Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Остров невезения. Как богатейшее государство Науру стало банкротом » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Остров невезения. Как богатейшее государство Науру стало банкротом

6 ноября 2023 БКС Экспресс
Хорошо ли это, когда у страны есть много полезных ресурсов? Да, но нужно уметь правильно управлять процессами, чтобы экономика развивалась. История самого маленького на Земле островного государства Науру рассказывает о том, как огромные запасы фосфоритов сначала сделали его очень богатым, а затем превратили в банкрота.

Начало эпохи

Остров Науру площадью всего 21 тыс. квадратных километров, расположенный между Австралией и Гавайями, был заселен людьми около 3 тыс. лет назад. Однако история его освоения другими странами началась лишь в конце XVIII века, когда в 1798 г. британский капитан китобойного судна Джон Фирн стал первым европейцем, приблизившимся к острову. В середине XIX века там поселились несколько бежавших контрабандистов, которые нашли на Науру убежище.

В 1888 г., в период разграничения сфер влияния между Британией и Германией в центральной и западной частях Тихого океана остров перешел к немцам. Аннексия привела к остановке кровавых междоусобных войн, сковавших остров, и принесла туда цивилизацию. В стране заработала радиостанция, была построена библиотека и появились собственные почтовые марки.

Наконец в 1899 г. геолог и работник британской «Компании тихоокеанских островов» Альберт Эллис обнаружил, что 80% всего острова, то есть поднятое плато, которое науруанцы называли «верхней стороной», состоит из фосфоритов. В 1906 г. компания выкупила у Германии права на добычу полезных ископаемых на 99 лет. Так началась эпоха добычи фосфорной руды на маленьком острове.

Начало добычи и две войны

Местные жители не слишком хотели работать на месторождениях, поэтому на остров хлынули мигранты из других стран. Добыча шла ударными темпами, и к началу 1920-х гг. страна экспортировала около 200 тыс. тонн фосфоритов в год. К тому моменту, после Первой мировой войны, управление Науру перешло к Австралии.

Единственный раз добыча на острове останавливалась только в период Второй мировой войны, когда в Тихом океане проходили бои между США и Японией. В итоге японские войска сумели вторгнуться на остров, четверть местного населения погибла.

В 1947 г. после окончания Второй мировой войны японцы покинули территорию острова, и он перешел в юрисдикцию ООН. Тогда организация передала Науру под опеку Великобритании, Новой Зеландии и Австралии. В итоге последняя снова стала им управлять. Добыча возобновилась: к 1968 г., когда страна обрела независимость, ее берега покинуло около 35 млн тонн сырья.

Стоит отметить, что развернутое производство губило природу острова, земля становилась попросту непригодной для жизни. При этом науруанская экономика, несмотря на огромные объемы добычи, получала крайне мизерные отчисления.

Остров невезения. Как богатейшее государство Науру стало банкротом

Так выглядит большая часть острова, где шла разработка месторождений. Источник: wikipedia.org

Независимость и процветание

В январе 1968 г. Науру получила независимость, а в 1970 г. выкупила активы Британской комиссии по фосфатам за 21 млн австралийских долларов. С этого времени для страны началась «золотая эпоха», в частности из-за того, что стоимость тонны фосфатной руды взлетела с $10 до $65.

Местные власти решили увеличить экспорт сырья, несмотря на то, что знали: месторождения опустеют в течение срока жизни одного-двух поколений. К 1975 г. фонд роялти фосфатов Науру оценивался в 1 млрд австралийских долларов. Их ВВП стал вторым в мире, уступая лишь Саудовской Аравии.

Экономика развивалась. В стране появились своя железная дорога и собственная авиакомпания. В месяц каждый местный житель получал от $40–50 тыс., поскольку четверть получаемых от продажи фосфоритов доходов делилась между собственниками участков (почти половина от коренных жителей), а остальные деньги вкладывались в национальный трастовый фонд, дивиденды при этом получали все без исключения коренные наурийцы. Помимо этого, власти ввели в стране бесплатное образование и медицину, а также сдавали местным жилье за символическую плату и обеспечивали нуждающихся работой.

Кто-то вкладывал деньги в зарубежные активы, другие же выбрали жить здесь и сейчас, привозя на остров дорогие вещи. Внезапно популярность на Науру приобрели спортивные автомобили, хотя на острове была одна дорога протяженностью 40 километров. Так, местный начальник полиции импортировал Lamborghini, а затем понял, что не может в него поместиться.

С приходом «красивой» жизни подавляющее большинство местных жителей почти перестали работать, потому что в этом не было необходимости. Они вели малоподвижный образ жизни и пристрастились к вредным привычкам. В итоге больше половины наурунян имели лишний вес, и сейчас четверть коренного населения страдает сахарным диабетом.

Правительство скупало в собственность государства яхты, круизные лайнеры, самолеты, и даже построило небоскреб в Мельбурне. Однако к 1990-м запасы фосфора на острове стали иссякать.

Как все разрушилось

Власти Науру решили диверсифицировать экономику, понимая, что запасы ископаемых на исходе. С 1990-х страна обратилась к оффшорной банковской деятельности, к тому моменту лицензировав 400 иностранных банков. Так, чтобы открыть банк с регистрацией на острове, не нужно было даже приезжать сюда, а ведение учетной документации не было обязательным. К тому же страна предоставляла «экономическое гражданство» всем желающим, выдавая свои паспорта. Правительство зарабатывало миллионы долларов на сборах, однако эти схемы превратили Науру в убежище от уплаты налогов.


Остатки платформ, по которым фосфориты загружались на корабли. Источник: shutterstock.com

Это привело к тому, что в 1999 г. США запретило проводить долларовые операции со страной, назвав ее центром для отмывания денег, которым пользуются преступники по всему миру.

Кроме того, власти Науру не оставляли попыток получить компенсацию за ущерб, принесенный добычей фосфоритов на острове, обратившись в международный суд. Австралия пошла навстречу, согласившись выплачивать 2,5 млн австралийских долларов ежегодно в течение 20 лет, а Великобритания и Новая Зеландия заплатили по 12 млн долларов единовременно. Однако это не помогло.

Науру погрязла в долгах, большую часть купленного за границей имущества пришлось продать. К началу XX века цены на фосфориты значительно снизились, поставки кратно уменьшились: с 500 до 22 тыс. тонн ежегодно. Вкупе с неэффективным финансовым управлением это привело к коллапсу экономики. Государство фактически стало банкротом.

В начале 2000-х гг. науруанские власти согласились разместить на своей территории лагеря для беженцев, просивших убежища в Австралии. На период ожидания их размещали на острове, взамен Науру получало от австралийских властей деньги и топливо. Однако условия для жизни во временных лагерях были ужасающими.

«Абсолютно нечего делать. Деревьев нет. Травы нет. Там даже птиц не так много. Вот и живем в такую ??жару без кондиционеров в палатках. Это просто отчаяние, которое я не могу выбросить из головы», — рассказывала австралийская медсестра Марианна Эверс, проработавшая там три недели.

Правозащитники обвинили австралийцев в жестоком обращении с беженцами. Программа была свернута.

Безработица в стране превратилась в эпидемию. Внутриполитические конфликты привели к беспорядкам, в результате которых сгорела резиденция президента. Сегодня уровень жизни в Науру очень низкий, процветают коррупция и алкоголизм, а местные жители стараются оттуда уехать.


Территория острова завалена мусором. Источник: shutterstock.com

Но сильнее всего пострадала природа. На месте добычи фосфоритов остались лишь острые скалы, которые нельзя засадить деревьями, экология практически полностью разрушена. Остров завален мусором, в том числе дорогими автомобилями, вышедшими из строя. На их вывоз у государства просто нет денег.

Сегодня в Науру живет около 11 тыс. жителей. Миграционный прирост населения отрицательный — прогнозируется, что в 2023 г. Науру покинет 171 человек. Из-за того, что большую часть территории в 21 квадратный километр занимают отработанные фосфорные месторождения, пригодной для жизни остается лишь узкая прибрежная полоса. ВВП страны в текущем году оценивается в $151,3 млн.