19 сентября 2023 Financial Times | Нефть
Саудовская Аравия и Россия сократили поставки в условиях рекордного мирового спроса
Цены на нефть превысили отметку $90 за баррель и продолжают расти. На момент публикации баррель нефти Brent уже продается почти по $95 — это самая высокая цена, за последние 10 месяцев. Удорожание нефти грозит разгоном инфляции, которая может нанести ущерб мировой экономике, оказавшейся на удивление устойчивой.
Почему растут цены на нефть
Более благоприятные, чем ожидалось, экономические условия в крупных энергопотребляющих странах, таких как США, подняли мировой спрос на нефть к новым рекордам: в этом году, согласно прогнозам, мир потребляет в среднем беспрецедентные 101.8 млн баррелей в день. Усилия Саудовской Аравии и России по ограничению поставок также убрали часть баррелей с рынка, истощив запасы нефти. Ранее в этом месяце Эр-Рияд и Москва продлили соглашение о сокращение добычи и экспорта до конца 2023 года.
«Это история о том, что спрос на нефть действительно держится на высоких уровнях, а Саудовская Аравия и ОПЕК очень эффективно регулируют предложение, провоцируя значительные колебания настроений на рынке с июня», — комментирует Раад Алкадири, аналитик Eurasia Group в Вашингтоне.
Международное энергетическое агентство и ОПЕК недавно опубликовали обновленные прогнозы, согласно которым в условиях сокращенных поставок до конца года на нефтяных рынках сохранится дефицит.
«Саудовско-российский альянс становится серьезным вызовом для нефтяных рынков», — заявили на минувшей неделе в МЭА.
Как высоко поднимутся цены
Международный эталон нефти Brent превысил отметку $95 за баррель, увеличившись с июня более чем на 25%. Американский эталон West Texas Intermediate установился на отметке $92.5. Оба сорта достигли максимальных уровней с 2023 года. По прогнозам многих аналитиков, из-за высокого спроса, ограниченных поставок и отсутствия у администрации США инструментов для сдерживания цен в ближайшие недели нефть может добраться до отметки $100.
«Мировой спрос на нефть находится на рекордно высоком уровне», — комментирует Аль Салазар, аналитик компании Enverus Intelligence Research. «Мы никогда не потребляли столько, а ОПЕК при этом сокращает добычу. Третий компонент — запасов сырой нефти и нефтепродуктов относительно мало».
Салазар добавил: «Brent будет по $100 — это простая математика».
Когда цены на нефть взлетели после начала военного конфликта между Россией и Украиной в 2022 году, президент США Джо Байден вмешался в ситуацию, выпустив часть баррелей из Стратегического нефтяного резерва США. Выступая на этой неделе в штате Мэриленд, президент пообещал, что «снова снизит цены на бензин». Но после того как из резерва было израсходовано почти 300 млн баррелей, Вашингтон, по мнению аналитиков, имеет меньше возможностей влиять на цены.
«Администрация Байдена использовала все свои возможности раньше времени, и теперь у них осталось не так много вариантов, чтобы сдержать рост цен», — считает Амрита Сен, директор по исследованиям и соучредитель консалтинговой компании Energy Aspects.
Что это означает для экономики
Рост цен на нефть вновь подстегивает инфляцию, угрожая сбить с курса кампанию Федеральной резервной системы США по сдерживанию цен как раз в тот момент, когда она, казалось бы, должна была принести свои плоды. По данным Бюро трудовой статистики, опубликованным на прошлой неделе, рост цен на бензин стал основной причиной повышения потребительских цен в США в августе на 3,7% в годовом исчислении против роста на 3,2% в июле.
Цены на бензин в США — один из наиболее заметных признаков инфляции — с начала года подскочили более чем на четверть и составили в понедельник $3,88 за галлон (около $1 за литр), по данным ассоциации автомобилистов AAA. Цена на дизельное топливо, крайне важное для грузоперевозок, сельского хозяйства и других отраслей, также растет: за последние три месяца она выросла почти на 20% и достигла $4,57 за галлон (около $1.2 за литр).
Что это означает для нефтедобывающих компаний
Повышение цен приведет к росту прибылей нефтедобывающих компаний, но вряд ли будет способствовать увеличению внутреннего производства, достаточному для выравнивания темпов роста, считают аналитики.
Американская индустрия сланцевой нефти, некогда известная своими неистовыми тратами на бурение, под давлением Уолл-стрит стала подходить к экспансии гораздо осторожнее. Теперь она предпочитает возвращать деньги акционерам в виде дивидендов и обратного выкупа акций, а не наращивать объемы добычи нефти.
«Сланцевики не хотят вкладывать средства в добычу, — говорит Бенджамин Хофф, руководитель отдела сырьевых товаров Societe Generale. По словам Хоффа, темпы роста замедлились, и многие частные компании, готовые запустить буровые установки, были поглощены более осторожными государственными операторами.
В прошлом месяце Рик Манкриф, исполнительный директор Devon Energy, одной из крупнейших компаний, занимающихся бурением сланцевых месторождений, подтвердил эту мысль, заявив инвесторам: «Мы глубоко привержены дисциплинированному стремлению к созданию стоимости на акцию, а не к росту объемов производства».
http://www.ft.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу