15 ноября 2023 Financial Times
Западные страны пытаются найти более надежные способы, чтобы обеспечить соблюдение ограничений на российскую нефть
В соответствии с новыми планами ЕС Дания сможет проверять и блокировать танкеры с российской нефтью, проходящие через ее территориальные воды, поскольку западные державы намерены обеспечить соблюдение ценового потолка, который Кремль научился обходить. По словам источников, осведомленных о переговорах в Брюсселе, Дания сосредоточит внимание на танкерах, пересекающих Датские проливы без западной страховки, в рамках законов, которые позволяют государствам проверять суда, которые, по их мнению, представляют угрозу для окружающей среды.
Вся российская нефть, поставляемая через Балтийское море, — примерно 60% от общего объема морского экспорта нефти из страны — пересекает узкие Датские проливы по пути на международные рынки. Предложение поступило после того, как западные чиновники признали, что экспортируемая из России нефть практически не продавалась дешевле $60 за баррель в прошлом месяце — через 11 месяцев после того, как группа G7 приняла данную меру после начала конфликта на Украине.
Доходы от продажи нефти являются важнейшим источником доходов в военный бюджет страны. Доходы от продажи российской нефти в этом году позволили Владимиру Путину обеспечить финансирование армии, тогда как Украину все больше беспокоит, сможет ли Запад и дальше оказывать ей финансовую поддержку.
Ограничение, введенное G7, предполагает, что западные страховщики могут обеспечивать покрытие для российских поставок только в том случае, если нефть продается менее чем за $60 за баррель. Однако возникли подозрения, что все большее число танкеров, перевозящих российскую нефть, отправляются в рейс с поддельной документацией или незападной страховкой.
ЕС обеспокоен, что незападные страховые полисы могут оказаться недействительными в случае разлива нефти. Объем российской нефти, ежедневно транспортируемой через Датские проливы, составляет примерно 2 млн баррелей, что эквивалентно трем судам класса Aframax, которые обычно используются для российского экспорта.
«Ключевым моментом является обеспечение соблюдения страховых правил, — заявил один из чиновников. — Сейчас это делается лишь частично... прибрежные государства вправе получить подтверждения».
По словам чиновников, требование надлежащей страховки от фирм с хорошей репутацией оправдано, учитывая, что российская нефть часто перевозится на старых судах из так называемого «теневого флота», которые более подвержены поломкам или разливам, что может привести к серьезной экологической катастрофе.
Будет ли работать новая мера
Конвенция ООН по морскому праву, регулирующая морское судоходство, включает положения, позволяющие государствам «начать разбирательство, включая задержание судна», при наличии «явных объективных доказательств» того, что судно представляет серьезную угрозу с точки зрения ущерба для прибрежных районов. Тем не менее чиновники считают, что реализация данного предложения зависит от способности военно-морских властей Дании останавливать и проверять танкеры, при этом возникает вопрос, что будет делать Копенгаген, если судно откажется остановиться.
«Судя по всему, все эти обсуждения сводятся к тому, чтобы усложнить жизнь России и покупателям ее нефти, — отметил Хеннинг Глоштейн из Eurasia Group. — Если удастся сделать бюрократические вопросы и риски, связанные с торговлей российской нефтью, более обременительными, ожидается, что покупатели начнут требовать увеличения скидок в связи с возникшими проблемами».
Представитель оборонного командования Дании заявил Financial Times: «Словом, мы не проверяем документы или суда, проходящие через проливы, если только это не связано с безопасностью в море». Датское правительство отказалось от комментариев. Европейская комиссия отказалась комментировать предлагаемые меры, но заявила, что Урсула фон дер Ляйен пообещала предпринять дальнейшие «действия для ужесточения ценового ограничения на нефть».
Ценовой потолок призван сократить доходы России от наиболее ценного вида экспорта страны и при этом сохранить поставки нефти в незападные страны из опасений, что полное эмбарго привело бы к серьезным проблемам на мировом рынке нефти.
ЕС рассматривается и другие меры в рамках нового пакета санкций, официальное обсуждение которых государствами-членами запланировано на эту неделю. Они будут нацелены на судоходные компании, которые продают старые суда для российского «теневого флота», а также страны, которые позволяют этим судам ходить под своим национальным флагом.
http://www.ft.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу