в том числе на 100 базисных пунктов за последние семь месяцев. Кроме того, мы существенно сократили объем наших ценных бумаг.

Помимо традиционных источников неопределенности уникальные для данного цикла диспропорции спроса и предложения создают дополнительные сложности, оказывая влияние на инфляцию и динамику рынка труда. Например, до сих пор число вакансий существенно сокращалось без роста безработицы, что является весьма приятным, но исторически необычным результатом, который, по-видимому, отражает значительный избыточный спрос на рабочую силу. Кроме того, есть свидетельства того, что инфляция стала более чутко реагировать на напряженность на рынке труда, чем в последние десятилетия. Эти изменения могут сохраниться, а могут и не сохраниться, и неопределенность подчеркивает необходимость оперативного принятия политических решений.

Неопределенности, как старые, так и новые, усложняют нашу задачу сбалансировать риск как чрезмерного ужесточения денежно-кредитной политики, так и риск слишком слабого ужесточения. Слишком слабое ужесточение может привести к закреплению инфляции выше целевого уровня и, в конечном счете, к необходимости достижения более устойчивой инфляции ценой негативных последствий для занятости. Слишком сильное ужесточение также может нанести неоправданный вред экономике.

Заключение
Как это часто бывает, мы ориентируемся по звездам при пасмурном небе. В таких условиях очень важны вопросы управления рисками. На ближайших заседаниях мы будем оценивать достигнутый прогресс, исходя из совокупности данных и меняющихся перспектив и рисков. Мы намерены осторожно принимать решения о дальнейшем ужесточении или, напротив, о сохранении ставки на прежнем уровне. Восстановление ценовой стабильности необходимо для выполнения обеих сторон нашего двойного мандата. Стабильность цен необходима нам для того, чтобы обеспечить устойчивый период благоприятных условий на рынке труда, от которых выиграют все. Мы намерены продолжать начатую работу до тех пор, пока она не будет завершена.

Источник: видео «Fed Chair Powell Speaks at Jackson Hole Symposium | WSJ»

http://www.wsj.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter