Российский алкоголь ищет поддержки на внутренних рейсах » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Российский алкоголь ищет поддержки на внутренних рейсах

30 января 2024 ИХ "Финам" Братерский Александр
В России на внутренних рейсах могут разрешить продавать алкоголь. Ранее протекционистские меры помогли российским виноделам: по итогам 2022 года они смогли занять более половины рынка, однако это «хрупкое равновесие», считает эксперт.

В марте Госдума рассмотрит законопроект, который даст возможность продавать алкоголь пассажирам внутренних рейсов, пишут «Известия» cо ссылкой на проект правительства. Инициатор законопроекта - Минфин России, по мнению которого, мера поддержит отечественных производителей алкоголя, пострадавших во время пандемии. Правда, действовать она будет как временная до 30 июня 2026 года.

Интерес к отечественным винам существенно вырос после принятия закона "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации". Как отмечал «Коммерсант» со ссылкой на игроков рынка, закон привел к увеличению инвестиций в этот бизнес и увеличению числа виноградников. Согласно данным министерства сельского хозяйства, в 2022 году в стране был рекорд сбора винограда: 890 тысяч тонн, что на 18% больше урожая 2020 года. Кроме того, впервые в новейшей истории страны площадь виноградников превысила 100 тысяч гектаров, отметили в Минсельхозе.

Для защиты отечественных производителей власти вводили и ряд протекционистских мер. В июле 2023 года власти повысили пошлины на ввоз вина из «недружественных» стран почти вдвое. По данным Аналитического управления Росалкогольтабакконтроля, которые приводили «Ведомости», рост пошлин привел к увеличению российской винодельческой продукции с 52,5% до 53,8%.

Протекционистские меры, к которым прибегает российское государство, доказали свою действенность, причем подобными мерами пользуются и западные страны, защищающие своих производителей, говорит говорит Finam.ru винный консультант, основатель рейтинга TOP100Wines Игорь Сердюк.

Как отмечает эксперт, по итогам 2022 года отечественные производители заняли более половины российского винного рынка. Однако Сердюк характеризует ситуацию для российских виноделов как «хрупкое равновесие»: и 2022 год, и часть 2023 года прошли для них под знаком борьбы за удержание своих позиций на рынке. Большинство из них по-прежнему имеют в себестоимости своих вин достаточно весомую импортную составляющую, кроме того, им мешали курс рубля и подорожавшие логистические услуги. К тому же иностранные импортеры воспользовались всеми открывшимися возможностями, включая параллельный импорт, рассказывает эксперт.

«Надо быть реалистом и не поддаваться иллюзиям, что иностранные производители ушли из России. Они не ушли, даже крупные концерны, которые были представлены флагманскими магистральными брендами, заместили свои бренды на «младшие» торговые марки. К тому же много крепкого алкоголя привозится в Россию и здесь разливается под контролем специалистов», - говорит Сердюк.

Индийский виски спешит на помощь
В мае 2023 года о прекращении поставок в Россию своей линейки виски Chivas Regal, Royal Salute, The Glenlivet, Jameson, Ballantine's сообщила французская компания Pernod Ricard. Однако для полного сворачивания бизнеса потребовалось немало времени. При этом продукция ушедших из России компаний по-прежнему широко представлена на прилавках российских магазинов, куда попадает по «параллельному импорту». Как известно, еще в ноябре 2022 года Минпромторг разрешил импорт более 40 алкогольных брендов, в большей степени «виски».

Однако понимая, что в будущем с «параллельным импортом» крепкого алкоголя могут возникнуть трудности, российские поставщики стали активно искать производителей виски в «дружественных» странах. Одной из них стала Индия, которая давно производит свой собственный виски вполне неплохого качества, хотя и значительно уступающего западным. Для Индии виски становится одной из важных статей экспорта. Как отмечает индийское издание Business Standart, ccылаясь на маркетинговую компанию Bonafide Research, продажи марок индийского виски на мировом рынке к 2027 году могут увеличиться на 22%. Другие российские производители идут иным путем. Российские игроки ищут возможности производить виски для российского рынка в «дружественных» странах, например, в Китае.

Однако эксперты рынка скептически относятся к успеху «китайского» виски в России. В свою очередь, Калужский ликероводочный завод «Кристалл» выпустил на рынок крепкий напиток Konig Heiler, аналог популярного в России травяного ликера Jagermeister. В компании уверены, что расширение линейки ликеров, которые могут отчасти заменить иностранные бренды, поможет компании улучшить свои финансовые результаты. IPO «Кристалла» на Московской бирже планируется в феврале.

Впрочем, многим сегодня не до качественных алкогольных брендов. Хотя, по данным Минздрава, потребление алкоголя в стране с 2008 по 2021 год снизилось почти на 43%, пандемия, а затем начало СВО изменили ситуацию в худшую сторону, отмечает FinExpertiza. Основатель рейтинга TOP100Wines Игорь Сердюк также отмечает, что по итогам 2022 года в стране выросло потребление крепкого алкоголя, а вина - упало. «Это связано с падением покупательской способности. Как только вырастет покупательская способность, вырастет и потребление вина», - пояснил он.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter