3 июня 2024 Айгенис | IVA Technologies
IVA Technologies (ПАО “ИВА”), крупнейший игрок на российском рынке корпоративных коммуникаций, выходит на IPO. Благодаря технологическому лидерству среди российских компаний IVA Technologies стала одним из главных бенефициаров тренда в России на импортозамещение и повышение информационной безопасности после ухода из страны западных конкурентов. Эти факторы позволили компании показать в 2021-2023 гг. одни из самых высоких показателей темпа роста и рентабельности не только в секторе, но и среди российских IT-компаний в целом. IVA Technologies выходит на рынок IPO с целью профинансировать стратегию развития на рынке с огромным потенциалом.
Параметры IPO
ИВА планирует разместить 11 млн акций (11% капитализации). Торги начнутся 4 июня на Московской бирже. Ожидается, что акции компании будут включены во второй уровень листинга.
ИВА оценила себя в 28 — 30 млрд руб., а диапазон объема размещения составит 3.1 — 3.3 млрд руб., диапазон цены акции составит 280 — 300 руб. Инвесторам будут предложены акции действующих акционеров (т.е. размещение проходит без допэмиссии).
В течение 30 дней средства от продажи 1 млн акций могут быть использованы для стабилизации цены на вторичных торгах. Действующие акционеры примут на себя обязательства, связанные с ограничением на отчуждение акций в течение 180 дней после окончания IPO.
Финансовые показатели в 2023 г.
Выручка: 2.4 млрд руб. (+77% г/г)
EBITDA: 2.0 млрд руб. (+83% г/г)
Рентабельность EBITDA: 80% (+3 п.п.) Чистый долг/EBITDA на конец года: 0
Оценка
Согласно нашей оценке, справедливая стоимость акционерного капитала ИВЫ составляет 34 млрд руб. исходя из мультипликаторов EV/EBITDА 2024 = 12, прогнозной EBITDA 2024 =2.8 млрд руб. (+40% г/г) и чистого долга 2023 г. = -0.4 млрд руб.
Мультипликатор EV/EBITDA = 12 рассчитан на основе сравнительного анализа российских технологических компаний с учетом прогнозных темпов роста EBITDA. Более высокий мультипликатор для ИВЫ по сравнению с компаниями с аналогичным темпом роста объясняется ее более высокой рентабельностью.
Мы прогнозируем темп роста EBITDA ИВЫ на горизонте трех лет = 40% исходя из расчетов консалтинговой компании J’son Partners, которая прогнозирует CAGR рынка корпоративных коммуникациях в сегменте российских разработчиков до 2028 г. на уровне 33%. Далее мы корректируем эту цифру для ИВЫ вверх как для технологического лидера сектора.
Сравнительный анализ компаний технологического сектора

Описание бизнеса
О компании
IVA Technologies образована в 2017 г. Компания начала деятельность с разработки платформы видеоконференцсвязи, после чего переключилась на создание экосистемы, охватывающей полный спектр решений в области корпоративных коммуникаций.
Основными акционерами являются Андрей Зокин (26%) и менеджмент: Николай Ивенев (32%), Станислав Иодковский (20%), Евгений Терентьев (18%).
Продукция
Основным продуктом компании является платформа видеоконференцсвязи (82% выручки в 2023 г.) Портфель продуктов образует экосистему, в которую входят платформа видеоконференцсвязи как on-premise (на собственных серверах), так и в облаке, телефония, мессенджер, почта и другие решения. Также IVA Technologies выпускает видеотерминалы и IP-телефоны на четырех производственных площадках, что при необходимости закрывает потребность клиентов в новом оборудовании.
Положение на рынке
IVA Technologies занимает третье место на рынке корпоративных коммуникаций с долей 4%, уступая VK WorkMail и Yealink. Западные игроки представлены таким компаниями, как IBM, Microsoft, Oracle, Cisco и др.
В сегменте видеоконференцсвязи доля компании составляет 24%. Ближайшие конкуренты: TrueConf (17%), Протей (11%), МТС Линк (9%) и VK Workmail (8%). IVA Technologies имеет 49% долю в ключевом, on-premise, сегменте.
Клиентская база насчитывает более 500 компаний, включая крупнейшие частные и государственные корпорации. Топ-10 клиентов приносят около половины выручки.
Конкурентные преимущества
Компания использует только собственные разработки, не зависящие от open-source.
Широкий продуктовый портфель: IVA Technologies обладает наиболее сильным продуктовым предложением по сравнению как с зарубежными, так и c российскими разработчиками. Экосистема компании позволяет покрыть весь спектр задач, связанных с корпоративной коммуникацией.
Перед западными разработчиками: переход клиента от одного разработчика к другому сопряжен с высокими затратами клиента из-за необходимости замены всей корпоративной системы коммуникаций. Высокие затраты существенно снижают риск ухода клиента к западному разработчику в случае его повторного появления на российском рынке.
Драйверы роста компании
Высокий потенциал роста рынка. Согласно прогнозам J’son Partners, рынок корпоративных коммуникаций будет расти с CAGR 15% в течение следующих пяти лет, при этом российские разработчики будут расти с CAGR 33% благодаря импортозамещению и господдержке.
Импортозамещение. Доля западных разработчиков на российском рынке корпоративных коммуникаций снизилась с 71% в 2021 г. до 55% в 2023 г. и, по оценкам J’son Partners она сократится до 9% через пять лет. Переход на отечественные решения будет обусловлен необходимостью замены западных решений на фоне прекращения поддержки своих продуктов зарубежными разработчиками и повышенных рисков отключения.
Господдержка. В рамках поддержки политики импортозамещения и укрепления технологического суверенитета страны государство продолжит накладывать законодательные ограничения на закупку зарубежного оборудования и программного обеспечения, предъявлять высокие требования к информационной безопасности и стимулировать отрасль налоговыми льготами.
Специфические риски
Конкуренция со стороны российских разработчиков из-за высокой фрагментации рынка
Возвращение западных разработчиков на российский рынок Высокая доля выручки на одного клиента
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба